Фото конца XIX века, зажиточные казахи. Восток великой степи. На подушках сверху шляпа 🎩 того времени, на случай посещения всяких городов.
    3 комментария
    178 классов
    Пряха - КАК БУДЕТ НА КАЗАХСКОМ? Дудин С. М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год @Turkistanlore
    34 комментария
    180 классов
    Фото: Зейдлиц Н.К., г. Актау, вторая половина XIX в. Групповой портрет жен Биев, на переднем плане молодые жены. На них традиционный головной убор саукеле. Саукеле обычно носили в первый год брака. На заднем плане, скорее всего, старшие жены. С появлением первого ребенка женщина надевала кимешек, он был удобен при кормлении, поскольку скрывал грудь матери от посторонних глаз
    3 комментария
    72 класса
    Традиционную казахскую колбасу из конины поместили на 81-е место среди топ-100 лучших колбас мира. ⠀ Такой рейтинг составила электронная энциклопедия TasteAtlas — крупный ресурс, посвящённый кулинарии. ⠀ Он позиционирует себя как электронную энциклопедию и регулярно составляет рейтинги блюд. Список «100 лучших колбас мира», опубликованный в середине мая, стал одним из таких. В рейтинг вошли колбасные изделия из самых разных стран. ⠀ А какое место вы бы дали нашему казы?
    13 комментариев
    116 классов
    У казахов немере (внуками) называются только дети от сыновьей, а дети дочери называют жиен. Это правило обосновано, тем понятием, что род и этническая принадлежность у нашего народа, как и у многих других, определяются по мужской линии. Таким образом, продолжателями рода являются немере (дети от сыновей), а дети дочерей – это продолжатели рода ее супруга, родителям жены они приходятся не немере, а жиен. Некоторые наши современники считают, что подобным образом они обижают своих дочерей, якобы «жиен» означает родственную степень ниже, чем «немере». Что, конечно, не так. Жиен обладает даже более привилегированным положением, чем немере. Когда жиен приезжает родственникам матери (нағашыларына) его принято всячески ублажать, исполнять все их пожелания, их нельзя наказывать (жиенге сот жоқ). Любую понравившуюся вещь, неважно дорогая она или единственная, подарят жиену. Казахи считают, что выходя замуж, дочери тем самым сближают свои семьи, с другими казахскими аулами, родами. Такое понимание традиции «жиендік» имеет глубинный философский смысл и заключает в себе социальный аспект, ведь этот демографический институт обьединяет народ, укрепляет его единство. Поэтому, у казахов всегда считалось, что замужняя дочь со своей новой семьей для своих родных и близких, для своего аула и своего рода – уважаемый человек, ее и ее детей всегда принимали как почетных гостей. Источник: Айшуак Умбетали
    39 комментариев
    1.1K классов
    VID-20240523-WA0010.mp4
    1 комментарий
    90 классов
    Семь сокровищ казаха «Жеті қазына» можно перевести как семь сокровищ. Для предков казахов, кочевников, ценность представляли те вещи, которые помогали обеспечить безбедное существование: ер жігіт – мужественность джигита; ақылды әйел – красивая и умная жена; жүйрік ат – быстроногий скакун; қыран бүркіт – охотничий беркут; жүйрік тазы – преданный пёс породы тазы; берен мылтық – хорошее оружие; білім – всесторонние знания. *** Первой составляющей «жеті қазына» является «ер жігіт». Ведь у кочевников главой семьи, добытчиком и защитником всегда был именно мужчина. В современном обществе многие понятия претерпели изменения, сейчас для обеспечения семьи не обязательно ездить на охоту. Однако понятие мужественности, защиты, стремления к цели не теряют своей ценности и поныне. Залогом счастья джигита является красивая и умная жена. Наши предки понимали, что жизненная мудрость женщины важнее её красоты. А про жён говорили: «Ақылды әйел – береке бар» («Умная женщина – значит, есть достаток»). На плечи хранительниц очага ложилась ответственность не только за быт, но и за распределение добычи мужа, а также за воспитание детей – будущего своего народа. Следующие богатства, входящие в состав «жеті қазына», называли «Три друга джигита». К ним относились быстрый скакун, собака породы тазы и беркут. Они – настоящие помощники на охоте. Тот же беркут помогал в ловле на мелкое зверьё. По поверью, эта птица защищала своего хозяина от несчастий, а её перья вешали над изголовьем колыбели – от сглаза. Собака породы тазы была настоящей гордостью мужчины. Она вынослива, умна и верна. Только представьте себе: одна хорошая рабочая тазы заменяла калым за невесту, состоящий почти из полсотни лошадей! Кочевники считали, что с появлением щенка в дом приходит богатство и счастье. Кстати, до наших дней сохранилась лишь пара сотен чистокровных тазы. Так что и в наши дни собака этой породы показатель роскоши. Третий друг мужчины – резвый конь. Кочевники использовали это животное в равной степени как верховое и вьючное животное. Скорость коня могла пригодиться на охоте и скачках, а его выносливость – в путешествиях на дальние расстояния. Ещё одно сокровище казаха, без которого не обойтись на охоте и в бою, – хорошее оружие. Кому-то удобнее было использовать лук и стрелы, другим «қамшы-пышақ» – острый клинок, который был спрятан в рукояти плети. Всесторонние знания являются ещё одной ценностью «жеті қазына». Они помогают правильно идти по жизни и принимать мудрые решения. Хорошее образование, по заветам предков, до сих пор остаётся богатством казаха. Но в современных реалиях к этому можно добавить ещё и достойную работу, высокую должность. Человек по-настоящему счастлив, если это ещё и любимая работа, на которую он с радостью идёт по утрам. Картина Нурлана Килибаева «Жеті қазына», холст, багет, размер 600 х 520 мм.
    7 комментариев
    193 класса
    VID-20240521-WA0008.mp4
    3 комментария
    161 класс
    8 казахских традиций, которые уже не соблюдаются. Многие из нас знают о традициях нашего народа, но часто мы их уже не соблюдаем. Поэтому МЫ решили вспомнить о некоторых из них. Ерулик Ерулик — это угощение для новых соседей, новоселов. Их приглашают к себе в гости, чтобы они быстро привыкли к новой среде. Ерулик должен сблизить соседей. Это угощение готовится из мяса конины, казы-карта, жал-жая или баранины. Ат тергеу У казахов женщина не должна называть родственников мужа по именам. Его братьям и сестрам она должна придумать ласковые прозвища. Невестки своих новых родственников обычно называют «мырза қайнаға», «бай атам», «би аға», «тентегім», «еркежан», «шебер шешей», «ақ әже», «сырғалым», «шашбаулым». Құрсақ той Құрсақ той, құрсақ шашу — это казахский народный обычай, согласно которому счастливая свекровь, которая узнала, что ее невестка в положении, приглашает близких родственников, соседей и накрывает богатый дастархан. Цель этого мероприятия — празднование и внимание к беременной невестке. Взрослые дают девушке бата, а подруги, снохи делятся своим опытом. Жарыс қазан Пока роженица мучается в дородовых схватках, ее близкие родственники, в основном, это женщины, должны сварить в казане мясо для гостей. Считается хорошей приметой, если роженица родит ребенка раньше, чем закипит казан. Сүйек жаңғырту Если сваты повторно становятся сватами, кудалык продолжают дальше, и это называется сүйек жаңғырту. Этот обычай выполняется с согласия девушки и парня. Селт еткізер Перед каким-нибудь торжеством девушки дарят парням, которые им нравятся, блюдо Ұйқыашар. А парни в ответ дарят украшения или что-нибудь приятное. Абысын асы Раньше без разрешения мужей снохи не могли позволить себе развлечения. Когда мужчины отправлялись на той, на айт в ауле оставались одни женщины. Тогда они устраивали для себя пир: варили вкусное мясо, ставили чай в самоварах, пели, шутили, секретничали, советовались. Это проявление единства, дружбы казахских женщин. «Абысын асы» объединяло и сближало женщин. Асату Обычно аксакалы своими руками берут с табака остатки бешбармака и дают его детям. Раньше дети ходили возле дома, который принимал гостей и ждали, когда их угостят. Писатель Сабит Муканов пропагандировал этот обычай в своих произведениях.
    8 комментариев
    200 классов
    Тымаққа-Салу. Как казахи в древности выхаживали недоношенного ребенка. В старину по казахскому обычаю ребенка родившегося недоношенным выхаживали уложив в тымак (казахская шапка малахай). Ребенок находится в шапке пока не достигнет положенных 9 месяцев и только после покидает свой меховой «кювез». Мама малыша не вынимая ребенка из шапки кормит его и пеленает. Ребенок родившийся недоношенным нуждается в специальных условиях выхаживания, необходимо соблюдать нужную температуру до 36,5 градусов и влажностью более 70%. Тымак сшитый и 100% натурального материала: шкуры, войлока и ткани оптимально подходит для ребенка, он чувствует себя в шапке, как в утробе матери. Кочевые казахи жили в юртах, основой которой был «кереге» - деревянная решетка, образующая круглую стену юрты. «Тымақ» подвешивали на верхнюю часть «кереге» - головку решетки и каждый день перевешивали на следующую головку решетки. Например, если ребенок родился на тридцать дней раньше положенного срока, малахай перевешивали на тридцать головок «кереге». Только по истечении этого срока, проводили церемонии, связанные с рождением ребенка (нарекали именем, клали в колыбель и др.). Случай из реальной жизни - «1963 год. Женщина родила семимесячных двойняшек, роды были тяжелыми, врачи боролись за жизнь матери. О недоношенных двойняшках вообще речи не было. Детей под расписку забрала свекровь. Дома, на две стены одного угла, бабушка попросила сына прибить по сорок гвоздей. В два малахая уложила детей и, каждый день перевешивая малахаи на следующий гвоздь, выхаживала малюток. Невестка долго лежала в больнице, а приехав домой была в радостном шоке, узнав, что ее малыши (два мальчика), живы и здоровы.» Первое отделение реанимации для недоношенных детей в СССР, было открыто в Москве, в 1975 году. (с)
    3 комментария
    88 классов
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

Показать ещё