Имре Кальман, композитор, автор популярных оперетт «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и многих других, был скучным, замкнутым, невесёлым, порой угрюмым человеком. Он не любил танцевать, и во время балов, проходивших в его доме, частенько посиживал на кухне со своим другом Эрихом-Мария Ремарком.
Часто довольствовался обществом своих такс (в доме их было несколько) и созерцанием своей коллекции часов. При нём всегда были часы – в жилетном кармашке, в портмоне, на руке и в кармане пиджака.
Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены». Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру. Д.Д. Шостакович величал этого композитора гением, а друзья называли «угрюмым медведем». Меланхолик и пессимист, скромный человек, который не умел веселиться, но создавший почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений, погружающих в мир праздника и торжества справедливости.
Кальман был очень суеверен. По пятницам и 13 числа каждого месяца он умирал от страха. Очень боялся високосного года. А что с ним происходило, когда 13 число выпадало на пятницу, трудно передать!
Он был трижды женат. Первая жена была старше его на десять лет, вторая – младше на тридцать, зато на ней он был женат дважды.
Однажды он сидел в кафе, в котором обычно пировали артисты, и пил пиво. В сопровождении элегантных молодых людей вошла стройная красивая женщина. Она здесь знала всех, но вдруг увидела скромного, сидевшего за столиком в дальнем углу, незнакомого мужчину. Не дожидаясь, когда их познакомят, подошла и назвала себя:
- Паула Дворжак.
Он встал.
- Имре Кальман.
- У вас мания величия? - она засмеялась шутке этого невысокого полноватого мужчины. - Сегодня, если быть, то быть Имре Кальманом. Не правда ли?
- Конечно. Тем более, что для меня это не составляет труда.
- Вы актёр?
- Нет, композитор.
- Ну, будет вам! Итак – Паула Дворжак, - снова представилась она.
- Имре Кальман, - поклонился незнакомец. - Надеюсь, что это не самое большое ваше разочарование.
Эта обаятельная и умная женщина была старше его на десять лет, но они стали мужем и женой.
Женившись на Пауле, Кальман обосновался в австрийской столице на долгие годы. Имре в это время много и упорно работал. Одна за другой из под его пера выходили искромётные музыкальные комедии, которые так триумфально шествовали по всему миру, что помешать им не могла даже Первая мировая война. Мелодии «Королевы чардаша» - оперетты, которая принесла её автору воистину мировую славу, пели по обе стороны фронта.
Супруги были счастливы.
Однако в этот период жизни судьба готовила Кальману удар за ударом: сначала пришло известие о серьёзной болезни отца, которая не оставляла ни малейшего шанса на выздоровление, а затем Имре был глубоко потрясен безвременной кончиной своего любимого старшего брата Белы. Кальман впал в депрессию, выход из которой ему помогла найти его любимая Паула и, конечно же, усердная работа. Только тогда, когда композитор создавал свои зажигательные мелодии, он забывал обо всех горестях на свете. Все произведения, которые в этот период сочинял композитор, становились шлягерами и распевались в разных уголках земного шара. Все оперетты были пропитаны любовью, но ведь и он сам очень любил своих родных и близких, а они уходили один за другим. В 1924 году умер отец, а в феврале 1928 года после продолжительной и тяжёлой болезни скончалась Паула - его любовь, жена и друг.
Через полгода в жизнь композитора, который был в то время на пике славы, вошла другая женщина – Вера Макинская. Русская эмигрантка так обворожила Имре, что вскоре, а именно в 1930 году, состоялась их свадьба. В тот период своей жизни Кальман был необычайно счастлив: у него была любимая жена, которая впоследствии подарила композитору троих детей.
Как-то Вера, вторая жена Кальмана, спросила:
- Ты часто вспоминаешь Паулу?
- Нет, - ответил Имре, - я просто никогда её не забываю...
Однако на пороге опять стояла большая беда. Небо Европы в середине тридцатых годов стали затягивать «тёмные тучи», а в марте 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Спокойная жизнь Имре закончилась, так как уже через пять дней он был срочно вызван в Имперскую канцелярию, где ему в унизительной форме напомнили, что его отец – еврей, но поскольку рейхсканцлер ценит музыкальные заслуги Кальмана, то, несмотря на происхождение, ему предоставили статус почётного арийца и разрешили проживание в Австрии. Возмущённый композитор, воспринявший это как оскорбление, напомнил, что, прежде всего он венгр и гордо отказался от такой «милости».
Имре понимал, что немцы не простят ему такой наглости, поэтому принял решение срочно вместе с семьей покинуть Вену. Сначала они отправились в швейцарский Цюрих, а затем переехали в Париж. Но и там оставаться было опасно, так как немцы быстро приближались к французской столице, и в 1940 году Кальману ничего более не оставалось, как поспешно эмигрировать в Соединённые Штаты. Такие перемены в жизни стали суровым испытанием для композитора: ему пришлось начинать всё с начала, вплоть до изучения английского языка. Обосновавшись в Америке, Имре очень рассчитывал, что кинокомпания, купившая права на экранизацию некоторых его оперетт, будет делать также заказы на музыку к фильмам. Однако надежды композитора оказались напрасными: фильмы по его произведениям никто снимать не собирался, а музыка Кальмана в Америке никому была не нужна. Имре был разочарован, но не сдался. По своей природе он был неплохим бизнесменом и умел правильно вкладывать денежные средства, а вскоре ему всё же предложили концертное турне по всей стране, и забытые мелодии из оперетт Кальмана вновь стали входить в моду. К тому же, после долгого творческого перерыва, а именно в 1945 году, он решился написать новую музыкальную комедию «Маринка».
Живя в Америке, Имре постоянно следил за событиями, происходящими в Европе, тем более в его любимой Венгрии. Когда он узнал о гибели в концлагере обеих своих сестёр, с ним случился инфаркт, а зимой 1948 года, немного отойдя от болезни, Кальман принял решение вернуться в Европу. По настоянию жены семья поселилась в Париже, так как там обитала большая русская диаспора. Первым делом в 1949 году Имре побывал в Вене, где посетил могилу Ф. Легара, а через некоторое время, вернувшись в Париж, он перенёс инсульт, а затем ещё один инфаркт. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья, Кальман продолжал работать и заключительную ноту в своей последней оперетте «Аризонская леди» написал за день до своей смерти - 30 октября 1953 года.
После кончины композитора в память о нём его жена Вера учредила «Фонд имени Кальмана», главной задачей которого являлась материальная поддержка молодых талантливых музыкантов во всём мире.
Кальман очень любил Вену и завещал похоронить себя именно в этом городе. Его могила находится недалеко от захоронений великих композиторов: Л.В. Бетховена, И. Брамса и И. Штрауса.
Интересные факты о Кальмане
* Кальман никогда не танцевал, но однажды на балу он всё же не посмел отказать очаровательной даме, которая пригласила его на вальс. В результате композитор жестоко поплатился за этот «неосторожный» для него поступок: сделав несколько движений, он запутался в шлейфе партнёрши и упал. Под громкий хохот присутствующих Имре с позором покинул зал, но после этого для себя решил, что все герои его оперетт, не зависимо от возраста, обязательно должны танцевать. С тех пор артистам его спектаклей помимо вокальных партий приходилось разучивать также танцевальные номера.
* Однажды композитор, присутствуя на цирковом представлении, увидев один номер, был очень заинтригован. На арене выступал акробат, у которого на лице была одета маска. Кальман прошёл за кулисы, так как ему очень захотелось познакомиться с таинственным артистом. Сумев разговорить циркача, Имре узнал, что тот являлся потомком знатной семьи из России, которому после революции пришлось эмигрировать в Вену и подобным образом зарабатывать себе на жизнь. Чтобы его не узнали, аристократ вынужден был прятать своё лицо. Впечатлённый рассказом артиста, композитор решил использовать эту историю для сюжета своей новой оперетты. Так появилась "Принцесса цирка".
* Когда Имре познакомился с Паулой Дворжак, в квартире его любимой женщины жила такса, к которой хозяйка относилась с большой нежностью. С тех самых пор, где бы ни жил композитор, в его доме всегда были собаки, причём всегда только одной породы - такса. Кальман не заморачивался с кличками и всегда называл своих животных именами главных героинь своих оперетт: Шари, Сильва, Марица, Маринка.
* К Имре Кальману с большим почитанием относятся во всём мире. Памятники ему установлены на родине композитора в Шиофоке, а также около театра оперетты в Будапеште. Кроме этого, памятную комнату И. Кальмана открыли в Национальной библиотеке Австрии, а астрологи увековечили его имя в названии астероида.
