В 1911 году на проект Ессентукской грязелечебницы Санкт-Петербургским обществом архитекторов был объявлен конкурс, по результатам, которого автор удостаивался премии и получал право авторского надзора. Первое место занял проект академика архитектуры Евгения Федоровича Шреттера. Он создал поистине архитектурный образец, выбрав для Грязелечебницы формы античной классики. Разрабатывая проект, зодчий использовал новейшие для того времени требования техники, бальнеологии и гигиены.
Летом 1913 года, согласно его проекту, в Ессентуках приступили к строительству здания Грязелечебницы. Строительные работы осуществляла Петербургская строительная контора «Вирш и Герцберг». Скульптурное оформление выполнялось лучшими скульпторами Санкт-Петербурга Л.А. Дитрихом, Л.К. Л.К. Шодким и В.Б. Козловым, при участии инженеров-стороителей Т.А. Свирчевского, И.Г. Шамврицкого, И.И. Володкевича. Строительством руководил Шамврицкий И.Г.
С 1915 года Грязелечебница начала функционировать, как лечебное учреждение. Первоначально она была названа в честь цесаревича Алексея – Алексеевской. Здание Грязелечебницы построено из естественного камня доломитовых пород по типу древнеримских «терм» каракалы, сочетавшие в себе функции, как банных заведений, так и общественно значимых. Главным достоинством Шреттера Е.Ф. было то, что он с художественным мастерством создал архитектурный образ различных стилей. Подъезд оформлен полуциркулярным закругленным двориком с фонтаном и мощными скульптурами львов. Здание построено из местных камней, архитектурные элементы выполнены из кисловодского доломита. Скульптуры и барельефы выполнены под цвет доломита. Черепичная кровля на центральной части здания римского образца.
Центральный вход оформлен мощным классическим порталом с восьмью колоннами и капителями ионического ордена и древнегреческими скульптурами древнегреческих богов — бога врачевания Асклепия (Эскулапа) и его дочери богини чистоты и здоровья Гигеи. Декоративные барельефные скульптуры, которыми оснащены фасады здания отражают тематичность лечебного процесса. К наиболее интересной декоративно-барельефной скульптуре можно отнести произведение, вкомпанованное на стене при входе в Грязелечебницу. Сюжет этого изображения представляется таким: в центре барельефа возлежит Посейдон, у его головы изображено в ритме движение ряд лошадиных голов, у ног его в лежачем положении находится сосуд, из которого истекает вода, с правой и левой стороны размещена группа лиц старого и молодого возраста, устремленные в центральном направлении к фигуре старца.
Нет комментариев