https://www.drive2.ru/b/605889731850422982/ ГАЗель можно много и заслуженно ругать за её многочисленные недостатки, но признать, что это — по-настоящему народный автомобиль, попросту необходимо.
Для завода она стала настоящим чудом и спасением: далеко бы ГАЗ уехал в трудные годы на прожорливых ГАЗонах, да "Волгах" из 70-х?
Новая "полуторка" не просто стала кормилицей для сотен тысяч, а то и миллионов наших людей — эта машина получилась настолько удачной, что её конструкция жива по сей день, а "дешевизна и сердитость" не перекрываются вообще ничем. Ведь какое качество — по-настоящему главное для коммерческого автомобиля? Правильно, стоимость владения!Главный герой — ГАЗель 2705, 1999 г/в. 22 года на линииЖизнь микроавтобуса в маршрутном такси — сама по себе не сахар. Режим эксплуатации с частыми разгонами и остановками, неминуемым перегрузом и другими прелестями городского траффика — один из самых убойных для машин любого класса. В богатых конторах городов-миллионников ГАЗели-маршрутки жили не больше пятилетки: проще было, быстро отбив стоимость машины, не морочить себе голову с её ремонтом, когда та достаточно устанет и "посыпется". Но и в этой профессии есть свои долгожители; за самым интересным из известных мне я отправился в город Минеральные Воды, что на Ставрополье.Однажды в МинводахМинеральные Воды — город небольшой: здесь живёт порядка 70 тысяч человек. Курорта здесь нет, но он — стратегически важен для всего северокавказского региона: здесь расположен международный аэропорт, крупная узловая железнодорожная станция, а также проходит две главных автодороги Северного Кавказа. По сути, именно через Минеральные Воды проходят все основные пути на Кавказ — на курорты Кавминвод и в соседние республики.У местного вокзала. ГАЗель раннего образца — микроавтобус модели 322132 с заводаГородской транспорт Минвод при этом разнообразием не блещет. Местное муниципальное ПАТП уже 15 лет как прекратило перевозки по городским маршрутам, да и от последней садовой линии давно отказалось. Так что автобусов в привычном понимании этого слова по Минводам давно не ездит (на базе Минераловодского ПАТП ныне живёт большинство частных ГАЗелей, а также школьные автобусы со всего района). Так что, как и в большинстве городов Ставрополья и соседних регионов, Минеральные Воды разделяют незавидную участь "города победивших ГАЗелей". Причём в этом случае — ГАЗелей исключительно "классических", семейства 3221. А помимо океана ГАЗелей, на маршруте 13 ходит одинокий ПАЗик модели 3205, являющий собой единственное исключение из этого правила.У минераловодского вокзала в выходной. В будни их тусуется раза в два больше.Да, само существование ГАЗели Некст или перепилков из фургонов-иномарок этим городом отрицается, и они водятся исключительно на пригородных направлениях (хотя я ещё застал, к примеру, б/у Транзиты из московского Автолайна и в городе). В черте Минвод трудится исключительно бессмертная классика — и лишь недавно стали появляться "луидоровские" ГАЗели модели 2250, являющие собой те же яйца, только в профиль с высокой крышей и распашной дверью.Типичная картина минераловодской жизни: колонна ГАЗелей на перекрёстке. Посередине — та самая ''Луидоровская'' модификация с высокой крышей и распашной дверью, популярная в первой половине 10-х"Городов победивших ГАЗелей" в России — многие сотни, то есть подавляющее большинство. Полноценные городские автобусы — удовольствие по нашим временам для провинции непозволительное, и на самоокупаемости оно нежизнеспособно практически везде — в этом и кроется секрет гибели советских транспортных предприятий.Ещё одна ГАЗель только прикидывается машиной старого образца — по году выпуска ей полагается хромированная решёткаНо думаете, смотреть в таком городе по части транспорта нечего? Однако, благодаря неспешному ходу истории здесь сложился своеобразный заповедник — среди городов КМВ только в Минеральных Водах на линии выжили ГАЗели первого поколения, с "квадратными" фарами, снятые с производства в начале 2003 года. Что ещё интереснее — там работают даже машины самого раннего образца, с чёрной пластиковой решёткой, выпускавшиеся в таком виде с 1996 по 1999 год. Кстати, забавная деталь: разработку этого кузова для микроавтобуса на базе "полуторки" выполнял по заказу ГАЗа… Павловский автобусный завод.Большинство минераловодских ГАЗелей — весьма пожилые и очень устали. Но среди них есть натурально местная городская легенда — знаменитая ГАЗель с батареей из 100-литровых газовых баллонов на крыше, которую прозвали "Ракетоносцем". Она уже 22 года, с нова, находится в руках хозяина, который все эти годы трудится на ней водителем — и очень бережёт свою кормилицу, да так, что она даст сто очков вперёд куда более молодым сестрицам."Ракетоносец" сошёл с конвейера ГАЗа как цельнометаллический фургон модели ГАЗ-2705 в 1999 году — то есть буквально, он застал ещё Ельцина у власти. В ту пору пышным цветом практиковалась переделка ГАЗелей-фургонов в пассажирские микроавтобусы в кустарных условиях, силами дилеров или даже владельцев таких машин. Переделка — бесхитростная: в фургоне вырезали проёмы для окон, вставляли стёкла, устанавливались материалы отделки и купленные где-то на стороне сидения. За счёт покупки исходных материалов порознь можно было получить не только ощутимую экономию по сравнению с заводским микроавтобусом 3221, но и, к примеру, сделать в машине больше сидячих мест.Салон ГАЗели, переделанной из фургона, ощутимо отличается от серийного в деталяхК слову, подавляющее большинство микроавтобусов европейских марок в России выпущены только и только таким путём — они переделаны из готовых цельнометаллических фургонов местными предприятиями, несмотря на то, что продаются в "иномарочных" дилерских салонах. Эта практика вполне применима и в Европе: в условиях крупных автозаводов пассажирские микроавтобусы практически не выпускают (это попросту неудобно), передавая это дело сторонним фирмам-подрядчикам и, как правило, делают это на отдельных производствах уже в стране назначения. Сам ГАЗ, к примеру, тоже доверяет любые "нестандартные" вариации нынешних Некстов сторонним фирмам, целиком выпуская только самые массовые модели.
Более того, некоторые "фургонобусы" в странах б.СССР по-прежнему строятся в кустарных условиях, и даже на базе уже сильно бывших в эксплуатации машин — но год от года оформить подобную конверсию всё сложнее и дороже.Разница материалов отделки потолка в кабине и пассажирском салоне явно выдаёт бывший фургон 2705При переделке не забыли о люке в крыше — исходному фургону он не полагалсяВ ту пору оформить такую переделку было достаточно просто, и делалось это вполне легально. Времена были куда более травоядными, и ощутимый %% ГАЗелей-маршруток той поры был переделан из фургонов 2705. Лишь в 2003-04 году ГАЗ, натерпевшись скандалов в СМИ (во многом спровоцированных искусственно, с целью давления на завод и его собственника), среди одной из мер борьбы за безопасность перевозок на своей продукции запретил делать "маршрутки" из цельнометаллических фургонов на корню. Примерно тогда же пассажирские ГАЗели практически поголовно стали жёлтыми — и в них внесли ещё ряд изменений.На табличке — модель 2705Жизнь на Кавказе в молодсти этой ГАЗели была весьма и весьма неспокойной: под боком шла война, и достаточно часто её эхо долетало и до мирного Ставрополья в виде терактов. Не обошла эта история стороной и Минеральные Воды: утром 24 марта 2001 года у местного Центрального Рынка взорвалась заминированная легковушка. Именно в этот момент пассажиров у рынка высаживала та самая ГАЗель — и с тем самым водителем.В ГАЗели взрывной волной вынесло стёкла, ранены были многие пассажиры — а что ещё страшнее, поражающие элементы СВУ даже попали в газовые баллоны. Погибшим в том теракте в Минеральных Водах недавно поставили памятник — хозяин ГАЗели даже выступал на его открытии в 2018 году и рассказывал, как это было. После этого страшного эпизода машину Иван Георгиевич восстановил — и вот уже больше 20 лет продолжает трудиться на явно любимой кормилице.Батарея газовых баллонов с метаном на крыше "Ракетоносца" — не то, чтобы затея с глубоким смыслом. В ту пору, когда эта машина была совсем молодой, а ГБО ещё было темой экзотической, только так ГАИ и дозволила установить газовое оборудование. Кстати, такая установка во многом даже безопаснее привычной нам "подпольной" — но у неё есть и свои минусы. Это уже потом, заметно позже, органы дозволили ставить баллоны под полом — и оформлять их. По городской легенде, баллоны разместили на крыше после того самого теракта, усилив кузов при ремонте; со слов хозяина, это не так, и ГБО стояло сверху с самого начала. А вот репортаж первого канала с места событий наглядно показывает — на крыше 24 марта 2001-го ничего не было (0:43)К слову, о газовом оборудовании. Это только у "легковушечников" это — экзотика, а вот ГАЗели и ПАЗики с бензиновыми моторами выпускаются в первейшую очередь именно для конверсии на газ: богатеев ездить на бензине по коммерческим делам немного, и работа на такой машине без газового оборудования была бы разорительно дорогой. На Кавказе ГАЗель без метановых баллонов под брюхом попробуй ещё найди — да и нынешняя дизельная модификация с мотором Cummins, хоть и ощутимо шустрее и надёжнее варианта с мотором УМЗ, в силу более дорогой "цены километра" мягко говоря, менее популярна. А вот ГАЗель на метане — это вершина дешевизны и сердитости, какая только может быть доступна нашему человеку.По словам хозяина, машина по-прежнему несёт тот самый карбюраторный ЗМЗ-402, с которым сошла с заводского конвейера. Хотя я думал, что ГАЗель за столько лет пережила уже не один моторРади возможности установить газовое оборудование даже широчайше распространена переделка дизельных фургонов-иномарок на бензиновые движки, от ЗМЗ-406 до V8 от Toyota. Маршрутка без ГБО актуальна либо там, где труднодоступен метан, либо там, где всё ещё практикуют "гонки за пассажиром", и придушенная динамика газовой машины только мешает зарабатывать.
К слову, по той же причине на маршрутах очень мало современных "Транзитов" — и это при том, что он несильно дороже Некста. Форд в РФ без альтернатив предлагает дизель, а вот на американском рынке у Транзита есть специальный злобный бензомотор, который также предназначен в первую очередь для переделки на газ.Усилители из профтрубы достались машине при ремонте — чтобы нести баллоны на крыше кузову было не так тяжело. Установлены они, кстати, на штатные заводские закладные для оборудования ''скорых'' — кузов-то один и тот же, и именно для мед.оборудования служат загадочные отверстия в стойках ГАЗелейБыло особенно любопытно узнать, каков пробег у городской легенды. Но точно выяснить это наврядли возможно: на комбинации приборов ГАЗелей той поры — всего пять знаков, и каждые сто тысяч пробег "обнуляется". Задать вопрос хозяину я, признаться, забыл, поэтому полез в базу техосмотров: там указаны совершенно произвольные значения до ста тысяч, которые ещё и не сходятся друг с другом. И только одно показание превосходит их — и то не очень похоже на правду: 3,4 миллиона километров согласно диагностической карте от 2018 года (после неё — снова пробег "до ста", видимо, согласно приборам). В три с лишним миллиона верится тоже слабо — вот в один-полтора я поверю вполне.