20-21 декабря 2019 года в городе Ангарске, состоялся 19-й межрегиональный семинар и экзамен по Айкидо Ёсинкан под руководством инструктора клуба «Мужество» г. Санкт-Петербург - Горохова Григория (4 дан, YAF), который был организован ангарским клубом Айкидо Ёсинкан и Каратэ-до Сётокан «Синобу» и инструктором Зуевым Дмитрием. В семинаре приняли участие 13 учеников из взрослой и детской групп. Семинар состоял из 8-ми часов занятий и экзамена.
Детские тренировки были посвящены подготовке к предстоящему экзамену на 10 - 6 кю. На взрослых тренировках делали техники 5 - 4 кю и 3 кю - 2 дана. На занятиях были даны замечания по нюансам выполнения техник всех разделов программы и показаны новые упражнения с последних семинаров, прошедших в городе Санкт-Петербурге за 2019 год.
На детских занятиях уделили особое внимание тренировке связи между инструктором и всеми учениками. Когда ученик находится в додзё, он тренируется в каждый момент времени: когда он в роли ситэ или укэ, когда он слушает объяснения или просто ждёт своей очереди. Практически, не бывает ситуаций, когда ситэ специально ломает руку укэ, который уже стучит по татами, либо отказывается выполнить кувырок или перекат. В этот момент выполнение техники сразу прекращается. Зато можно привести много случаев, когда ученик потерял концентрацию и получил травму, например, неудачно упав во время укэми или наоборот, сидя на пути падения другого укэ. В повседневной жизни то же самое, стоит потерять связь с окружающей обстановкой и может произойти всё что угодно. Для сохранения концентрации не требуется чрезмерных усилий, это должно стать привычкой. Поэтому, в Японии особое значение придают сосредоточению, которое тренируют в положении сэйдза. Иногда, в додзё всё занятие просто сидят в этом положении, тренируя самое важное – чувство «здесь и сейчас». Это чувство проявляется в связи между учениками и инструктором, которую устанавливают на разминке, используя громкий счёт. Для этого необходимо соблюдать общий ритм. Важно помнить, что громкий счёт на тренировке, позволяет ещё и продышаться, восстанавливая свои силы в процессе нагрузок. Когда ученики тихо считают, сдавливая сами себя, они быстрее утомляются, чем при свободном дыхании.
После разминки повторили перекат назад рётэ кохо укэми, в котором для устранения типичной ошибки - выпрямления ног вперёд, вместо сгибания под себя, было отработано подготовительное упражнение - выход из упора лёжа в упор присев и выпрыгивание вверх. И на основе этого упражнения провели эстафету «туннель». Затем, для тренировки контроля пространства и установления связи между учениками, выполнили рётэ кохо укэми в кругу под счёт, где каждый касался кончиками пальцев друг друга. При этом все должны были возвращаться строго на своё место и соблюдать общий ритм.
Отдыхать можно только в комфортном положении. Поэтому, технику базовых движений кихон доса нужно отрабатывать до ощущения, что в ней можно отдыхать. Начинать лучше с позиции киоцке, прижавшись спиной к стене. Потом, сохраняя ощущение баланса и комфорта, выйти в камаэ. Если в камаэ нет перенапряжения или неустойчивости, то можно переходить к другим базовым движениям. Только в этом случае, можно достигать эффективности при выполнении приёмов. Потому что, если вам самому тяжело делать кихон доса, значит ещё тяжелее будет контролировать партнёра. Для наработки ощущения стабильности и устранения зажимов применили интересный методический приём. Когда, например, в хирики но ёсэй ичи, каждые 5 секунд ещё и ещё, продолжали медленно вытягивать всё тело вперёд, мысленно привязав палку к спине, которая не позволяет телу согнуться. Этот метод опробовали и на других базовых движениях. С указанием на то, что при сильном утомлении во время упражнения резерв силы для продолжения работы нужно черпать в сохранении свободного дыхания и расслаблении, снимая излишние напряжение и зажимы.
Во время выполнения приёмов кихон ваза, было указано на важность соблюдения центральной линии чусин, которую можно тренировать даже в повседневной жизни, например, просто общаясь с людьми. Поэтому возвращаясь на своё место по команде «идо но ичи!», прежде всего следует найти центр партнёра.
Основной темой тренировок для взрослых была работа над новыми упражнениями с последнего семинара сихана Жака Пайе.
Сначала поработали над укэми. При кувырках дзэнпо кайтэн укэми акцент был сделан на движении центра вперёд, когда телу нужно просто позволить упасть. Нужно следить за типичной ошибкой, когда плечи идут вперёд, а таз назад. Когда что-то не получается, необходимо делать упражнение в своём ритме, но двигаясь в одном направлении со всеми. Если просто сидеть и ждать, когда придёт благоприятное время для отработки, значит можно просто его не дождаться.
На последнем семинаре сэнсэй Жак Пайе сказал, что продвижение вперёд возможно только при улучшении пройденного материала. Поэтому, кихон доса можно улучшать до бесконечности, например, просто попросив партнёра потолкать в разных фазах движения. Сразу возникает необходимость более глубокого занижения центра тяжести, натяжения тела и расслабления плечевого пояса. Для понимания этого на практике, выполнили интересное упражнение на примере хирики но ёсэй ни, когда работая в тройках, партнёры одновременно давили на переднее колено и задний подколенный сгиб ситэ.
Для уточнения правильной позиции в стойке шико дачи и работу центром, отработали интересное упражнение в парах с сопротивлением взятое сэнсэем Жаком Пайе из борьбы сумо, где естественным образом выстраивается правильное положение корпуса, стоп и положение центра тяжести.
Интересным и наглядным показалось новое для нас упражнение хирики но ёсэй ичи в позиции ханми хандачи, когда один стоит, а другой сидит в сэйдза, где правильность выполнения техники ситэ проявлялась в лёгком и мощном разбалансе стоящего укэ, с акцентом на переносе веса тела вперёд и назад.
В завершении семинара все участники высказали свои впечатления о самых интересных и ярких моментах, оставшихся в памяти:
Данил: «При показе и объяснении мне всё было понятно, но было мало времени на осмысление нового материала».
Григорий: «В жизни всегда мало времени. Если стараться максимально использовать отпущенное время, то можно успеть гораздо больше, чем обычно успевает большинство людей. Это полезный навык не только для Айкидо, но и для жизни в целом».
Миша: «Мне особенно понравился вариант хэнка ваза от сэнсэя Джо Тамбу шомэн ирими нагэ переходящий в бросок за шею куби нагэ».
Григорий: «Это один из простых бросков, которые я смог вам показать. Многое из показанного сэнсэем Джо Тамбу очень не просто повторить самому».
Алексей: «Мне понравились тесты в базовых движениях кихон доса, когда партнёр помогает выявлять слабые места в структуре и балансе тела».
Григорий: «Когда мы смотрим на других, то мы видим всё, кроме себя. Поэтому, если партнёр указывает нам на слабые места, это позволяет задуматься об этом и открыть для себя новые возможности для улучшения техники и сделать прорыв на своём пути к мастерству».
Галина: «Мне понравились подводящие упражнения к техникам с акцентом на новых нюансах, что позволяет поэтапно устранять свои ошибки, например поднятые плечи или потерю центральной линии».
Григорий: «Могу посоветовать чёрным поясам, даже, если вы не преподаёте, выделять центральный момент в любой технике - «риай» и попытаться объяснять его самому себе и другим. Например, задуматься над тем, почему тяжело сделать технику и что нужно изменить в себе, что бы добиться лёгкости в её исполнении. Эта мысленная работа незаметна со стороны, но она не менее важна, чем обычная наработка техники».
Виктор: «Мне понравился вариант хэнка ваза шомэн ирими нагэ с захватом головы укэ и воздействием на точку под ухом «докко» и последующим зацепом подбородка предплечьем перед опрокидыванием. Это более ощутимо стимулирует укэ к выведению из равновесия».
Григорий: «Я считаю, что методически более правильно делать захват как в базовом варианте, за воротник, что вынуждает ситэ более тщательно выводить укэ из равновесия. Ведь цель этой техники не ухо или подбородок, а всё тело укэ. Но для расширения кругозора полезно знать и другие варианты её исполнения».
Дмитрий: «На семинаре мне понравились новые методические наработки от сихана Жака Пайе. Понравились упражнения на контроль пространства и установление связи между всеми участниками тренировки. Это пример того, как на простых упражнениях можно отрабатывать глобальные вещи».
Григорий: «Глобальные вещи можно отрабатывать буквально на всём, это вопрос нашего отношения к делу, а не сложности упражнения».
В заключение семинара Григорий сказал, что каждый раз, когда мы пробуем выполнять что-то новое для себя, это заставляет нас задавать себе много вопросов, на которые потом необходимо найти ответ. Поэтому, участие в семинарах стимулирует каждого ученика к дальнейшему развитию в Айкидо.
Итогом семинара стал экзамен на ученические степени. В этот раз к аттестации было допущено 7 учеников из детской и взрослой групп. Экзамен успешно прошли все сдающие. По итогам экзамена, Григорий каждому ученику дал подробные рекомендации по устранению ошибок в будущем, отметив в целом следующие моменты:
«В целом на экзамене не было неожиданностей, каждый показал всё, что наработал в течение полугодия и на семинаре. Экзамен сдали все.
12 кю - склеиваются и перекрещиваются руки в камаэ. В сикко хо раскачивание головой и руками. В базовых движениях согнутая поясница и излишний наклон туловища вперёд, локти постоянно меняют своё положение. Надо помнить, что в технике Айкидо нет ничего, что не используется в повседневной жизни, поэтому положение рук и спины должно быть естественным;
10 кю – в рётэ кохо укэми голова задевает пол, что нужно обязательно устранить. Достаточно одного удара на жёстком полу, что бы получить сотрясение мозга. Постоянно блуждает взгляд, что перекашивает всю технику. В базовых движениях нет опоры на заднюю ногу, поэтому вес отваливается назад. Во всех движениях слишком зажатые руки;
9 кю - необходима постоянная концентрация, способность собираться и терпеть, когда это необходимо. В базовых движениях необходимо мысленно удерживать меч, для правильного положения рук. Отдельно для взрослых учеников, необходимо добиваться лёгкости в рётэ кохо укэми. Надо помнить, что к работе тела в самой основе, и в укэми и в технике, предъявляются одинаковые требования. Если станет легко в рётэ кохо укэми, значит будет легко не только в более сложных укэми, но и вообще в технике Айкидо. Что бы увеличить скорость в базовых движениях, сначала лучше замедлить темп выполнения и сосредоточиться на ощущении правильного положения тела. Только периодически возвращаясь назад, можно продвигаться вперёд.
6 кю - надо добиваться естественности в положении камаэ. В статичном положении все выглядит правильно. Но, когда начинаются различные движения, камаэ сразу начинает разваливаться. Например, при работе в парах кихон ваза, когда нарушалась дистанция маай, вместо отхода с сохранением камаэ, сгибаются руки и плечи отклоняются назад. При укладывании укэ в сихо нагэ, нужно добиваться слитности в движении сэйдза хо, без лишних движений и остановок».
Вообще, чем дольше занимается ученик или работает клуб, тем выше у них становятся цели и труднее задачи, и тем большая им необходима энергия для развития, т.е. мотивация для ученика или общая идея для клуба. Чтобы клуб мог отдавать энергию каждому ученику, все ученики должны поддерживать его энергию, т.е. разделять общую идею клуба. Только вместе, клуб и ученики, могут достигать цели и решать задачи, недостижимые в одиночку. Образно говоря, клуб можно сравнить с домашним очагом, в котором, чтобы согревать всех членов семьи, необходимо постоянно поддерживать горение. Хочется пожелать клубу и всем ученикам в новом 2020 году поддерживать горение в нашем очаге, чтобы и впредь ставить и достигать высокие цели и решать трудные задачи.
После экзамена, по традиции, Григорий и ученики взрослой группы Карасёв Виктор, Саламатова Галина и Любочкин Алексей приняли участие в небольшом показательном выступлении.
От учеников клуба «Синобу» Григорию были вручены ароматные ветки с кедровыми шишками и конфеты с кедровыми орехами. А всем участникам экзамена были вручены дипломы на соответствующий кю.
Выражаем благодарность Григорию за интересный семинар и подробный разбор экзамена. Отдельная благодарность Саламатовой Галине за вкусное питание и видеосъёмку, Карасёву Виктору и Любочкину Алексею за работу в роли укэ. Спасибо всем ученикам за интересные совместные тренировки на семинаре.
Инструктор клуба Айкидо Ёсинкан и Каратэ-до Сётокан «Синобу» Зуев Дмитрий.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев