Основной принцип управления самолетами Airbus — Fly-by-Wire. Это система управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от органов управления в кабине экипажа (например, от ручки управления самолётом, педалей руля направления) к исполнительным приводам аэродинамических поверхностей (рулей и взлетно-посадочной механизации крыла) в виде электрических сигналов.
Механические перемещения рычагов управления в кабине самолёта с помощью установленных на них датчиков преобразуются в цифровые электрические сигналы, которые по электропроводке поступают в вычислитель (-и) системы управления. Одновременно туда же поступают сигналы от датчиков угловых скоростей, перегрузок, углов атаки и скольжения, вычислителя системы воздушных сигналов и целого ряда других устройств. Вычислитель в соответствии с заложенными в него алгоритмами управления преобразует эти сигналы в управляющие электросигналы приводов органов управления. При этом он также может выполнять функции ограничителя предельных режимов полёта: не допускать превышения установленных ограничений по перегрузке, углу атаки и другим параметрам.
Частью этой системы является side-stick — орган ручного управления самолётом, позволяющий изменять крен и тангаж воздушного судна. В отличие от традиционной ручки управления, сайдстик располагают по бокам кабины (в пассажирском самолете). На каждом side-stick существует красная кнопка - которая отвечает за отключение автопилота и самое главное - за вывод из контура управления противоположного side-stick. При нажатии этой кнопки и удержании её в нажатом состоянии управлять противоположным side-stick будет невозможно до тех пор, пока пилот не нажмёт точно такую же красную кнопку на противоположном side-stick.
Отечественный аналог европейского Fly-by-Wire реализован, например, на Ту-204 и называется ЭДСУ - электродистанционная система управления.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
На Airbus эта система была введена больше 40 лет назад и оправдывает себя каждый день!
Boeing не хотел на неё переходить, но время заставило! На сколько я знаю эта система была введена на В777. Но они побоялись убрать у пилотов знакомые им штурвалы. То есть штурвалы остались, а за ними Fly-by-Wire.
А что с Suchoj SSJ? Там же тоже sidestick стоят? Или я ошибаюсь?