ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ
Как известно, дети дошкольного
возраста, в силу особенностей
мышления (оно у дошкольников
наглядно-образное), с трудом
оперируют абстрактными
понятиями. Время относится
именно к этой категории — его
нельзя увидеть или потрогать,
тем не менее все мы ощущаем
его ход.
Как же научить дошкольника
определять время? И возможно
ли это?
Даже маленькому ребенку
необходимо самостоятельно
учиться планировать свое время
и ориентироваться в нем. Тем не
менее, и для 6-7 летнего
ребенка очень сложно научиться
определять время по стрелкам
часов. У маленьких детей
восприятие времени очень
субъективно, впрочем и
взрослым известен этот момент
— когда мы заняты интересным
и приятным занятием (для
ребенка это, конечно же, игра
или интересная прогулка),
время ускоряется, проходит
быстро — малышу может
казаться, что он только начал
играть, вошел во вкус, а на
самом деле прошло уже
несколько часов. Если же
ребенок ждет, когда его
заберут из детского сада или
занят неинтересным для себя
занятием, и 10 минут могут
показаться несколькими часами.
С чего же начать обучение
ребенка определению времени?
Последовательность событий
Совсем не обязательно и даже
не нужно при объяснять ребенку
где на часах какая стрелка и
что она означает. Начинать
обучение ребенка определению
времени следует с самого
простого и понятного
дошкольнику — с
последовательности событий, что
легко сделать в процессе игр и
повседневных занятий. Ребенок
видит что за днем наступает
вечер, потом ночь (надо
ложиться спать), утром вставать
и идти в детский сад, за утром
следует день. Так малыша
формируется первичное
представление о времени, как о
некой последовательности
событий. Для закрепления этого
представления, обращайте
внимание малыша на любую
последовательность событий,
например в сказках - сначала
мама испекла пирожки, потом
отправила Красную шапочку к
бабушке, потом Красная
шапочка повстречала Серого
волка... Игры - Все о времени,
Время суток.
Знакомим с прошлым,
настоящим и будущим
Следующий шаг в ознакомлении
ребенка со времени – понятия
прошлого, настоящего и
будущего.
Опять же, необходимо
использовать повседневные
занятия и игры, сопровождая их
беседами и примерами.
Например, сейчас вы гуляете,
на улице светло, день — это
настоящее. Вечером в гости
приедет бабушка — это
будущее.. Спросите ребенка,
что наступит, когда зима
закончится. Рассматривая
семейный фотоальбом, покажите
ребенку каким маленьким он
был раньше — это прошлое.
Какими раньше были папа,
мама, бабушка, дедушка — это
тоже прошлое. Планируя что-
либо совместно с ребенком
(летний отдых, поход в театр, в
гости), обращайте его внимание,
что это будет в будущем. Вчера
вы ходили в цирк — это прошлое.
Определяем времена года
Важно не только рассказать
ребенку сколько в году сезонов
и месяцев, но объяснить на
наглядных примерах, что
меняется в природе весной,
летом, осенью, зимой. Также
обратите внимание, что люди
зимой и летом по-разному
одеты. Загадайте малышу
загадки - «зимой белый, летом
серый» и т. д.
И, наконец, учим ребенка
определять время по часам.
Когда малыш понял, что такое
временная последовательность
событий, что события и явления
растянуты в прошлом-
настоящем-будущем, что
существует сезонная смена
времен года, можно начинать
знакомство ребенка с часами.
Лучше всего для этого подойдут
большие игрушечные часы с
легко двигающимися стрелками
и четкими большими цифрами.
Для начала расскажите
ребенку, что на часах две
стрелки короткая (часовая) —
она движется медленно, и
длинная (минутная) — она
проходит путь по циферблату
гораздо быстрее. Познакомьте
ребенка сначала с часовой
стрелкой. Можно нарисовать
плакат, на котором будут
нарисованы большие часы с
обозначением определенного
часа и события из жизни
ребенка, которое этому событию
соответствует. Например, в 8
часов ребенок встает - на
картинке изобразите часы со
стрелкой на 8 часах и
изображением утреннего
подъема. Для начала достаточно
будет 4 — 5 событий,
повторяющихся каждый день в
одно и то же время. Для начала
их можно определять как «до
обеда», «после тихого часа»,
«после ужина», постепенно
привязывая событие к
положению стрелки на часах.
Когда ребенок освоится с
часовой стрелкой, можно
начинать знакомство с минутной
— на нашем плакате добавятся
события (опять же
повторяющиеся каждый день в
определенное время) и
изображения часов как с
часовой, так и с минутной
стрелкой. Не забывайте
спрашивать ребенка, во сколько
он идет в детский сад, во
сколько ложится спать и т. д.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев