Белов В.А..
--------------------------------------------------------------------------
--- Как трудно жить сильно заикающемуся человеку!
--- И не только потому, что ещё с раннего детства закралась в тебя обида на сверстников, насмешливо передразнивающих и обзывающих тебя заикой, держащихся от тебя подальше - не псих ли ты какой!
--- И не только потому, что к тебе ещё в юности пришла полная неуверенность в себе, когда ребята и девчата не в силах понять, что ты там токуешь как глухарь, корча страшные гримасы и размашисто жестикулируя, остерегаются - не начнёшь ли ты пошло ругаться и махать кулаками!
--- И не только потому, что в зрелом возрасте в тебе развилось негативное отношение к обществу, которое не хочет принять твои идеи, разроботки, композиции - так как при всяких попытках рассказать о них - все слова в тебе стопарятся, превращаются в громкое нервное мычание, как-будто какая-то неведомая сила запрещает тебе выдавать секреты бытья, мастерства, гениальности!
--- И в семье - то и дело срываешся на грубости за непонимание! И соседи сторонятся и шушукаются за спиной. И на работе встречи с тобой избегают - одни недомолвки, оскорбления, запрещения.
--- Да и с друзьями художниками-творцами отношения, ох, как не легки! Рассказать о своих новых идеях, робко зародившихся в тебе, с любовью и осторожностью выняньченых и складывающихся в какие-то ещё пока не ясные композиции - слова не выдавливаются! А как показал намечающиеся миниатюрные разроботки - вмиг сопрут и раньше тебя в упрощённом и ускоренном варианте выдадут!
--- И должен ты в глубоком одиночестве, без всякой поддержки с какой-либо стороны тащить весь этот непосильный груз своих переживаний, раздумий, воззрений. Всю жизнь вариться и вариться в своём котле и рождать потом уникальные, непохожие ни на что произведения!
--- Вот такая нелёгкая судьба сложилась у интереснейшего художника Холуя - Белова Владимира Андреевича. И всё его неудержимое желание громко во весь голос высказаться. обозначиться как творец, мыслитель, смелый экспериментатор, вылилось в его поэзию и, особенно мощно, в его миниатюрную живопись!
--- "Я смотрю... бледнею, всё горит в огне!
Двинуться не смею, как в волшебном сне:
Чёрный, воронёный, крон и лазурит,
Красный и зелёный - так всё и блестит!
Люди, копья, кони - дикой битвы жар...
На моих ладонях золотой пожар!"
---------------------------------------------------------------------------------
--- Родился Владимир Андреевич в селе Южа 30 сентября 1923 года в рабочей семье. Жили очень скромно на окраине. Ещё в малолетнем возрасте 3-4 годков Володя был сильно напуган собакой и стал заикаться. Все думали, что само как-то да и пройдёт, но дефект речи с годами углублялся. Пошёл Володя в школу уже сильно заикающимся пацаном, потому и с друзьями было плохо и с учёбой. Так проходили годы. Но вот в 6 классе у них появляется новый ученик - Игнатий Чапкин - его семья приехала из Мстёры. Это был мальчишка неудержимой энергии, полный идей и помыслов. И ему было безразлично, что Володя плохо говорит - ему как раз нужен был слушатель, да и вообще - человек, который бы восхищался им! А восхищаться и было чем - он изготовил самодельный этюдник, а такого предмета ни у кого из пацанов не было. А потом сделал себе большой зонт от солнца и вымолил у своего отца, чтобы он купил ему настоящие масляные краски и кисти. И стал со всем этим хозяйством ходить на этюды в окрестности Южи. Володя был просто восхищён такой решимостью друга!
--- И надо сказать, что у Игнатия всё как-то сразу да и получалось ( может уж опыт какой-то во Мстёре был?) - расположится на опушке леса и начнёт в картонку кистью краску так манерно тыкать - сначала такая мазня получается, а потом раз-раз чего-то там поковыряет и такая красивая картинка получается! У него даже присказка такая была: " Сначало надо в драку влезть, а потом уж и глядеть, что там получается!" Володя сначала только носил и устанавливал зонтик - замкнутось и робость держали его в своих лапах. Но нахрапистый Игнатий заставил и его взять кисть в руки, однако у Володи получилась не только мазня, а вообще - грязь! И он робел ещё больше, злился на себя так, что аж слёзы текли. Но раз от разу краски ложились всё более осмысленно и через десятки этюдов живопись-то пошла! После окончания семилетней школы на работу не брали и ребята промышляли мелкими поручениями, колымами, огородными делами. Но всё своё свободное время проводили на этюдах. И у Володи дело-то и наладилось, а некоторые из этюдов были лучше даже чем у Игнатия. Но тот и не злился: " А я и не хочу быть живописцом, пойду учиться на гравировщика!"