Приборная панель продержалась в таком виде до 2003 года, а руль сменился ещё позжеОдно из поразительных свойств ГАЗели — былинный запас прочности, позволяющий бесконечно долгое время пребывать в состоянии "ранен, но не убит". Трудно представить, что такого должно произойти с ГАЗелью, чтобы её нельзя было быстро и недорого вернуть в строй. Достигнуто это в первую очередь продуманной концепцией: это "уменьшенный грузовик", а не "увеличенная легковушка". Потому ГАЗель обладает полноценной рамной конструкцией, а не несущим кузовом — среди импортных аналогов похвастать рамой может разве что IVECO Daily. Вместе с тем, задний привод и рессоры обеспечивают машину терпимостью к неминуемо свинской эксплуатации, перегрузу и убитым дорогам. Нежным переднеприводным аналогам наши направления даже в городах — так или иначе, верная смерть.Интересно, что ещё этим летом та-самая-газель ещё не щеголяла цветными поворотниками — то есть хозяин поставил их совсем недавно.Разрыв в потребительских свойствах между старой "ГАЗелью-Бизнес" и актуальным "Некстом" столь огромен, не сколь огромна разница в цене, и наследник практически "съел" старую ГАЗель. Но жизнь модели пока продолжается благодаря полноприводной модификации. ГАЗель-3221 в последнюю пару лет строят только в версии 4х4, в первую очередь — школьные автобусы и автомобили скорой помощи. А вот обычные пассажирские "ГАЗели" 4х2, то есть "маршрутки", с 2017 года строили совсем понемногу, и практически перестали делать пару лет назад.
По идее, как только в серию пойдёт полноприводная ГАЗель NN, микроавтобус "Бизнес" окончательно спровадят на пенсию — и это случится достаточно скоро (обещают в 2022-23). Чего не скажешь о бессмертном грузовике-шасси первого поколения, ГАЗ-3302, который по-прежнему очень любим гуттаперчевыми любителями дешёвых грузоперевозок (=Согласно реестру маршрутов Минераловодского городского округа, предельный возраст микроавтобусов на маршруте №3, где трудится эта машина — 24 года. То есть в запасе у того самого "Ракетоносца" осталась всего пара лет, в течение которых он может продолжать работать (впрочем, формально в городе есть маршруты и для 27-летних микроавтобусов).Скорее всего, это и есть будущий экспонат московского музея. Когда-то давно-давно он работал на маршрутах 9-го автобусного парка. Чёрная решётка на нём — результат ремонта. Фото Александра ЦветковаПо весне представители Музея Транспорта Москвы активно суетились в поисках ГАЗели раннего образца для своей будущей экспозиции. Задумка состояла в том, чтобы поставить максимально древнюю ГАЗель-маршрутку рядом с модным этоэлектробусом — чтобы показать, как же всё-таки похорошела Москва при Сергее Семёновиче. Не шутя предложил им подумать про эту машину — и даже был готов взять на себя переговоры. Но москвичи почесали репу, и ничего не ответили, видимо, смутившись прошлым этого экспоната. Шепчут, что в итоге в музей "примут" чуть более позднюю красную ГАЗель 2002 года с хромированной решёткой из одного из подразделений "Мосгортранса" — утратившую, правда, с годами весь пассажирский салон.Но должен сказать: глядя на ухоженность минераловодского "ракетоносца", я не вижу ни одной причины, по которой эта машина — эдакий флэшбэк из 90-х — чем-то уступает другой ГАЗели, лет на 10-15 младше — но в типичном для них усталом состоянии. Возможно, всё дело в надёжных руках и заботе о своей кормилице.
В последнее время я проникся некоторым уважением к казалось бы, ругаемым, но честным трудягам наших городов. Да, засилье маршруток в городах — это очень плохо, а ГАЗели все 28 лет, сколько мы их знаем, продолжают ржаветь и ломаться — но это честные труженики не без своих достоинств. И это надо иметь в виду.На этом у меня на сегодня всё. До встречи на следующих остановках!
И помните: ретро — бывает разное!Напоминаю, что наш telegram-канал о старых автобусах, тем временем, продолжает вещание — заходите на огонёк: t.me/retro_bus
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев