ВС совершают крейсерские полёты на высоте до 41000 ft. Температура по другую сторону иллюминаторов может опускаться до -74°С. Время активного сознания составляет секунды. Необходимо знать, как выжить в такой среде, если произойдет разгерметизация.
В герметичном ВС снижение давления в салоне на высоте выше 10000 ft приведет к некоторому ухудшению сознания, в то время как снижение давления на высоте более 20000 ft произойдет очень резкое ухудшение состояния, если не подать кислород непосредственно в момент падения давления. Альпинисты и люди, живущие на значительной высоте, могут привыкнуть к низкой плотности воздуха, но времени для адаптации при крутом подъёме во время полёта не будет.
Клетки мозга особенно чувствительны к нехватке кислорода. Через 6-8 сек после полного прекращения поступления кислорода в мозг происходит потеря сознания, и, если в течение 4 мин питание кислородом не восстанавливается, происходят необратимые повреждения. Доставка кислорода к тканям обычно происходит через кровь, которая забирает из легких кислород и доставляет его к тканям. Концентрация кислорода в крови, выходящей из легких, и, следовательно, доставка кислорода к тканям, зависит от парциального давления (молекулярной концентрации) кислорода в газообменных зонах легких, которые тесно связаны с парциальным давлением кислорода во вдыхаемом воздухе. Хотя концентрация кислорода в воздухе постоянна на всех высотах, парциальное давление кислорода в нем падает прямо пропорционально уменьшению атмосферного давления, которое возникает при подъеме на высоту.
Таким образом, парциальное давление кислорода в воздухе на высоте 18000 ft (0,5 атмосферы) примерно вдвое меньше, чем на уровне моря. Из-за наличия водяного пара парциальное давление кислорода в воздухе легких еще больше снижается. Однако связь эритроцитов крови с кислородом позволяет поддерживать парциальное давление кислорода в клетках мозга на уровне половины нормы. При таком давлении доставка кислорода к тканям недостаточна для поддержания нормальной функции, и возникает состояние, известное как гипоксия. Интенсивность гипоксии, вызываемой при вдыхании воздуха, зависит от высоты, продолжительности воздействия и скорости подъёма.
Другим важным фактором, влияющим на интенсивность гипоксии на высоте, является степень физической нагрузки. Физические упражнения заметно усиливают последствия определённой степени гипоксии. Однако симптомы и последствия гипоксии индивидуальны. Как правило, чем выше высота, тем более выражены симптомы. Однако быстрый подъём позволяет достичь большой высоты до появления тяжелых симптомов. При подобных обстоятельствах бессознательное состояние может наступить до появления любого из симптомов гипоксии.
Тяжесть и скорость наступления гипоксии, когда она вызвана внезапным снижением давления в салоне ВС (т. е. в случае, когда время, при котором произошла потеря давления на высоте более 20000 футов, составляет менее 1,5 минут), значительно выше, чем, когда гипоксия вызвана прекращением подачи дополнительного кислорода на той же высоте.
Таким образом, серьезное ухудшение работоспособности произойдет в течение 1,5 минут после быстрой декомпрессии при вдыхании воздуха на высоте до 25000 футов.
При отсутствии ухудшения работоспособности вследствие гипоксии кислородное дыхание необходимо восстановить в течение нескольких секунд после начала быстрой декомпрессии и давления на высоте от 15000 до 30000 футов.
Быстрая декомпрессия на высоте более 30000 футов приводит к временному ухудшению работоспособности, даже при 100% вдыхании кислорода с начала декомпрессии. Эти факты подчеркивают важность правильного использования кислородного оборудования в случае декомпрессии ВС, находящегося под давлением.
Следует помнить, что действие гипоксии возможно и у здоровых людей. По сравнению со здоровыми людьми часть пассажиров может страдать, сознательно или неосознанно, от условий, которые снижают переносимость гипоксии. Интенсивное курение имеет такой же эффект при увеличении высоты на несколько тысяч футов. Лица, страдающие заболеваниями сердца и легких, плохо переносят гипоксию, вызванную вдыханием воздуха на высотах более 5000-6000 футов. Необходимо, чтобы ЛЭ выполнял все предполетные проверки в отношении нормального функционирования кислородной системы.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1