Педагоги-дефектологи предупреждают: речь малыша – индикатор его психического развития. По общепринятым нормам уже к 3 годам речь ребенка должна быть почти полностью сформирована. На практике далеко не каждый шестилетний малыш умеет правильно говорить и общаться.
Что вызывает задержки в развитии речи у совершенно здоровых детей? Какие хитрости помогут разговорить молчуна?
1. Недостаток общения
Отставание в развития речи у современных детей нередко связано с недостатком общения.
Важнейший движок развития детской речи – речевая среда, в которой малыш вращается. Ни игрушки, ни тем более компьютер не в состоянии заменить маленькому человечку общение с близкими людьми.
Наиболее интенсивное развитие активной речи ребенка приходится на короткий период от 8 месяцев до 3-4 лет. В последующие годы процесс усвоения речи замедляется. И если до 3 лет речь ребенка не была сформирована, то дальнейший процесс, как правило, развивается искаженно: медленно накапливается словарь, речь изобилует грамматическими ошибками. Без помощи специалиста эту проблему не решить.
Как общаться с собственным ребенком?
- Говорите, обращайтесь к нему. Речь взрослых – эталон общения для ребенка. Чем больше слов в первые месяцы жизни слышит малыш, тем быстрее и правильнее он заговорит.
- Старайтесь сопровождать свою речь движениями. Например, произнося словосочетание «молоточек стучит», можно взять в руки игрушку-молоточек и показать, как это происходит. Употребляя словосочетания «птичка летит», помашите руками, как крыльями.
- Акцент на губах. Перед общением с малышом красьте губы яркой помадой – это позволит ребенку понаблюдать за вашей артикуляцией, усвоить ее, а в дальнейшем и воспроизвести.
- По максимуму используйте жизненные ситуации. В памяти ребенка откладываются только самые эмоционально насыщенные моменты жизни. Если малыш сам заинтересовался какой-нибудь ситуацией – обсудите с ним увиденное. К слову, пользы от «полевых» занятий в несколько раз больше, чем от принудительных речевых тренировок.
- Развивайте слуховое восприятие ребенка. Чем раньше малыш научится различать неречевые звуки (стуки, шелест, топанье и т. д.), тем быстрее он заговорит. Самые лучшие помощники в этом деле – старые добрые погремушки. Научите ребенка ориентироваться в звуках, издаваемых различными погремушками. Не менее полезно сопровождать неречевыми звуками чтение и рассказывание сказок.
2. Нехватка движения
Казалось бы, какая может быть связь между развитием речи и физической активностью малыша? На самом деле самая непосредственная.
В человеческом мозге речевые центры (зона Вернике) соседствуют с зоной Брокка, отвечающей за развитие движений (особенно кистей и пальцев рук). При возбуждении одной зоны активизируются и близлежащие. Таким образом, у детей с достаточной двигательной активностью стимулируются отделы мозга, отвечающие за речь. Вот почему более спортивные дети разговаривают намного лучше своих сверстников.
Распространенная ошибка современных родителей – недооценка пользы движения: «Увы, с малых лет детей заставляют вести себя по-взрослому: не гримасничать, спокойно сидеть за столом, ходить с родителями исключительно за ручку, не приставать к гостям».
Двигательные советы:
- Отпустите ребенка на свободу. Пусть малыш не сидит на одном месте, а побудет «вечным двигателем» – перебирается с одного стула на другой, ползает под столами, носится вокруг и пристает ко взрослым. Для крохи каждое активное действие наполнено скрытым смыслом, каждый шаг или прыжок несет дополнительное развитие. Чем более непоседлив малыш, чем больше он двигается, тем быстрее он порадует нас интеллектуальными разговорами.
- Развивайте лицевую мускулатуру ребенка. Для этого создавайте как можно больше ситуаций, связанных с выполнением мимических упражнений. Предлагайте малышу выполнять самые простые мимические движения: нахмурить бровки, поочередно открывать и закрывать глаза и т. д. Неплохое упражнение на моторику – строить ребенку рожицы и просить малыша повторять за вами все движения лицевых мышц.
