4 комментария
    4 класса
    История проекта 2 Каргапольцев Сергей Юрьевич-- канд. ист. наук, член Санкт-Петербургского Союза Ученых; доцент кафедры истории Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета; археология и этногенез поздней античности и раннего средневековья, городская археология, военная история, источниковедение. Статья С.Ю. Каргапольцева "Щит и меч" великой державы " посвящена важной и актуальной теме - истории отечественного военно-морского флота периода глобального противостояния СССР и США в годы Холодной войны. Посвящаю светлой памяти моего отца - Ю.М. Каргапольцева - офицера-подводника ВМФ СССР, всегда и везде честно исполнявшего свой долг «ЩИТ И МЕЧ» ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ (атомные подводные ракетные крейсеры стратегического назначения проекта 667) ... Поворотным моментом в развитии событий стала разработка академиком В. П. Макеевым (СКБ-385) в 1964 г. новой одноступенчатой жидкотопливной баллистической ракеты Р-27 (РСМ-25) с дальностью поражения 2500 км (боеголовка 650 кг мощностью 1 Мт, круговое вероятное отклонение от цели 1,3 км). Под эту ракету и был в спешном порядке адаптирован в ЦКБ-18 (позднее наименование ЦКБ МТ «Рубин»), под руководством С.Н. Ковалева в 1964-1966 гг., Уже существовавший с 1961 г. прототип, ставший первым советским атомным подводным ракетным крейсером стратегического назначения (АПРКСН) пр. 667А. Корабль относился ко второму поколению, имел двойной корпус с 10-ю отсеками (1-й - торпедный, 2-й - аккумуляторный и жилой, 3-й - центральный пост, 4-й и 5-й - ракетные, 6-й -- дизель-генераторный, 7-й - реакторный, 8-й и 9-й - турбинные, 10-й - электродвигательный) и был оснащен ракетным комплексом «Д-5» (16 пусковых шахт, расположенных в два ряда на корпусе за рубкой) . Все еще незначительная полетная дальность ракет компенсировалась ударной мощностью скорострельности: уже 19 декабря 1969 г. впервые в мире с борта АПЛ был выполнен восьмиракетный залп (стрельба могла осуществляться с глубины 50 м). Кроме ракетного, на лодках проекта 667А располагалось торпедное (четыре носовых ТА калибром 533-мм с глубиной пуска до 100 м и два носовых 400-мм ТА с глубиной пуска до 250 м) и зенитно-ракетное (ЗРК типа «Стрела») вооружение. Потребность в лодках этого типа была столь сильна, что их сразу пустили в массовую серию, модернизируя уже в ходе производства. Всего за период 1964-1973 гг. было построено 34 единицы этого типа лодок (5-6 единиц в год, первая была спущена на воду в середине 1966 г. - головной крейсер К-137, с 1970 г. «Ленинец» - и вступила в строй 5 ноября 1967 г.) , а ее база стала основой для последующих модификаций (указывается диапазон дат от закладки головного корабля серии, до спуска на воду последнего)[4]: АПРКСН пр. 667А «Навага» и 667АУ «Налим» (код НАТО -- YANKEE) - 34 ед. (1964-1973): 7850/11900 т; 128 × 11,7 × 7,9 м; 10 отсеков; рабочая глубина погружения 320 м (предельная 400); два реактора ВМ-2-4; турбины 2 × 20000 л. с.; 16 одноступенчатых БР Р-27 (дальность стрельбы - 2500 км) или Р-27У (3000 км); 4 ТА-533 мм, 2 ТА-400 мм (18 торпед); скорость 16/26 уз; экипаж 114 -- 120 человек; автономность 70 суток. Списаны в 1985-2002 гг. Лодки серии «А», или как их называли на флоте «Азухи», не были совершенны - по отдельным характеристикам (шумность, коэффициент оперативного напряжения, дальность и точность ракет) они еще уступали американским системам. Служба на них была трудна и требовала от экипажей полной отдачи.[5] Однако главный результат был достигнут: американская система «Polaris»Лишилась тактического преимущества и получила достойный и своевременный ответ. Всего за весь период эксплуатации лодок проектов 667А и 667АУ (достройка или модернизация 8 ед. плавсостава под ракеты Р-27У комплекса Д-5У) ими было совершено 590 боевых служб (БС). Беспрецедентное по срокам и масштабу введение этих ракетоносцев в строй находилось под личным контролем Главкома ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова и командующего СФ в 1964-1972 гг. адмирала флота С.М. Лобова.[6] Выводимые из плавсостава по договору ОСВ-1 как ракетоносцы, «азухи» использовались как база для ряда экспериментальных проектов. Из еще относительно молодых лодок вырезалась старая ракетная «начинка» и корабли адаптировали под новые задачи. Так, в 1973-1991 гг. были модернизированы: К-140 - Для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31 (проект 667АМ «Навага-М», прослужила с 1976 по 1990 г.); К-420 -- для проведения испытаний стратегических сверхзвуковых крылатых ракет «Метеорит-М» с дальностью стрельбы 5000 км (проект 667М «Андромеда», в строю с 1983 до начала 1990-х гг.); К-253, К-395, К-423 -- для использования в качестве носителей дозвуковых стратегических крылатых ракет РК-55 «Гранат», запускаемых из торпедного аппарата (проект 667АТ «Груша», в строю с 1986 до начала 2000-х гг.); К-411 «Оренбург» - В носитель сверхмалых ПЛ для проведения научных исследований (проект 667АН или 09774, в строю с 1990 до начала 2000-х гг.); К-403 - для испытаний гидроакустических комплексов АПЛ четвертого поколения (две модернизации по проекту 667АК или 09780 «Аксон» (1979-1983) и «Аксон-2» (1991-1995 годы), в строю до начала 2000-х гг.) [7]. ... Таким образом, суммарное количество построенных АПЛ пр. 667 двумя заводами (в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре) за 28 лет составило 77 единиц, из которых 12 еще находятся в строю.[9] Всего в советское время до 1991 г. в СССР было построено 285 АПЛ различного класса.[10] Грандиозная программа требовала для реализации неимоверных усилий конструкторов, рабочих, технического персонала: работали сменами по 12-14 часов в сутки, без выходных, без отпусков, по принципу - «Все для фронта, все для победы!» И результат был: в начале 1970 -х гг. был достигнут паритет, а к началу 1980-х гг. обозначилось и преимущество в стратегических вооружениях СССР над потенциальным противником. ... Подытоживая, отмечу, что серия подводных ракетоносцев пр. 667 всегда пользовалась доверием и уважением среди подводников и является, несомненно, самой надежной в отечественном флоте. За долгие годы их эксплуатации произошло лишь одно серьезное ЧП - с лодкой К-219 (пр. 667АУ), когда 3-6 октября 1986 г. в Атлантике, вследствие разгерметизации ракетной шахты № 6 (по чьей-то халатности остался недозакрытым клапан орошения), попадании в нее забортной воды, утечке и взрыва топлива БР и последовавшего за этим пожара, лодка затонула (экипаж спасся, но четыре человека погибли, включая матроса С. А. Преминина, вручную заглушившего реакторы).[19] Изображение характерного профиля этих субмарин украшает гербы военно-морских баз в Гаджиево и Оленьей Губе (Мурманская обл.), символизируя одновременно и щит, и меч нашего флота и государства, а поздние модификации этих лодок - «рабочих лошадок» советско-российского ВМФ - и сегодня в строю. ________________________________________ [1] Горшков С.Г. Морская мощь государства. М.: Воениздат, 1974. - 410 с. [2] Жарков В.И. Первая ракетная подводная лодка / / Гангут: Сборник статей, Вып. 6, СПб.: Гангут, 1993.: С. 112-121; Тарас А.Е. Дизельные подводные лодки 1950-2005. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. С. 247-261; Богомазов К .. Я. Записки флагманского штурмана / / Подводный флот: Сборник статей. СПб., 2002. Вып. 8: С. 27-54.; Осинцев В.В. Шестнадцатая дивизия подводных лодок Северного флота (Балтийского флота). Люди, корабли, события. Серия «На службе Отечеству» - Вып. № 5, СПб.: «Тайфун», 2007. С. 40-82, 178-185. [3] Тарас А.Е. Атомный подводный флот 1955-2005. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. С. 119-120. [4]Все тактико-технические характеристики АПЛ пр. 667 даны по справочнику: Тарас А.Е. Атомный ..., с. 133-151. [5] Как автору, мне особенно близок этот тип лодок, т. к. именно на них (К-216 и К-245) в 1968-1975 гг. в должности командира БЧ-4 первых экипажей (Северный флот, 31 дивизия подводных крейсеров, базировавшаяся в Гаджиево) служил мой отец - кап. 2-го ранга-инженер Ю. М. Каргапольцев (1937-2006). ... См. так же: Богомазов К.Я. Подводники из Гаджиево. Сборник биографических очерков. СПб.: ФГУП СП МБМ «Малахит», 2005. - 328 с.; Колевид Г.В. Орден на знамени. Очерк о создании и развитии 31-й дивизии подводных крейсеров. СПб.: «Галея Принт», 2006. - 152 с. [6] Козлов В.С. Жизнь, посвященная флоту. СПб.: Б&К, 2003. - 206 с.; Богомазов К.Я. Подводники ..., С. 199-209. [7] Ильин В.Е., Колесников А.И. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник. М.: Астрель, 2006. С. 121-126, 208-211. [8]Из открытых источников СМИ и официальных сайтов ВМФ РФ. [9] Тарас А.Е. Атомный ..., С. 133-151; Апальков Ю.В. Подводные лодки ВМФ СССР: Справочник. СПб.: «Галея Принт», 2006. С. 9-44. [10] Тарас А.Е. Атомный ..., 216с.; Апальков Ю.В. Указ. соч., 240 с. ... [13] Тарас А.Е. Атомный ..., С. 150; Апальков Ю.В. Указ. соч., С. 44. [14] Апальков Ю.В. Указ. соч., С. 83. [15] Хмельнов И.Н. Российский Флот у бездны на краю. М .- Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2008. С. 133. [16]Там же. С. 64-145. [17]Там же. С. 147-148. [18] Лосик А.В. Проблема качества выпускаемой продукции в отечественном оборонно-промышленном комплексе (по материалам периодической печати) / / Войны в России. Сравнительный анализ. Материалы 47-й Всероссийской заочной научной конференции. СПб.: «Нестор», 2007. С. 133-137.; Хинштейн А.Е. Как убивают Россию. М.: «Лора», 2008. С. 301. [19] Букань С.П. По следам подводных катастроф. М.: Гильдия мастеров «Русь», 1992. С.138-144.; Курдин И.К., Хухтхаузен П.А., Уайт Р.А. Гибель атомного подводного крейсера К-219. Мн.: «Попурри», 2000. - 384 с.; Питулайнен Н.М. Аварийность на атомном подводном флоте и природные катаклизмы (гипотезы, предположения) / / Подводный флот Отечества, Вып. 15, СПб.: ИПК «Гангут», 2008. С. 37. © Санкт-Петербургский Клуб Моряков-подводников, 2005-2008
    1 комментарий
    4 класса
53043495370859

К-249(вч49229)Гаджиево

Добавлено 2 фото в альбом

Тема удалена или не является публично доступной
Тема удалена или не является публично доступной
Тема удалена или не является публично доступной
Показать ещё