--- И так они осмелели в своём художестве, что в 1939 году пришли в Холуй поступать учениками в художественную артель. Но им сказали, что малы ещё! А вот осенью следушего года согласились посмотреть их этюды. При этом Игнатий Чапкин держался так дерзко в защите своих работ, что его сразу отвергли. А вот робкого, молчаливого Володю Белова взяли учеником к мастеру П.А. Костерину, который и начал учить-натаскивать его писать маслом " коврики ". И надо сказать, что скоро уж Володя самостоятельно расписывал их и довольно успешно!
--- В 1943 году Костерин П.А., удовлетворённый успехами Владимира Белова в освоении живописи маслом, предложил ему попробовать себя в темперной живописи. И тот попросился в ученичество к Мокину С.А.- мастеру лаковой миниатюры. Этот человек поразил Владимира своей интеллигентностью, доброжелательством и высоким мастерством живописи. В течении двух лет молодой художник, продолжая работать над писанием "ковриков", в свободное время расписывал темперой шкатулки. Носил их на показ к Сергею Александровичу, обсуждали их сильные и слабые стороны, потом счищал неполучившиеся места, переписывал заново, показывал мастеру и снова обсуждали. В 1945 году Владимир даже представил на художественный совет артели свою первую работу - портсигар "Руслан и Голова" - и она с поправками была принята! Но в этом году умирает Мокин С.А. - учитель и защитник Владимира Белова.
--- Как раз в этом году в Холуе наступил период решительного становления Холуйского стиля в русском лаковоминиатюрном творчестве. Преподавание в созданной в 1943 году художественной профтехшколы основоположниками холуйской миниатюры Костерина К.В. и Пузанова-Молёва В.Д. потребовало от них самих глубокого изучения холуйской иконописи. Всё для того, чтобы сформулировать, наконец-то, основополагающие принципы холуйской миниатюры, чтобы широко применять в росписи шкатулок отшлифованные в иконописи закономерности композиционных решений и правил изображения, чтоб должным образом стилизовать элементы композиции. А всё это ещё только нащупывалось, открывалось, разрабатывалось эмпирическим путём - методом проб и ошибок, в спорах, доходящих до ругани и угроз. И здесь основоположники, как более опытные, были на полшага впереди всех миниатюристов. Да и последних-то было мало, раз-два и обчёлся!
--- Владимир Белов с "ковриков" перешёл на миниатюру. И в следующем 1946 году приносит на худсовет большую расписную коробку "Руслан и Людмила". Но приём её был очень тяжёлым. Работу пришлось Владимиру много раз переделывать, исправлять, переписывать: то образ в ней не раскрыт, то композиция неверно выстроена, то колорит какой-то мрачный, то ещё чего-либо, а в конце вдруг - тема какая-то неактуальная! А Владимир в свою защиту и слова не мог произнести - нервы вскипают и из уст его одно мычание! А особенно строго, до жёсткости, отчитывал его Пузанов-Молёв В.Д., который как художник - несомненно, очень большой мастер, а как человек - ну очень раздражительный и грубый, до крайности. Но упорный Владимир продолжал свою деятельность и писал по 3-4-5 работ в год. И все они проходили через худсовет не просто с большим трудом, а с великими муками, скандалом и руганью! Доставалось и другим начинающим миниатюристам, но они были помоложе и не так болезненно принимали критику. Хотя, многие из них так и ушли из миниатюры пробовать себя в других сферах труда.
--- Выплавление холуйского стиля в лаковой миниатюре шло в очень трудной борьбе-сражении! - мнений и споров. В Холуе с середины 40-х и до начала 60-х годов 20 века существовали две противоборствующие стороны. Первая - это основоположники холуйской миниатюры, знающие холуйскую иконопись, имеющие большой опыт по росписи шкатулок, лауреаты различных выставок, даже зарубежных, имеющих награды. Её возглавлял Заслуженный деятель культуры РСФСР Пузанов-Молёв В.Д.. Вторая - это начинающие художники-миниатюристы и выпускники художественной профтехшколы - её, как бы, возглавлял Белов В.А., писавший в это время большое количество работ. Но он , в силу своего сильного заикания, не мог на худсоветах противостоять мощной критике старых мастеров. Однако, после этих шумных собраний творцов молодёжь собиралась у Владимира Белова в дому или в огороде, иль на бережку речки, иногда и под ушишку. И совершенно дружелюбно, в спокойной обстановке, расслабившись - разбирали все ситуации, случившиеся на худсовете. Художники приносили сюда намётки своих новых работ и их обсуждали. Потом все писали работы и окрылённые новыми идеями шли на худсовет в артель. Что-то отвергалось, а что-то складывалось в копилку холуйского стиля.
--- Более 50-ти работ было написано Владимиром Андреевичем за этот период. Различные по тематике: и военно-исторические, и молодёжно-патриотические, и песенно-лирические, и эпосно-сказочные. На различном сырье: коробочки, шкатулки, ларцы, пудреницы, пластины, тарелки, бисерницы, портсигары и т.п.. Все на очень хорошем уровне, а некоторые выполнены с высочайшим мастерством: "Майская ночь", "Сказ об Урале", "Небесные братья", "Весна в Холуе". Но главное, вместе с его именем засветилась слава и других художников-миниатюристов Холуя: Бабурина Н.И., Ивакина П.И., Фомина В.И., Тихонравова Б.В., Костерина А.М., Блинова В.Ф., Киселёва Б.И., Денисова Н.Н., Кротова В.А. и мн. др.. Но неспособность Белова В.А. выговориться, снять с себя нервное напряжение, переключиться на какую-то другую спокойную работу, забыться где-то в быту - стоило ему серьёзного ослабления здоровья! Владимир Андреевич перенёс три инфаркта. Весной и осенью мучился обострениями язвы желудка. Развился рак органов пищеварения - была произведена тяжёлая операция и длительное лечение - стал инвалидом. Но он писал и писал свои работы даже в таком состоянии!
--- В начале 60-х годов Белов В.А. едет в Харьков к знаменитому гипнотизёру профессору Дубровскому К.М.. Где подвергся в числе довольно большой группы страдающих "одномоментному методу снятия заикания". Сразу же после этого сеанса Владимир Андреевич стал совершенно свободно и чисто говорить! И три недели с ним работали по психологической реабилитации. Из которой он очень многое понял: что не надо бояться говорить, что при разговоре надо глубоко и ровно дышать, что не надо зацикливаться и нервничать на каких-то мелких второстепенных вопросах, что человек он солидный и не надо стесняться высказывать громко своё видение вопроса, что начинать говорить надо немного нараспев - постепенно заводя речевой аппарат в нормальное функционирование. И вообще, надо спокойно и достойно отложить всю мелочь дел и заняться, наконец, воплощением своей мечты! Возвратился Владимир Андреевич в Холуй совершенно другим человеком: приветливым и словоохотливым, шутливым и жизнерадостным, смело входящим во всякие компании. Но самое любопытное - он взялся за осуществление мечты и задумок своего наставника Мокина С.А. - за освоение нового направления в Холуйской миниатюре - декоративного панно!
--- Очень тяжело и долго создавалось первое панно - "Жар-птица": и много вариантов композиции, и много цветовых решений, а техника письма совершенно иная - ведь эта работа должна прочитываться с нескольких метров рассмотрения! И она сразу же засияла в художественном фонде фабрики. На неё посыпались заказы. Она стала символом Холуйского искусства! А потом разрабатываются росписи и других пластин: "Орлёнок", "Снегурочка", "Рублёв", "Царевна Лебедь", "Сивка-бурка", "Сокольничий", "Василиса Прекрасная", "Северная Русь", "Вещий Олег", "Боян", "Степан Разин". В 1968 году ему присваивается почётное звание Заслуженного художника РСФСР. А пример Владимира Андреевича оказался настолько заразительным, что все художники-творцы создают и расписывают хотя б одну пластину! Да что там, и другие промыслы: Палех, Мстёра и Федоскино - тоже пробуют этот вид миниатюрной живописи и с неменьшим успехом!
--- В начале 90-х годов у Белова В.А. сгорает дом. Огромное горе! В огне пропадают многочисленные фотографии с работ холуйских, мстёрских и палехских мастеров. Сгорают зарисовки к прошлым и будущим работам, подборки статей и газетных вырезок по истории Холуя, большое количество книг по искусству, по миниатюрной живописи, по иконописи. Как-то пропадает весь смысл дальнейшей жизни! Но Владимир Андреевич мужественно переносит и этот удар - он как мудрый человек решает, что это знак свыше! знак Судьбы! Старая жизнь ушла в небытиё и путь назад, в миниатюру, закрыт навсегда! И он должен свершить какое-то последнее, самое важное для него дело! Владимир Андреевич приступает к осуществлению своей глубоко спрятанной даже от себя тайной мечты - написать икону. Слабым, немощным стариком он сам делает доску, сам же левкасит её и сам же, пусть и медленно, до последнего дня своего делает список со знаменитой иконы "Спас Нерукотворный". В неё он вложил всё своё мастерство, весь свой талант художника, всю свою трепетную душу! 7 мая 1997 года перестало биться его сердце.
-----------------------------------------------------------------------
--- Да! К большим достижениям в искусстве можно прийти только упорным трудом, решительно пробиваясь через неудачи и невзгоды! В конце своего жизненного пути Владимир Андреевич уж без всякого раздражения вспоминал художественные советы 40-50-х годов, где его за работы мутузили и драли только-лишь не физически! Но и это могло бы быть - у Пузанова-Молёва В.Д., ох, и кулачищи были огромны и почему-то всегда чесались! Владимир Андреевич даже шутил как-то: "Да это просто огранка алмаза шла - обдирка, шлифовка, полировка! А бриллиант-то он ведь всегда, ох, как тяжело рождается!"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Ещё не закончена.
Я не помню чтобы Владимир Андреевич заикался, правда говорил мало, сдержанно, а мы ловли каждое его слово. Ещё бы, сам автор пластины "АНДРЕЙ РУБЛЁВ". Этим было сказано всё !!! А за рассказ о Белове В. А. огромное спасибо и низкй поклон - он того заслуживает !!!
Лена, сегодня донаберу статью - и всё встанет на своё место!