С 20 по 30 мая (травня) отмечается "Грудие Росное" (неделя Рода).
В эти дни волхвы приносили жертвы и молили Рода о дожде и хорошем урожае. Следует обратить внимание на значение: "грудие" - капли, а "грудие росное" - капли росы, "градные груды" - дробинки града. По всей видимости слово "грудие" без дополнительного определения (росное, градное) означает просто дождевые капли. Это больше подходит к контексту, ибо роса ведь образуется из тумана; капли росы не падают с неба, а древний источник утверждает, что Род именно с неба ("седя на воздусе)мечет свои плодотворные капли на землю...(Рыбаков В.А.)
Русские крестьяне-ремесленники до сих пор сохраняют традиции домовой резьбы, которая была основана на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).
Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, несомненно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле.
Заговоры на урожай:
Умоюсь я, внук Даждьбожий [имярек],
Утренней Зорёй—
Утренней росой,
Уж ты, Зоря Утренняя,
И ты, Зоря Вечерняя!
Пади ты на мою рожь,
Дабы она росла—
Как лес высока,
Как дуб толста!
Будьте, мои слова,
Крепки и лепки! Гой!
Встану я, внук Даждьбожий [имярек],
Пойду из дома в двери,
Из дверей в ворота,
Из ворот во чисто поле,
На восход обернусь и скажу:
Гой еси ты,Солнце красное,
Солнце жаркое,Свет-Даждьбожушко!
Не пали, не жги Ты
Овощ и хлебмой,
А пали-пожигай Ты
В чистом поле
Куколь и полынь-траву!
Будьте, слова мои,
Крепки да лепки! Гой!
Дабы рожь высокой выросла, рекут тако:
Свет-Даждьбоже!
По Небеси ходи—
Рожь за колоса возьми/тяни! Гой!
************
Уроди,Велесе,
Всякого жита по закрому,
Что по закрому да по великому!
А и достало бы жита
На весь люд честной! Гой!
*******
Пред посевом в требу Велесу приносят хлеб-соль, при сём рекут:
Вот тебе,Батюшка Велес,
Хлеб да соль, пшенична булка!
Яко булка хороша,
Тако ж дай урожай хорош —
Чтобы птица не клевала,
Чтобы мышь не подъедала,
Чтобы червь не точил,
Чтобы ветры не раздували,
Чтобы градом не побивало,
Чтоб дождём не высекало
И Солнцем не выжигало! Гой!
********
Велесу-Батюшке поклонюся,
Макоши-Матушке помолюся!
Как шуба у Ведмедя волохата,
Так буди поле моё житом богато! Гой!
Пред посевом требу Земле кладут — молоко льют да хлеб крошат, при сём рекут:
Земля-Матушка!
Ты нас поишь и кормишь,
И мы тяднесь угощаем,
Требу воскладаем!
Ими наше угощенье,
А нам дай рощенье! Гой!
Майские праздники у славян объединены общем настроением, хотя всё же и различны меж собой. Здесь и обращение к своим корням, к Духам Предков, которые прилетают по весне на крыльях птиц. И праздники плодородия, обращённые к Матери Сырой Земле и даже к русалкам, которых тоже считали хранительницами урожая да спрашивали в обрядовых песнях у них о том, уродились ли лён да рожь в нынешнем году.
Все эти мотивы повторяются в Неделю Рода с 20 по 25-30 мая.
Человек без Рода, что дерево без корней! Мы всё чаще повторяем эту фразу, ведь сейчас работа с Родом захватила нас. Да и время для того самое подходящее: с 20 по 25 мая Неделя Рода. Лучшее, что мы можем сделать в эти дни – вспоминать о своих Предках и о Родных Богах, творить да созидать в их честь.
Нет комментариев