- Развивайте артикуляционный аппарат ребенка. Естественный способ развития у ребенка мелких мышц артикуляционного аппарата – процесс пережевывания пищи. Вот почему не стоит злоупотреблять протертыми продуктами. Не забывайте предлагать малышу морковь, яблоко, твердое печенье и т. д.
- Важное значение для развития артикуляционного аппарата играет дыхание. Чем лучше развиты легкие у ребенка, тем более длинные предложения он сможет произносить. Идеальным инструментом для дыхательной гимнастики являются игры с мыльными пузырями, воздушными шариками, игра на губной гармошке и дудочке.
3. Речевой негативизм
Молчание детей нередко связано с боязнью выражать свои мысли вслух. Неоднократно случаются ситуации, когда в 6 лет дети настолько не уверены в себе, что, имея приличный словарный запас, они сознательно отказываются от речи.
Страх общения у малышей может вызвать неправильная реакция родителей на речевые ошибки деток. В первые годы жизни ребенка мама – самый авторитетный человек. И если она бранит малыша за каждое неправильно произнесенное слово, скорее всего, ребенок утратит всякую веру в себя и вовсе откажется разговаривать.
Дельные рекомендации
- Создавайте ситуации успеха. Для этого поощряйте любую попытку ребенка заговорить. Помните, ошибки в речи легко поправимы, отсутствие речевой практики – с трудом. Уверенные в своих силах дети разговаривают намного лучше, чем их замкнувшиеся в себе сверстники с заниженной самооценкой.
- Побуждайте детей общаться. Очень часто дети, речь которых затруднена, выбирают простой путь выражения просьб к родителям: не словами, а жестами. Отучайте детей жестикулировать, если мысль можно выразить словами. Когда, желая получить игрушку, ребенок не просит вслух, а показывает на нее пальцем, подскажите малышу, как правильно называется вещь или сделайте вид, что не понимаете его. Избегайте в своей речи фраз «повтори», «ты сказал неправильно, скажи правильно». Можно закрепить упражнение, создав аналогичную проблемную ситуацию – и ребенок повторит новое слово.
4. Информационные перегрузки
Развитие речи у современных детей нередко тормозится переизбытком информации.
Наверняка вы не раз удивлялись детской способности «схватывать на лету»? Секрет высокой обучаемости в том, что дети до 3 лет не защищены от информационного давления. Для сравнения, мозг взрослых работает избирательно (нужную информацию запоминает, пустую – отсеивает). Детское восприятие такой способностью не обладает: абсолютно все, что малыш видит и слышит, он впитывает, как губка.
Из-за слишком длительного общения с компьютером и ТВ у детей формируется бессистемное представление об окружающем мире. Поскольку большая часть информации малышам непонятна и воспринимается как пустой шум, маленькие дети постоянно испытывают стресс, быстрее устают и, как следствие, теряют всякое желание общаться.
Наши советы
- Не забывайте о режиме дня. Лучше, чтобы питание и сон ежедневно были связаны с одним и тем же временем. Важно следить, чтобы деятельность ребенка в течение дня была как можно более разнообразной. Запомните, излишек времени, проведенного у голубых или жидкокристаллических экранов, идет в минус для умственных способностей малышей.
- Правильно выбирайте мультики для просмотра. Маленькие дети утомляются намного быстрее взрослых людей. И «взрослые» фильмы (а также длинные диснеевские мультики) не будут понятны малышу.
Дети способны воспринять только мультфильмы продолжительностью не более десяти минут. При этом очень важно, чтобы сюжет был завершен: включал в себя введение, развязку и поучительную концовку.
- Разговаривая с детьми, дозируйте информацию. Помните, ваш ребенок воспринимает звуковую информацию значительно медленнее, чем вы. Привыкайте строить предложения максимально лаконично. Разговаривайте с крохой медленнее, чем со взрослыми, четче произносите слова. Между словосочетаниями делайте паузы.
P.S. Никогда не поздно осознать простую вещь: если мы не будем разговаривать с собственными детьми, надо быть готовыми к тому, что и они с нами не заговорят.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев