~ЗИС-5 ~ .(начало).
В этот раз рассказ о необычном автомобиле.За без малого 15 лет выпуска он успел быть и рабочим,и воином;половина машин,использованных в Великой Отечественной войне советскими войсками,были ЗИС-5.
Создателями ЗИС-5 были:главный конструктор завода Евгений Иванович Важинский,основной разработчик модели Строканов Б.Д.,также в разработке принимали участие Михайлов Г.Г.,Зигель А.П.,Феста Г.А.,Фиттерман Б.М.Работа по проектированию нового автомобиля началась с анализа недостатков предыдущей модели-АМО-3,проявившихся во время Каракумского пробега и потом,во время эксплуатации в реальных условиях.Основным элементом,подлежащим модернизации для новой модели,безусловно,был двигатель.Несущие конструкции 2,5-тонного грузовика АМО-3-рама,рессоры,оси,имели достаточный запас прочности,чтобы даже в самых тяжёлых условиях эксплуатации выдерживать груз до 3 тонн.
Однако мощности двигателя не хватало,и грузовик просто...переставал ехать на подъёме.Е.И. Важинский оставил общую конструкцию шестицилиндрового двигателя без изменений,но увеличил диаметр цилиндров "всего" на 6,36 мм,что позволило увеличить рабочий объём двигателя с 4,88 до 5,55 л.Благодаря внесённым изменениям мощность выросла с 66 до 73 л.с.Семиопорный коленчатый вал двигателя,имея большую поверхность шатунных и коренных шеек,давал двигателю более долгую "жизнь".Поршни и цилиндры делались из чугуна.Распределительный вал,расположенный в правой части картера,приводился во вращение от коленвала,так же,как генератор и водяной насос-набором шестерен.Ременная передача стояла лишь на вентиляторе.
В отличие от,например,ГАЗ-АА на ЗИС-5 двигатель оборудовался масляным фильтром с войлочными сменными элементами.Это нововведение позволило увеличить срок замены масла не через 500 км,а через 1200-почти в три раза!..При степени сжатия 4,7 единицы двигатель ЗИС-5 потреблял бензин с октановым числом 55-60,а в жаркую погоду мог работать даже на керосине.Особенностью двигателя являлось также то,что максимальный крутящий момент приходился на 1200 об/мин (оборот в минуту),поэтому у водителя была возможность долго двигаться на первой передаче со скоростью 5 км/ч (километров в час);отсюда пошло шутливое сравнение ЗИСа с трактором.
Новая 4-ступенчатая коробка передач,претерпевшая наряду с карданной передачей наиболее кардинальные изменения,получила более прочные валы и шестерни,что дало резко увеличившийся срок эксплуатации.С промежуточным валом шестерни теперь соединялись шлицами,это обеспечивало хорошую центровку.Карданный вал значительно упростили,заменив вал с тремя шарнирами и промежуточной опорой новым,с двумя шарнирами,значительно удешевив производство.
Несовершенный по тем временам гидравлический привод тормозов был заменён механическим,что обуславливалось низким качеством резиновых манжет и наличием непривычной ещё для ремонтников тормозной жидкости,также крайне несовершенной в то время.Кажущийся регресс был вполне оправдан-новый привод мог починить даже неопытный механик.Кстати,процедура ремонта "трёхтонки" в целом была упрощена разработчиками до предела и заложена в конструкцию:автомобиль состоял из 4500 деталей,болты и гайки имели только десять размеров резьбы,и сорвать их было в большинстве случаев достаточно сложно.
Одной из отличительных особенностей ЗИС-5 стала рама,которая не ломалась и не прогибалась (правда,она довольно легко перекашивалась,если одно из колёс попадало в яму или наезжало на бугор).Жёсткие рессоры в таких случаях не помогали,но "эластичная" рама помогала колёсам и подвеске преодолевать неровности земной поверхности.Эластичность достиглась термообработкой рамы,которая выполняла функцию как бы дополнительной рессоры.
Это,а также тяговые характеристики двигателя в сочетании с продуманным распределением массы по осям (58% на задние ведущие колёса с неполной нагрузкой,77% - с полной) давали возможность эксплуатировать ЗИС-5 почти как машину повышенной проходимости-"трёхтонка" уверенно чувствовала себя как на размокшей грунтовой дороге,так и на снегу или песке.Естественно,установка шин с цепями только повышала и без того неплохие внедорожные качества ЗИС-5. Конструкторские изменения затронули также и другие детали и узлы,включая сцепление,электрооборудование,кабину,радиатор,щиток приборов.Всё это дало возможность получить хороший,надёжный и прочный автомобиль.Доказательство вышесказанному-средний пробег до ремонта.Он составлял 70 тыс. км,а иногда достигал 100 тыс. км.
Для ускорения процесса перехода на новую модель....
Продолжение в следующей теме...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев