Вдруг какая-то неведомая сила сбросила меня с «баночки» на палубу, резко начал нарастать дифферент на нос, на меня посыпались журналы, незакрепленные предметы. Я сделал неудачную попытку подняться на ноги, всё это происходило в полной тишине, перед глазами проскочила вся моя жизнь. Быстро крутящаяся стрелка глубиномера говорила о том, что лодка стремительно «сползает» вниз.
Машинально зафиксировав на СЕВ«Платан» время -21 ч.13мин., скорость 3 узла, дифферент - больше 15 градусов, от страха перепутал на глубиномере стрелки десятков и сотен метров и с каким-то безразличием подумал, что ещё один оборот стрелки сотен метров и «Развязка близка, нас нет на этом свете. В этот миг в штурманскую, вполз Коля Жевелёв, бледный как мел, с вылезшими на лоб глазами безнадежно и жалобно выдохнувший: - «Всё Валера Пипец! Под килем – 1500 м». У меня, выражение лица наверное, такое же. Я заорал: «Коля! Включай эхолот! А я сниму координаты места», бросился к пульту управления «Тоболом», все табло светились красным светом, навигационный комплекс вышел из строя. Записав в навигационный журнал координаты места столкновения( как оказалось - записал их «по-арабски» справа налево), перевел комплекс в резервный режим (Система курсоуказания от ГКУ-1). В море, дверь штурманской рубки всегда открыта и центральный пост как на экране, я наблюдаю картину « Крушение Помпеи»- вахтенный командир СПК БУ кап.2 ранга Пастушенко Ю.И. от удара вылетел из командирского кресла и центрального поста в так называемый предбанник, под трап подъёма в боевую рубку, а боцманёнок вылезал из под «Шпата». В центральном было тихо потому, что все вылетели из своих кресел, некоторых даже «выковыривали» из хитросплетенных кабелей и тросов уже после выхода из аварийной ситуации». Шок от удара корабля, в Ц. П. длился доли секунд, вахтенный оператор пульта общекорабельных систем «Титан» Кап. л-т. Олег Самохвалов моментально отреагировал на столкновение: –Дал «Пузырь в нос» и начал продувание носовых цистерн. Корпус корабля задрожал от больших оборотов (150/150 об.) винтов. Лодка перестала проваливаться.
В «центральный» влез в нижнем белье командир Журавлев В.А. и командир БЧ-5 Кап. 2 ранга Федорова В.П. Зазвучал сигнал «аварийной тревоги», постепенно дифферент начал отходить, лодка начали всплывать. Впервые после столкновения зазвучали команды по «Каштану», скорость начала нарастать до 12 узлов, глубиномер с 360 м начал показывать уменьшение глубины погружения. Корабль всплыл на глубину 40м, дифферент- 0 град., сбросили скорость до 4,0 узлов. В Центральный Пост набилось множество народу, все были в стрессовом состоянии, но командир Журавлев быстренько «привел всех в меридиан», выгнал лишних и устроил с группой командования и командирами-стажерами очередной «Хурал» в штурманской рубке.
Главный и основной вопрос - « Последствия столкновения и дальнейшие действия?». Результаты осмотра отсеков - неутешительны. Наиболее пострадал 1-й отсек. Оказалось, что передние крышки торпедных аппаратов №3,4 негерметичны, аппараты заполнены водой, две торпеды, а одна с ядерным боезапасом (ЯБП) замочены. Живучесть 1-го отсека была существенно снижена. Вставал вопрос о продолжении «автономки». Надо заметить, что в те годы вопрос об аварийном всплытии и докладе в Москву просто не существовал, поэтому Журавлёв принял решение: в данный момент не всплывать под перископ, чтобы не демаскировать лишний раз корабль, так как «пузырем в нос» и «средним ходом» со всплытием мы достаточно пошумели вблизи побережья Канады, остаться на 40 метрах, «надуть» 1-й отсек, вытащить из аварийных торпедных аппаратов торпеды в отсек, подпереть задние крышки «замоченных» торпедных аппаратов раздвижными упорами.( до конца «автономки» торпедные электрики заступали на вахту в герметизированный 1-й отсек в СГП с ИДА-59 на груди. Представьте, на минуту, их ощущения во время вахты в ожидании прорыва воды из задних крышек торпедных аппаратов. Всплыли под перископ примерно в 4 часа утра 14 сентября на сеанс связи, через 7- часов после аварии , визуально обнаружили 12-14 айсбергов высотой 15-30 метров, сфотографировали их через перископ и продолжили еще месяц выполнять задачи боевой службы. Действия штурманов были безукоризненны, как и положено, опечатали навигационный журнал и карту с прокладкой пути и точкой столкновения, перезапустили НК «Тобол -Б4».
Здесь бы не мешало вставить описание этого события второго очевидца, Ком. ЭВГ Саши Гнилицкого: « Не могу похвастаться своим активным участием в тех событиях, но кое-что в память врезалось и периодически из нее всплывает…Всплывает уже как-то в юморной, анекдотичной форме. У меня в памяти засело, что это произошло 13 сентября, в 21.13, я каждый год этот день вспоминаю и отмечаю. Для меня все происходило так: я жил в двухместной каюте вместе с командиром БЧ-2 Носовым Александром на ракетной палубе (обычно командир БЧ-2 по причине чрезвычайного режима на ракетной палубе проживал в одиночестве, но в связи с тем, что я находился в дружеских отношения с Носовым А. и имел непосредственное отношение к ракетному комплексу – командовал РБУС «Альфа», получил высочайшее разрешение на сожительство самого Журавлёва). Так вот, в этот момент я лежал на своей койке. В это время в 5-м отсеке, в столовой личного состава происходила репетиция ко дню специалиста РТС, к которой я, к сожалению, относился. Начальник РТС Луговой Александр уже три раза безуспешно пытался меня «выцарапать» из каюты через громкую связь БЧ-2. Вставать не хотелось, тем более что уже был матерым капитаном, восемь лет на лодке, к тому же еще до автономки на меня был приказ о переводе в другой экипаж и в другую базу… Но что делать, долг зовет, собрал волю в кулак, что бы встать, но в этот момент неведомая сила сдувает меня с койки и я «впиливаюсь» головой в шкаф. Пытаюсь встать, но стоится плохо – сильный дифферент на нос. По-моему, в этот момент ощутился второй удар. Лодка медленно, как на лифте, с большим дифферентом, погружалась…Тишина…Не прозвучало ни одной команды из центрального…
Абсолютное спокойствие (все-таки годы службы сказываются, внутренне психика предусматривает и готова к такому исходу событий и печальному итогу). Иду на свой командный пункт палубой выше. В голове: «Шли на глубине 197 м, под нами – 2 километра, если никто ничего не предпримет, еще 1-2 минуты, хлопок - и всё, приехали. Судя по тишине в центральном, никто ничего делать не собирается».
Пришел на КП-2/Р, пытаюсь связаться с центральным. Говорить со мной никто не хочет. Тишина гробовая и в отсеке, и на лодке. В какой-то момент нос подбросило вверх, «лифт» вроде бы остановился. Этот, отмеченный сознанием факт, бальзамом растекся по организму. «Будем жить!»-кричала каждая клетка мозга. И жизнь на лодке зашевелилась – ожил «Каштан», лодка приходила в себя. Пока сидели по боевой тревоге, в голову полезли всякие мысли и воспоминания. Например, вспомнился один шуточный разговор
на подобную тему в кругу офицеров нашего экипажа за рюмкой чая. Тогда я, естественно в шутку, сказал: «Мужики! Пока я с вами в одном экипаже, ничего с лодкой не случится, потому как еще в детстве, до 6-ти лет я умудрился три раза тонуть, упасть в колодец, и очень сильно обгореть (50% обгоревшей кожи, редкий случай выживания)!» Весь экипаж ещё долго отходил от ощущения страшной опасности. Из обсуждений с другими членами экипажа, сложилась следующая картина: подводная часть айсберга представляла собой своеобразную гигантскую «морковку» глубиной 320-350 м, в которую К- 279 на скорости 7 узлов врезались и начала скользить в глубину. Скорость упала до 3-х узлов, дифферент дошёл до 18 град., корабль носом достиг глубины 360-370 м. Потом вахтенный оператор пульта общекорабельных систем «Титан» к-л-т Олег Самохвалов самостоятельно, без приказания дал «пузырь в нос»(за что его долго еще ругали начальнички), чем по общему мнению спас от гибели корабль. В это же время 2-й «управленец» ГЭУ Кап.л-т. Владимир Решёткин промчался из 2-го в 3-й отсек , на пульт управления ГЭУ, перехватил рукоятку управления реактором у растерявшегося лейтенанта, не дал «упасть АЗ» и потерять ход кораблю, что было бы равносильно гибели. Без приказания, дал ход 150/150 оборотов. По-видимому, скольжение по подводной части айсберга закончилось на глубине 360-380 м. «Пузырь в нос» и «средний ход» остановили проваливание в глубину, а потом уже, по команде старпома Пастушенко Ю.И., пришедшего в себя от шока, горизонтальные рули положили на «всплытие» и РПК СН начал всплывать на 40 м. Вся эта «эпопея» длилась около 4-х минут. Из воспоминаний Валеры Славского ,«Меня поражает до сих пор –какая была отличная отработанность экипажа в критической ситуации. Ведь ни команд, ни лозунгов не было, был сильнейший стресс и осознание каждым смертельной опасности. За 50 сек. из 5-го «жилого» отсека по боевым постам в нос и корму «умчались» около 90 человек и начали выполнять «действия по аварийной тревоге без приказания». На 100% был прав кап.2 ранга Магомет Гаджиев, Герой Советского Союза, сказавший знаменитую фразу: « Нет более достойных людей, чем подводники- здесь все вместе побеждают или вместе погибают». Мы победили …»Из воспоминаний Саши Гнилицкого:-
«Насколько я помню, не во всех отсеках было тихо, как в нашем 4-ом, по -моему, в гиропосту успели включиться в ИДА-59, а в другом, кажется в 6-м – успели подраться, так как аппаратов не на всех хватало. Народ готовился выходить на поверхность с 2-х километров. По мнению многих лодку спас Самохвалов Олег, который дал «пузырь в нос» в момент всеобщего замешательства. Но, опять же насколько помню, после возвращения в базу, был обвинен в неправильных действиях разбиравшими ситуацию штабными начальниками.
И, слава Богу, что его неправильные действия привели к положительному результату, значение которого измеряется жизнями членов целого экипажа.» Через месяц К-279 возвращалась в родную базу, в Гремиху.
Всплыли ночью, октябрь, штормит, в люк льется поток одурманивающего пахнущего йодом морского воздуха(это ощущение могут понять, только подводники и космонавты). Все с ходового мостика пытаются разглядеть результаты столкновения, ничего не видно. Рассветает, до базы миль 40, строго на юг, курс 180 град. К РПК СН «на полных парах» подлетает буксир, обходит лодку, фотографирует и уносится в базу. Корабль входит на внутренний рейд.
Комментарии 3