* Гитлеру очень нравилась музыка Кальмана, но после того, как композитор в дерзкой форме отказался от благосклонного предложения стать истинным арийцем, он подписал себе приговор. Взбешенный рейхсфюрер запретил постановку оперетт Кальмана во всех театрах, расположенных на подконтрольных Германии территориях.
* По замыслу Кальмана, его последнее произведение «Аризонская леди» должно было стать первой радио-опереттой. Причем композитор мастерски написал не только музыку, но и текст, что сделало спектакль ярким и интересным.
*У Имре Кальмана было трое детей: сын Чарли, а также две дочери Лили и Ивонка. Чарли унаследовал музыкальные способности своего отца и тоже стал композитором. Он работал в различных жанрах, начиная от серьёзных симфонических произведений и заканчивая эстрадными песнями. Дочь Кальмана - Лили также была очень одарённым человеком и даже помогала своему брату создавать мюзиклы, которые затем с успехом ставились в Европе. Впоследствии, увлёкшись живописью, она стала художником – иллюстратором.
* Искусству, по словам самого композитора, он всю жизнь учился на произведениях П.И. Чайковского, которого считал главным своим кумиром. Первые музыкальные творения Имре Кальман создал ещё в студенческие годы и, несмотря на то, что весь мир впоследствии узнал его как непревзойдённого мастера оперетты, композитор в начале творческого пути пробовал себя в самых разных музыкальных жанрах. Это были произведения симфонической, фортепианной и вокальной музыки.
А далее случилось такое, что Кальман и сам не понял, как его затянуло в жанр, к которому он относился с пренебрежением. Всё началось с неожиданного заказа от одного издателя, предложившего за хорошее вознаграждение сочинить весёлую песенку для вновь открывающегося кабаре. Поначалу Имре даже оскорбился - он автор серьёзных произведений и вдруг какой-то шлягер, однако песенку всё же быстро написал и отнёс в редакцию. Кабаре открылось, песенка была исполнена и о чудо, её затем напевали повсюду, а безымянный автор мелодии стал очень популярным композитором в венгерской столице. Кальман был удивлён и даже сожалел, что скрыл своё авторство, впрочем, вскоре сочинил ещё одну подобную композицию, выпустив её под собственным именем, и не ошибся: второй шлягер превзошёл первый. Имре поймал себя на мысли, что сочинять такие жизнерадостные мелодии – просто удовольствие. Окрылённый такой лёгкостью, он принялся писать свою первую оперетту «Татарское нашествие», которая впоследствии была переименована в «Осенние маневры». После триумфальной премьеры «Нашествия» в Будапеште, спектакль поставили в австрийской столице, а это означало, что Имре Кальмана признали мастером в данном жанре.
* В Советском Союзе музыка Кальмана пользовалась особой популярностью. Она морально поддерживала людей в тяжёлые времена Великой Отечественной Войны. Люди в блокадном Ленинграде, потерявшие близких и опухшие от голода, шли в театр, чтобы послушать оперетты великого венгерского композитора. А актёры, игравшие в спектаклях, совершая свой личный подвиг, дарили людям сказку, где царила музыка, веселье и обязательно был счастливый конец. Во время войны задача советского кинематографа заключалась в том, чтобы выпускать киноленты, которые поддерживали моральный дух не только защитников Родины, но и тех, кто своим героическим трудом помогал им в тылу, одним из таких фильмов являлась «Сильва», снятая в 1944 году. Затем уже в мирное время были сняты «Мистер Икс» (1958), «Под крышами Монмартра» (1975), ещё раз «Сильва» (1981), «Принцесса цирка» (1982) и «Марица» (1985). Кроме оперетт И. Кальмана у советских телезрителей большим успехом пользовался фильм «Загадка Кальмана», снятый венгерскими кинематографистами по сценарию советского писателя Ю. Нагибина о жизни и творчестве великого венгерского композитора.
Имре Кальман - выдающийся композитор, который своим творчеством внёс значительный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Эффектные незабываемые мелодии, составляющие основу его оперетт, в нынешнее время пользуются огромной популярностью. Они постоянно звучат со сцен концертных залов и телевизионных экранов в исполнении знаменитых оперных певцов. Произведения Кальмана сегодня обязательно входят в репертуар всех музыкальных театров. Объяснить это можно, прежде всего общепризнанными достоинствами его музыки: ярким мелодизмом и блестящей оркестровкой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев