" هل يجوز ترك الجهر بالتأمين في الصلاة ، وعدم رفع اليدين ؟
فأجاب : نعم ، إذا كان بين أناس لا يرفعون ، ولا يجهرون بالتأمين ، فالأولى أن لا يفعل تأليفًا لقلوبهم ، حتى يدعوهم إلى الخير ، وحتى يعلمهم ويرشدهم ، وحتى يتمكن من الإصلاح بينهم ، فإنه متى خالفهم استنكروا هذا ؛ لأنهم يرون أن هذا هو الدين ، يرون أن عدم رفع اليدين ، فيما عدا تكبيرة الإحرام ، يرون أنه هو الدين ، وعاشوا عليه مع علمائهم .
وهكذا عدم الجهر بالتأمين ، وهو خلاف مشهور بين أهل العلم ، منهم من قال يجهر، ومنهم من قال: لا يجهر بالتأمين ، وقد جاء في الحديث أنه صلى الله عليه وسلم رفع صوته ، وفي بعضها أنه خفض صوته ، وإن كان الصواب أنه يستحب الـجهر بالتأمين ، وهو شيء مستحب ، ويكون تَركَ أمرًا مستحبًّا ، فلا يفعل مؤمن مستحبًّا يفضي إلى انشقاق وخلاف وفتنة ، بل يترك المؤمن المستحب .. إذا كان يترتب على تركه مصالـح أعظم .
من ذلك أن النبي صلى الله عليه وسلم ترك هدم الكعبة ، وبناءها على قواعد إبراهيم ، قال: لأن قريشًا حديثو عهد بكفر ، ولهذا تركها على حالها ، ولـم يغير عليه الصلاة والسلام للمصلحة العامة " انتهى من " مجموع فتاوى ابن باز " (29/278 - 279) .
➡️ Был задан вопрос Шейху Абдуль-Азизу Ибн Базу, да помилует его Аллах:
«Дозволено ли оставить произношение вслух "Амин" в намазе и (дозволено ли) не поднимать руки (кроме первого такбира)?»
Ответ шейха:
«Да! (дозволено) если среди этих людей принято не поднимать руки и не произносить вслух "Амин".
Предпочтительно, не делать (так, т.е. не поднимать руки и не произносить "Амин") ради согласия и мира между людьми, до тех пор пока не призовут их к лучшему, пока не научат их, не направят их, не исправят ситуацию среди них.
Если кто-либо будет им противоречить, они отвергнут его игнорируя. Потому что они считают, что то на чем они это и есть религия. Они считают, что не поднятие рук в намазе, за исключением первого такбира, это и есть религия, и они живут так на этом мнении вместе со своими учеными.
Таким образом, не произнесение громко вслух "Амин" - это известное разногласие (хиляф) среди исламских учёных: среди них есть те, кто говорил о произнесении вслух "Амин", и есть тот, кто говорил о том, что не произносится вслух "Амин". Пришло в хадисе, что Пророк ﷺ громко произносил его, а в других, что негромко (тихо). Если же истина в том, что желательно вслух громко произносить "Амин", то это - вещь лишь желательная (мустахабб). Бывает, что оставляется совершение желательного действия. То есть бывает, что верующий не совершает мустахабб (желательное действие) который может привести к расколу (среди общины), разногласию и смуте, более того, оставляет этот мустахабб, если из этого оставления выйдет более большая польза (для общества).
Например, Пророк ﷺ не стал перестраивать Каабу по фундаменту, на котором ее основал Ибрахим, так как курайшиты еще не совсем отошли от неверия, поэтому он оставил её в том состоянии в котором она уже была и не изменил её, для общей пользы (того общества)».
[Маджму Фатава Ибн Баз, 29/278 – 279].
➡️ В шафиитском мазхабе произнесение вслух "Амин" после суры Фатиха — является желательным действием (суннат-хайат).
➡️ В ханафитском мазхабе - является желательным произнесение "Амин" про себя (т.е. тихо, не вслух).
➡️ Тот, кто не произнёс "Амин" после Фатихи, его намаз действителен. Сказал Ибн Кудама в "аль-Мугни": тот, кто оставил произнесение "Амин" по забывчивости или специально пока не начал читать следующую суру, не произносит его, так как это желательное действие (суннат), и его место уже упущено.
➡️ В любом случае, тихо или громко произносить это не фарз и не ваджиб.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев