Заметки с Пасхального творческого вечера «Пасха Красная» в Москве.
Об авторе. Екатерина Сиренева замужем, детей пока нет. Живет и работает в Москве, в модельном бизнесе. Прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово (г. Москва, м. «Домодедовская»).
Недавно по работе мне довелось поучаствовать в необычном мероприятии - Пасхальном фестивале «Пасха Красная», проходившем в ювелирной компании «Эстет». Темой вечера был Православный «дресс-код», в программе были заявлены показы «Православной моды» (сознательно беру в кавычки, позже объясню, почему), концерт, дискуссия с Председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным. А заключал программу «Православный фуршет». Впечатление от мероприятия осталось неоднозначное. С одной стороны, чем больше Православие входит в нашу повседневную жизнь, тем лучше. Может быть, и такая, скажем уж откровенно, светская тусовка, кому-то поможет ближе познакомиться с Православной культурой, принесет тем самым какую-то пользу. С другой стороны, к Православию, с моей точки зрения, сие действо имело весьма мало отношения. «Православный фуршет» (хотя сами понятия фуршета и Православной трапезы, на мой взгляд, не вполне совместимы) с куличами и крашеными яйцами, детский хор, поющий молитвы, красивейшие (и баснословно дорогие) иконы, выставленные в витринах, фортепианное сочинение известного композитора на религиозные мотивы вполне вписывались в тематику вечера.
Главным событием фестиваля стали показы Православной одежды, об этом и хотелось бы поговорить подробнее. Моя точка зрения, как специалиста в вопросах моды, следующая: Православной моды как таковой нет и быть не может. Ибо что такое мода? Это некие тенденции, меняющиеся каждый сезон, как правило, навязываемые нам рекламодателями, дизайнерами, модными журналами и т.д. Придумывающими очередной «тренд сезона», который затем выплескивается на улицы. Трудно представить себе прихожанку Православного храма, которая каждый раз будет всерьез задумываться, пойти ли ей на службу в желтом платке или в синем (есть, правда, и здесь свои традиции: ведь синий - цвет Богородицы, зеленый - праздника Пресвятой Троицы). Или церковный журнал, где будут писать что-нибудь вроде «в этом сезоне в храмы модно надевать юбки-клеш». Абсурд, скажете вы, и будете полностью правы. Не говоря уже о том, что вообще-то Православным Христианкам (говорю преимущественно о женщинах, поскольку мужчинам одежда, как правило, не очень интересна) вроде бы не пристало тратить деньги на погоню за меняющимися тенденциями и уделять слишком большое внимание следованию моде.Предпочтения верующих людей в одежде крайне консервативны, стиль, как правило, не меняется десятилетиями. И вот здесь можно и нужно поговорить не о Православной «моде», а именно о Православном стиле как устойчивой совокупности определенных элементов в одежде, который на протяжении ряда лет принципиально не меняется - для женщины это длинная юбка, максимально закрытое тело и покрытая голова (платок). Можно ли здесь придумать что-то новое и нужно ли? Модельеры, представившие свои коллекции на Пасхальном фестивале, считают, что да, можно предложить и здесь свежие идеи. Были показаны, например, вышитые льняные платья, отделанные кружевом, наряд, сплетенный в технике «макраме», все в той или иной степени отвечает заявленному в программе Православному «дресс-коду»» (не считая полупрозрачных кружевных сарафанов). Но мне лично непонятно следующее. Когда речь заходит об одежде для Православной женщины, в подавляющем большинстве случаев нам демонстрируют изделия, сшитые по моде прошлых веков. Нам, современным горожанкам, жительницам мегаполисов, предлагают нарядиться чуть ли не в сарафаны с кокошниками. Да, нужно сохранять народные традиции, но лишь как предмет искусства, а не следовать им в повседневной жизни. Понятно, что верующего человека никакой одеждой от храма не оттолкнуть. А вот сомневающиеся часто и не без оснований говорят: «все эти верующие так ужасно одеты, постоянно в черном, юбка в пол, платок по самые брови».
Так и хочется сказать - нет же! В храме от нас не требуют этого! Если человек сам придет к каким-то ограничениям в одежде, если ему так комфортно, пожалуйста - я сама в церковь на службы, как правило, надеваю длинную черную юбку и свитер, поскольку именно в черном чувствую себя достаточно незаметной, настраиваюсь на молитвенный лад, но платки у меня всегда цветные. Наверное, в церкви в принципе не слишком уместны яркие цвета, не считая больших праздников. Но ведь мы идем в храм на встречу с Господом! Церковная служба для верующих - огромная радость! Так что мешает добавить в одежду для посещения церкви немного оптимизма? С одной стороны, безусловно, об одежде в храме вообще лучше думать поменьше, с другой - стоит ли впадать в крайности и одеваться нарочито бедно, некрасиво, безвкусно? Я думаю, нет, ведь наше тело - это вместилище духа Божьего, и, как писал классик, «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Отчего бы не разработать нарядную, но при этом скромную, с соблюдением всех Православных традиций, одежду, в которой работающие женщины могли бы не только посетить храм, но и пойти после службы в офис, при этом не привлекая недоуменных взглядов сослуживцев? К сожалению, то, что предлагают журналы, специализирующиеся на Православной тематике (например, уважаемая мною «Славянка»), с моей точки зрения, как и большинства моих верующих подруг, нельзя назвать даже отдаленно привлекательным. Увы, это, как правило, нечто серо-коричневое, все тех же старорусских фасонов, ужасно сфотографированное и преподнесенное зрителю. Понятно, что отчасти это вопрос бюджета, который в упомянутых журналах практически отсутствует, но и весьма низкобюджетные «Журнал мод» и «Крестьянка», тем не менее, делают съемки в аналогичном стиле намного лучше. Если уж браться за подобные темы, интересные читательницам, надо делать это хорошо.
Признанный всеми корифей отечественной моды Вячеслав Зайцев, которого весьма уважают в том числе и в церковной среде за его вклад в развитие национальной русской культуры, продемонстрировал на фестивале коллекцию расписных телогреек (да-да!) из павловопосадских платков. Ярко, жизнерадостно, но… опять же не очень практично, все-таки не каждый день у нас Масленица или народные гуляния, нужна определенная смелость, чтобы носить такие вещи каждый день. И стоит заметить, они далеко не всем по карману. Хотя если рассматривать его коллекции в целом, я бы взяла на себя дерзость назвать его модельером, творящим в духе Православия. В его платьях нет ни грамма пошлости, все очень благородно, практически всегда обязателен головной убор для завершения образа, красиво уложенные волосы. Конечно, это вещи не для храма, но в повседневной жизни в них можно одеваться, не боясь оскорбить самые взыскательные вкусы. В 2000 году в изготовлении его коллекции принимали участие золотошвейки одного из знаменитых российских монастырей. Да и сам дизайнер не раз говорил о том, что его вдохновляют наши Православные традиции.
Можно отметить также дизайнера Тамару Добролюбову, которая создает уникальные вещи полностью ручной работы, с «изюминкой», оригинальные, но вполне годящиеся для повседневной жизни.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев