Развитие автомобилестроения теснейшим образом связано с одним из его основных элементов – двигателем,без которого автомобиль принципиально обойтись не может в силу своего предназначения.
До 1791 года в промышленности в качестве двигателей применялись гидравлические машины и паровой двигатель внешнего сгорания, изобретенный Ньюкоменом еще в начале 17-го века.
В 1791 году англичанин Джон Барбер предложил принцип сжигания газового топлива внутри рабочего цилиндра.
Лебон в 1801 году изобрел двигатель внутреннего сгорания двойного действия, работающий на светильном газе и впервые имеющим электрический запал.
До 1860 года велись различные работы по совершенствованию конструкции и рабочего процесса двигателя. Используя этот опыт французский инженер Жан-Этьен Ленуар в 1860 году построил первый работоспособный газовый двигатель. Несмотря на его чрезвычайно низкий КПД (всего 4,65 %), не отличающийся от КПД паровых машин того времени, этот двигатель получил большой спрос. Ленуар увлекся коммерческой стороной дела и не обратил внимание на появившиеся научные работы Саади Карно и Бо‑де Роша, наметивших пути совершенствования двигателей внутреннего сгорания. В связи с этим двигатель Ленуара уже в 1864 году был заменен более совершенным двигателем немецкого инженера Отто, который в 1877‑78 гг. построил первый четырехтактный двигатель с КПД около 20 % мощностью 4 л.с. С 1880 года завод Отто-Дейц стал выпускать двигатели мощностью до 100 л.с., а с 1895 года 1000 л.с. и более.
В 1892 году Рудольф Дизель взял патент на свой двигатель. Судьба Дизеля достаточно трагична, его долго преследовали неудачи, но тем не менее, этот двигатель уже после смерти изобретателя стал успешно завоевывать рынок.
Все эти двигатели были довольно громоздки и использовались в основном в стационарных условиях. Однако, вскоре появился спрос на легкие двигатели, который не осознал Отто. Работавший вместе с ним Готлиб Даймлер со своим помощником Майбахом ушел с завода Отто‑Дейц и в конце 18-го века построил двигатель с числом оборотов 600, а затем и 800 оборотов в минуту мощностью 0,75 л.с.
В 1887 г. Даймлер впервые продемонстрировал двухколесный самодвижущийся экипаж, в том же году Карл Бенц впервые выехал «в свет» на трехколесном экипаже с металлическими шинами. Экипаж так громыхал и дымил, что его владельцу предписали заранее сообщать время и маршрут передвижения, чтобы жители пожарные в это время были наготове «избежать несчастья».
Так Готлиб Даймлер и Карл Бенц положили начало строительству автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Развитие автомобилестроения в России.
В России первые эксперименты с двигателями внутреннего сгорания проводились Евгением Яковлевым, в прошлом лейтенантом морского флота(с 1884 по 1889 г.г). Затем Яковлев на своем заводе организовал серийное производство двигателей, один из которых в 1893 году демонстрировался на всемирной выставке в Чикаго. Там же Яковлев увидел один из первых серийных автомобилей завода «Бенц» марки «Вело». Яковлев заинтересовался новинкой и вместе с Петром Фрезе в 1896 году построил первый отечественный автомобиль с двигателем 1,5 л.с., ременной трансмиссией и карбюратором испарительного типа. В двигателе использовалось водяное охлаждение, он имел один горизонтально расположенный цилиндр, две передачи вперед, передача заднего хода отсутствовала. Автомобиль был снабжен вручную приводящимися тормозами. Ширина автомобиля – около 1,3 м, длина – 2,2 м.
После смерти Яковлева изготовление автомобилей продолжил Фрезе. С 1900 года он при частичном использовании импортных узлов и двигателей собирает автомобили собственной конструкции. В 1902 году Фрезе испытал опытный троллейбус, разработал и успешно испытал автопоезд с электроприводом от генератора, установленного на тягаче. Производственные и финансовые возможности не позволили Фрезе развернуть серийное производство автомобилей. Впоследствии его завод приобрело петербургское отделение Русско‑Балтийского вагонного завода, превратившее предприятие в станцию обслуживания и сборки автомобилей «Руссо‑Балт» из импортных деталей и узлов.
Вообще в России до революции было достаточно много попыток организовать собственное производство автомобилей и электромобилей. В частности, известный русский изобретатель Романов изготавливал электромобили различного назначения с массой от 700 до 1600 кг, скоростью движения до 37 км/ч и пробегом до подзарядки до 64 км. Однако отсутствие внимания властей к попыткам отечественных автомобилестроителей делало выпуск автомобилей убыточным. Царские власти предпочитали закупать автомобили за границей а не на отечественных заводах, а пошлины на ввоз были мизерными. Так, например, прекрасные модели российского завода Лесснера так и не стали серийными, а сам завод выпускал автомобили всего 5 лет. Практически более или менее устойчиво работал только «Руссо-Балт», выпускавший автомобили и шасси для броневиков. Всего до революции в России было выпущено около 1000 автомобилей, их доля в общем парке машин страны составляла примерно 10 %.
#машины#автомобили#двигатель#автомеханика#АвтомобильнаяИстория#автомобилист
Комментарии 1