Впервые ККС «Березина» я увидел в Севастополе весной 1978 года.К тому времени я лейтенант и уже почти год,как отслужил офицером после окончания СевастопольскогоВВМИУ. «Берена стояла на Угольной и удивляла своими размерами и необычными мачтами и надстройками.Предназначение корабля сразу трудно было понять и потом по каким-то слухам я узнал,что это какая-то современная плавбаза. И вот вдруг в августе того же года меня вызвали в отдел кадров Политического Управления ЧФ и предлагаю принять должность секретаря комитета ВЛКСМ Корабля комплексного снабжени «Березина». Моему удивлению не было предела и,конечно,чувства какого-то смятения перед неопределенностью. Я дал своё согласие и на следующий день поехал на корабль.
На причальной стенке Угольная раньше не доводилось бывать,но доехав до конечной остановки троллейбуса 1, я встретил первого попавшего мне навстречу матроса и спросил о том,как пройти к Березине.И этим матросом оказался Беззапонов Сергей,наш почтальон и библиотекарь.В последующие годы службы на корабле мне с ним приходилось очень часто общаться по многим служебным вопросам – пожалуй,как ни с кем другим из матросской команды. Взойдя по трапу на корабль я,конечно,был приятно ошеломлён его размером и величием. Рассыльный дежурного по кораблю проводил меня в каюту заместителя командира корабля по политической части,которым был капитан 2 ранга Смирнов Евгений Сергеевич. Это был в моём представлении пожилой человек,опытный моряк и чуть ли ни ветеран флота.С ним мне пришлось прослужить один год,и это было время становления и корабля ,и меня,как корабельного офицера.
И вот пройдены все официальные формальности и я влился в экипаж ККС "Березина". Мне бы хотелось спустя многие годы вспомнит всех офицеров того периода истории нашего корабля. Заранее хочу извиниться за то,что время стёрло из памяти некотрые имена,но фамилии и должности постараюсь воспроизвести. Итак:
Командир корабля капитан 1 ранга БАТУРИН Владимир Прохорович.
Старший помощник командира капитан 2 ранга КУЗНЕЦОВ.Но через некоторое время его сменил молодой,активный и очень мотивированый на неукоснительно правильную военно-морскую корабельную службу капитан-лейтенант ВАСЕНКО Геннадий Леонидович. Это настоящий,на мой взгляд,офицер,влюблённый в своё дело.Закончил службу в должности начальника Упраления поисковой и аварийно спасательной службы ЧФ.
Заместителькомандира корабля по политической части капитан 2 ранга СМИРНОВ Евгений Сергеевич. В 1979 году его в должности сменил капитан 3 ранга СОЛЯР Владимир Петрович.
Помощник командира корабля капитан-лейтенант ЖУРУХИН. В следующим году его сменил капитан-лейтенант РЕПАШЕВСКИЙ Григорий.
Помощник командира корабля по снабжению лейтенант ВОРОНКОВ Николай.
БЧ-1.Командир капитан 3 ранга ЖАРИКОВ Валерий,командиг группы капитан-лейтенант ГАРКУШЕВ Владимир.
БЧ-2-3.Командир капитан 3 ранга АЗАРОВ Михаил Михайлови.С 1979 года капитан 3 ранга БОРОНИН Виктор. Командиры батарей: капитан-лейтенант СЕЛИВЁРСТОВ Александр Демидович, старшмй лейтенант ПУЗИКОВ Павел Александрович(впоследствии старший помощник командира ККС"Березина").
БЧ-4. Командир капитан-лейтенант ФОМИН Вадим Алексеевич.
БЧ-5. Командир капитан- лейтенант КОЛОБАШКИН. С 1979 года капитан 3 ранга МАТВЕЕВ. Офицеры: капитан 3 ранга ПОЛЯНИН Игорь Андреевич, капитан-лейтенант ДРАЧЕНКО Константин,капитан-лейтенант КВАЛЕВСКИЙ Иван Михайлович(впоследствии командир БЧ-5 корабля),капитан-лейтенант АЛЕКСЕЕВ Валерий Николаевич(впоследствии командир БЧ-5 корабля), лейтенант ЛУПАШИН Виктор.В 1979 году пришли лейтенант ТУМАНОВ Юрий Сергеевич и лейтенант Топорский Владимир Вячеславович.
РТС. Начник капитан 3 ранга ОВЧАРЕНКО, инженер службы каптан-лейтенант ДЬЯЧЕНКО Анатолий.
Служба снабжения. Начальник службы капитан 2 ранга ЛАВРИНЕНКО Николай Иванович. Офицеры: капитан-лейтенант БОРИСОВ,капитан-лейтенант РЕУС.
Служба ЭВМ. Начальник капитан3 ранга КОКОТКИН. Офицеры: капитан 3 ранга ЗОСИЧ Адольф Александрович,капитан-лейтенант ИВАНОВ Владимир Григорьевич.
Медицинская служба. Начльник капитан м/с ЯЧМЕНЁВ Владимир.
Группа ОСНАЗ. Командир капитан-лейтенант САВЧИЦ Николай.
Вот такой состав офицеров был в то время на корабле. Мичманов было,конечно,значительно больше и у меня со многими из них сложились не только товарищеские,но и дружеские отношения. Хочу здесь упомянуть мои добрые отношения с мичманом ХМИЛЬ Михаилом и мичманомНИКИТЧЕНКО Виктором из гр.ОСНАЗ.Он на корабле был фотографом и множество фотографий той поряы сделаны именно им.Отношния поддерживаем и поныне. А Хмиль имел хорошие оформительские способности и мы с нмм оформляли много стендов и стенгазет. И спустя много лет,в 1990 году,когда я волей службы,уже будучи заместителем командира подводной лодки по политчасти, в Средиземном море оказался на отдыхе на "Березине", увидел в коридорах и в библиотеке корабля стенды,кототые мы с Михаилом сделали.
Не могу с благодарностью не вспомнить офицеров политического отдела нашей 9-й бригады судов обеспечения. Это начальник политотдела капитан 2 ранга ГОЛИКОВ Виталий Степанович. Удивительно душевный и заботливый начальник, настоящий комиссар того времени. Впоследующем он служил в Новороссийске в Политуправлении КЧФ, занимая высокие должности в военно-политической организации флота. Я обязан ему и тем, что когда я ещё был молодым офицером, Виталий Степанович распорядился выделить мне квартиру в новом доме, а спустя многие годы поспособствовал улучшению моих жилищных условий. Заместителем начальника политотдела бригады был капитан 3 ранга МАТУЗАЕВ Борис Михайлович и, кстати, он был с нами на корабле на самой длительной боевой службе в 1980 году. Так же в политотделе были хорошие знающие офицеры капитан 3 ранга Нагорный И.Н., капитан 3 ранга Евтушенко М.М., лейтенант Зеленский Ю.В., мичман Жерновой А.В. И когда в постперестроечное время часто звучало, что политорганы в Воосужонных силах себя изжили и только мешали, то не могу с этим согласиться. Я, как комсомольский работник того времени, и впоследующем замполит подводной лодки, всегда относился к своим обязанностям с чувством высокого долга и уважением к каждому матросу и сохранил с очень многими своими сослуживцами добрые и даже дружеские отношения.
За годы службы на ККС"Березина",а это 1978-1980гг.,мне посчастливилось четыре раза быть на Боевой службе,во время которых пройти три океана,множество морей,а самое главное пройти настоящую школу жизни.
На первую бревую службу мы вышли в конце 1978 года целью которой было слаживание экипажа в дальнем плавании,отработка основных задач по материально-техническому обеспечению кораблей и судов ВМФ СССР. Впервые тогда тработали передачу грузов на ходу с ТАКР "Киев".Вовремя этого плавания на борту находилось большое количество представителей промышленности для учёбы экипажа и проверки механизмов в сложных условиях океанского плавания.Для этих целей корабль выходил за предеы Средиземного моря в северную часть Атлантического океана,в Бискайский залив на штормовые испытания.Пришлось некоторое время там искать шторм не менее девяти баллов.Шторм нашли и экипаж,и механизмы прошли эти испытания успешно.Во время этого плавания и новый 1979 год встретили вдали от родных берегов. Мне в силу своих должностных обязанностей приходилось часто общаться с комсомольцами нашего экипажа,а это,конечно,и прежде всего - матросы и молодые мичманы. По возрасту я был не намного старше матросов и особенно старшин третьего года службы и ,думаю,что поэтому между нами сложились добрые и доверительные отношения.Самые добросовестные и дисциплинированные из них были избраны в срстав комитета комсомола корабля и мы часто собирались для того,чтобы обсудить наши общие корабельные вопросы.Помню старшину 2 статьи Голубева,старшего матроса Кузнецова Игоря,старшину 1 статья Бендаса Михаила и многих других. Спустя несколько лет после службы на "Березине" будучи на учёбе в Киеве,я совершенно случайно встретил в городе Игоря Кузнецова,был у него дома в гостях .А с Михаилом Бендасом мы до сих пор поддерживаем добрые отношения и всегда на связи.
Вторая боевая служба запомнилась тем,что мы вернулись в Севастополь на мого ранее запланированного срока.А причиной этого послужило некоторое происшествие.И случилось вот что.Корабль стоял на якоре в точке якорной стоянки №3,в заливе Хаммамет,вблизи берегов Туниса.К нам пришвартован был ещё один из кокаблей Средиземноморской эскдры для приёма запасов топлива.Был очень ветренный день,скоросто ветра более 25 м/сек.,а парусность нашего корабля большая и плюс соседний корабль.И вот вэтих условиях порвалась наша якорь-цепь.Продолжать плавание в Средиземном море нам запретили и приказали следовать в Севастополь.А по Международным правилам проходить черноморские проливы Дарданелы и Босфор все корабли должны быть в готовности к немедленной отдачи обоих якорей и они для этого должны быть приспущены из якорь-клюзов.И чтобы не привлекать внимание турецких влатей наш боцман мичман Шепель и его команда по приказанию командира корабля изготовили новый якорь из дерева(!),покрасили его в чёрный цвет и установили на штатное место. Никто ничего и не заподозрил.Так пришли в Севастополь,где нам поставили новый якорь. Но тема якоря на этом случае не закончилась,а повтрилась во время следующей боевой службы в этом же году.
Третья боевая служба состоялась во второй половине 1979 года.Вышли в уже знакомое Средиземное море,или на черноморском сленге в "средиземку",отработали с кораблями эскадры и получили приказание совершить межфлотский переход в главную базу Северного флота Североморск.Вышли в Атлантику,обогнули британские острова с севера,прошли Севрное море,оставили по праволму борту Норвегию и вошли в Бренцево море,а затем в Кольский залив.Не помню дату,но в начале ноября встали на внутреннем рейде Кольского залива недалеко от пос.Роста,что близ Мурманска. На следующий день замполит корабля капитан 3 ранга СОЛЯР В.П. поручил мне розыскать предназначенную для нас почту - письма и газеты,котрые пока мы были в море преправлялись в Североморск. И вот с Сергеем Беззапоновым мы какой-то попуткой из Росты поехали в Североморск.Там мне пришлось обратиться в политический отдел тыла СФ за помощью в поиске нашей почты. Там вошли в наше не простое положение и почту розыскали.И когда мне её выдали,то моё удивление не знало границ.Там было пятнадцать мешков с письмами и газетами.А нас всегодвое.Опять пришлось в политотдел обращаться за помощью.Дали бортовую машину без тента,погрузились и поехали.А путь-то не близкий,километров тридцать,холод,снег... Но доехали до Росты.А "Березина" на рейде,нужно как-то до корабля добраться.Диспетчер УВФ по моей просьбе выделил дежурный буксил и ближе к вечерней проверке мы с Беззапоновым оказались на родном корабле,в тепле и уюте.Надо ещё сказать,что в течении всего дня мы смогли покушать только буханкой хлеба,котрую выпросили у водителя хлебовозки. Честно признаюсь - я был горд своим маленьким будничным подвигом. К тому же весь экипаж полдучил письма и газеты,которые можно было читать - не перечитать.
Ближе к 7 ноября корабль поставили у стенки в судоремонтном заводе пос.Роста.Рядом стоял легендарный атомный ледокол "Ленин" - у многих из экипажа сохранились фотографии. На ледокол сходили на экскусию и честно признаюсь,что по сравнению с размерами нашего корабля ледокол"Ленин" выглядел,как большой буксир.Но всё-таки это наша гордость и легенда. Пробыли на Севере не больше месяца,вновь отработали с ТАКР "Киев" и отправились домой. А по пути в Северном море разыгрался очень силный шторм.Мы шли не одни,а в сопровождении какого-то эсминца.Вот им-то бедолагам пришлось совсем тяжело и к тому же на эсминце произошла поломка и мы вынуждены встать на якорь вблизи Шетландских островов в нейтральных водах.Есть много фотографий,как наш корабль то как бы взлетает на волне,то зарывается носом в волны. И вот когда мы стояли на якоре вновь его потеряли.Толяко теперь не якорь-цепь порвалась,а сломалось вертено самого якоря. А тот деревянный муляж боцман сохранил и повесил в якорь-клюз,как и ранее при проходе проливов. В Севастополь пришли в преддверии 1980 года - уставшие,но счастливые,а наиболее отличившиеся в этом не простом плавании моряки уехали в заслуженный и такой долгожданный отпуск.
С началом 1980 года нам была поставлена задача готовить корабль к дальнему морскому походу,к чему мы и приступили с высокой ответственностью. Из своего многолетнего опыта плавыний могу сказать,что самое сложный это период подготовки.Как правило сроки почему-то ограничены,спешка,нервотрёпка и прочие сложности,что этому сопутствуют.И когда до намеченного срока выхода в море остаётся неделя,то у всех - от матроса до командира - одно желание - скорее бы в море.В морском походе жизнь экипажа размеренна и зависит от правильной организации боевой подготовки и повседневного быта. У кждого члена экипажа есть свои должностные обязанности и их надо просто хорошо исполнять.А о быте и свободном времени во многом заботились наши политработники.А их всего было трое: заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга СОЛЯР Владимир Петрович(или как часто на флоте матросы между собой эту должность называют "большой зам"),затем замполит БЧ-5 капитпн 3 ранга ПОЛЯНИН Игорь Андреевич(или "малый зам"),ну и я - секретарь комитета ВЛКСМ корабля(или просто "комсомолец").Игорь Андреевич был немолодым офицеро,чуть за сорок, и очень опытным политработником,который прошёл серьёзную школу службы на крейсере "Михаил Кутузов".Его неутомимой энергии можно было позавидовать и я,котрый только начал свою коабельную службу,многому у него научился.Спустя годы после службы на "Березине" я пытался его разыскать,но найти,к сожалению, не удалось.Жаль.
Вышли мы на боевую службу 23 февраля 1980 года.ПодвОсновной задачей для нашего корабля являлось совершить переход вокруг Африки в порт Аден,столицу Народно-демократической республики Йемен.Перед выходом в море к нам на корабль были приняты два экипажа многоцелевых атомных подводных лодок Северного флота,которые базировались в Западной Лице.В одном из этих экипажей оказался мой однокашник по училищу Саша Мудрак.Мы очень обрадовались неожиданной встрече и во время всего длительного перехода с интересом проводили свободное всемя.Более того,наша дружба продолжается до сих пор. Так вот-,а сами подводные лодки под управлением сменных экипажей под водой шли недалеко от нас тоже в Аден. Ещё до выхода в море,зная что нам придётся дважды пересекать Экватор,необходимо было подготовиться к проведению праздника "День Нептуна".И ответственным за подготовку и проведение этого мероприятия нашим "большим замом" был назначен я. Сценарий праздника я раздобыл не помню уже где и сразу после ыхода в море началась подготовка.Необходимо было определиться непосредсвенными участниками - Нептун и его свита,Русалка,черти и т.д. и т.п. Изготовить реквизит тоже необходимо,а это бороа,парики,одежда,трезубец,пчать Нептуна,чистилище длч чертей и многое другое.Нептуном был назначен наш боцман мичман Шепель,а вот Русалку пришлось ещё поискать и уговорить исполнить эту роль. Русалку на празднике успешно исполнил матрос Акинчиц и успех у него был ошеломительный - фото с ней(ним) в обнимку сейчас,наверное,есть во всех уголках нашего СССР. Ну и Нептун был очень хороший и значимый.В детали вдаваться не буду,но праздник удался и есть множество и фото и даже видео в группе "ККС Березина" в "Одноклассниках."
Находясь в порту Аден экипаж жил своей обычной корабельной жизнью - выхты,корабельные работы,приборка заведований,просмотр кинофильмов.Вот на просмотре кинофильмов хотелось несколько остановиться подробнее. Уходя в плавание каждый корабль подавал заявку на флотскую кинобазу на получение из её фондов определённого количества кинофильмов из расчета три киноленты в неделю.Затем полученные ленты привозились на корабль и в среду,субботу и воскресенье демонстрировались экипажу.Основное место для просмотра была вертолётная палуба или столовая команды.Киноленты были двух типов - узкоплёночные, для штатной переносной киноустановки "Украина-5" ,и на "Березине"была ещё и киноаппаратная с двумя широкоплёночными киноустановками,как и в обычных городских кинотеатрах.В данном случае кинотеатром на корбле служила столовая команды. И в один из летних дней из советского посольства нам на корабль всего на один день привезли художественный фильм "Москва слезам не верит".Филь только вышел на экраны в Союзе и его,так понимаю,распространили и в посольства.И вот мы,как и вся страна,с преогромным интересом смогли посмотреть этот шедевр советского кинематографа,получившем впоследствии и международное признание премией "Оскар". Я так воодушевился сюжетом и песнями в нём звучащими,что в течении ночи по моей просьбе наш киномеханик Беззапонов Сергей прокрутил фильм лично для меня и мы с Игорем Кузнецовым прямо через микрофон записали весь фильм на магнитофон.Впоследствии песни эти я разучил и смог исполнять под аккомпонимент гитары.
Было в то время ещё одно запоминившееся событие. По просьбе нашего посла в НДРЙ на корабле,в нашей слесарной мастерской,был изготовлен постамент к бюсту В.И.Ленина(сам бюст на корабле уже был) для последующей его установки на территории одной из частей ВМС Йемена.Как сейчас сказали бы,что дизайн создан мичманом Хмиль М.М.,а воплощен нашим слесарем матросом Канищевым.И в торжественной обстановке в присутствии представителя посольства СССР, в день 110 годовщины со дня рождения вождя мирового пролетариата,бюст был открыт. Поняли ли йеменские матросы значимость мероприятия - я не могу судить. А вообще их флот представлял собой убогое зрелище - несколько ржавых советских ракетных катеров и малых десантных кораблей,на десантных палубах которых моряки держали своих коз.
Стояли в порту Аден долго,где-то с начала апреля и до октября. Подводники занимались своим делом,решая боевые задачи в Индийском океане,а мы иногда тоже выходили в море. Были вылазки и город,но Аден не произвёл ни на кого доброго впечатления- грязь,убогость и нищета.Правда в многочисленных торговых лавках торговали импортными товарами,котрых в нашей стране почему-то не было. Я на те небольшие деньги,что выдали за несколько месяцев похода смог купить своей жене в подарок женские часы Сейко и ещё кое что по мелочи.Всех офицеров удивил широтой своих желаний и возможностью их исполнения наш старпом Васенко Геннадий Леонидович. Он всю валюту,что нам должны были выплатить за поход потратил на приобретение японских часов и 2-х кассетного магнитофона.В то далёкое время это было показателем роскоши и успеха в жизни.
Ещё была памятная поездка на небольшой остров у входа в Аденский залив - Сокотра.Там к нам тут же пристали местные мальчишки и стали клянчить что-нибудь для себя,чтобы хоть как-то скрасить свою бедную,в прямом смысле,жизнь. А вообще купаться в Индийском океане и Красном море не комфортно - вода очень тёплая,30-32 градуса,и очень солёная,что глаза щипит. Ну и наличие акул,котрые могут тобой поживиться.И в продолжении этой темы была такая история.Когда мы стояли на якоре в Адене,то по разным вопросам общались с советскими моряками,которые по тем или иным причинам заходили в порт.В один из дней к нашему трапу подошёл барказ с советского рыболовного траулера.Я проводил гостей к командиру корабля.Что они там делали не знаю, наш замполит поручил мне дать им несколько художественных кинофильмов.Что я и сделал - передал какие-то филмы их тралмастеру.После тепло распрощались и утром их траулер вышел на улов в Красное море на несколько дней.Но вечером судно вдруг вернулось порт и мы узнали,что их тралмастер в море случайно выпал за борт и его на глазах у всех съели акулы,что крутились рядом.Вот такая грустная история. Мы из состава своего экипажа тоже потеряли в Атлантике человека,молодого матроса РТС по фамилии Халупник.Он прибыл на корабль за несколько дней до выхода в море и его непосредственным начальникам не хватило времени,чтобы изучить его психологический портрет,а он якобы злоупотреблял наркотическими препаратами(увы,и в Советском Союзе эта проблема существовала,но,конечно,не в современном масштабе).И когда у него не было возможности принять наркотик,он в состоянии ломки и выпрыгнул за борт.Пытались его искать,корабль лёг на обратный курс,но кроме акул и китов никого не было видно.Жаль,конечно.
Но вот подошло время возвращаться домой.Подводники сделали свое героическое дело,экипажи вновь передали свои корабли и они пошли к себе на Север,а мы в Севастополь.
Возвращение происходило через Красное море и Суэцкий канал,а это во много раз ближе и,конечно,быстрее,чем вокруг Африканского континента. В Красном море мы на несколько дней задержались возле острова Дахлак,на котором находился советский ограниченный воинский контингент,принимавший участие в вооружённгом конфликте в дружеской в то время Эфиопии. Условия жизни наших морских пехотинцев в этом тяжёлом климате были не просто сложными,но невыносимыми - жара под 50 градусов про стопроцентной влажности.Но служили и все в том мире знали,что русский солдат непобедим. На "Березине" даже в самое жаркое время очень хорошо работала система кондиционирования и в каютах даже приходилось пользоваться одеялами ночью. А пока стояли на якоре,старпом организовал поездку на коралловые острова,что были поблизости,и набрали там на сувениры эти экзотические существа. Правда кораллы быстро завонялись и их пришлось вымачивать в хлорной водеи затем высушивать.
Красное море прошли спокойно и затем азяли на борт лоцмана-египтянина и в течении светового дня прошли Суэц.Было очень интересно - канал не очень-то и широкий и можно было воочию наблюдать жизнь заморского государства.
В севастополь пришли в середине октября 1980 года.Швартовались на своё штатное место на причале Угольная.Было много встречающих,среди которых оказался и очень в то время известный и популярный артист Михай Волонтир,всем известный по роли прапощика Волентира в фильме "В зоне особого внимания".А в это время в Севастополе как раз снимали продолжение фильма под названием "Ответный ход".. и его пригласила на корабль жена Павла Пузикова Лучия. И мне посчастливилось с ним пообщаться и выпить традиционную рюмочку за встречу и успешное возвращение на Родину. Мне было радостно и приятно,что меня пришла встретить моя жена Лариса и когда мы сходили по трапу на берег жёны узнавали своих героических мужчин и заключали в свои объятия. Заключён был и я. Вот так закончилось наше восьмимесячное плавание и подошла к концу моя служба на прекрасном корабле с не менее прекрасным экипажем "Березина". В скором времени меня перевели для дальнейше службы в политичесий отдел нашей 9-й бригады судов обеспечения. И заключении своего повествования хочу поделиться такими вот мыслями - я прослужил на "Березине" не многим более двух лет и после была служба и на других надводных кораблях и подводных лодках,в береговых частях и штабах нашего флота,но служба на ККС "Березина" запомнилась,как лучшее время моей тридцатилетней службы.Это был очень хороший корабль с его грамотным и авторитетным командиром капитаном 1 ранга БАТУРИНЫМ Владимиром Прохоровичем.Все офицеры и мичманы корабля относились к нему,как к своему второму и очень близкому дому.Матросы и старшины,я уверен, оставили в своей памяти самые лучшие воспоминания и спустя десятилетия после окончания службы говорят только добрые слова и о корабле,и о том лучшем времени своей жизни.
Прошли десятки лет(более сорока) после того,как события,о которых я написал, а память хранит это дорогое время. Не могу не вспомнить активную позицию и деятельность,как председателя ветеранской организации нашего корабля,ПУЗИКОВА Павла Александровича. Благодаря его неутомимости,особенно при подготовке к 45-летию подъёма на корабле флага, были изготовлены памятный знак,вымпел,календарь. Планировалось проведение юбилейного торжества с участием многих ветеранов за все годы существования корабля. Но жизнь распорядилась иначе и Павел Александрович ушёл из жизни. Светлая ему память. Благодаря современным возможностям и Интернету те,кто служил в то врея,1978-1980гг.,имеют возможность общения друг с другом и прежде всего на сайте "Одноклассники". Это Туманов Ю.С.(командир гр.АТМ),мичманы Егин Владимир,Сысоев Николай,Рязанцев Иван,Никитченко Виктор.Старшины и матросы Хмеленко Александр,Буданов Сергей,Жакслыков Булат,Бендас Михаил,Долгушев Вячеслав,Красноштанов Юрий,Титаренко Григорий,Канищев Александр,Тарабрин Николай.Особенно хочу высказать слова признательности Александру Крюкову,котрорый ежегодно приезжает в Севастополь на День корабля и возлагает цветы к могилам нашего командира Батурина В.П. и Пузикова П.А.
Мне пришлось участвовать в церемонии спуска военно-морского флага на нашем корабле перед тем,как его отбуксировали на металлолом в Турцию. Было горько до глубины души и до слёз,что наш самый родной корабль вот так заканчивает свой боевой и славный путь. Но он навсегда остаётся в нашей памяти,как часть нашей жизни и сердца.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 51
Поисково-спасательный корабль "Даурия"
ТТД:
Водоизмещение: 7230 т.
Размеры: длина - 126 м, ширина - 16,7 м, осадка - 5,6 м.
Скорость хода полная: 15 узлов.
Дальность плавания: 8000 миль на 14 уз.
Силовая установка: дизельная, Бурмейстер и Вайн, 5200 л.с., 1 вал.
Специальное оборудование: 1 стрела х 15 т., 1 стрела х 5 т., ВПП.
Экипаж: 43 чел.
История корабля:
Поисково-спасательный корабль пр.596П
Гражданские лесовозы типа "Вытегралес" строились для Министерства морского флота СССР на заводе 190 в Ленинграде и заводе 870 в Выборге (проектировщик ЦКБ "Балтсудопроект", главный конструктор П.С.Возный). Судно предназначалось для перевозки леса и пакетированных пиломатериалов; так же предусматривалась возможность транспортировки зерна. Лесовоз типа "Вытегралес" - одновинтовое, однопалубное, полнонаборное, четырехтрюмное, трехостровное судно с расположением машинного отделения между третьим и четвертым трюмами с наклон
...ЕщёПоисково-спасательный корабль "Даурия"
ТТД:
Водоизмещение: 7230 т.
Размеры: длина - 126 м, ширина - 16,7 м, осадка - 5,6 м.
Скорость хода полная: 15 узлов.
Дальность плавания: 8000 миль на 14 уз.
Силовая установка: дизельная, Бурмейстер и Вайн, 5200 л.с., 1 вал.
Специальное оборудование: 1 стрела х 15 т., 1 стрела х 5 т., ВПП.
Экипаж: 43 чел.
История корабля:
Поисково-спасательный корабль пр.596П
Гражданские лесовозы типа "Вытегралес" строились для Министерства морского флота СССР на заводе 190 в Ленинграде и заводе 870 в Выборге (проектировщик ЦКБ "Балтсудопроект", главный конструктор П.С.Возный). Судно предназначалось для перевозки леса и пакетированных пиломатериалов; так же предусматривалась возможность транспортировки зерна. Лесовоз типа "Вытегралес" - одновинтовое, однопалубное, полнонаборное, четырехтрюмное, трехостровное судно с расположением машинного отделения между третьим и четвертым трюмами с наклонным форштевнем и крейсерской кормой.
В конце февраля 1979 года уходили на дальний поход (переход на КТОФ) в составе боевых кораблей ТАКР Минск, БПК Ташкент, БДК Иван Рогов и мы.
Вот тогда я помню, нас снабжал новый в то время огромный корабль ККС Березина.
Как молодой матрос мне тоже пришлось грузить нобходимыми вещами.