У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба.
Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении…
ВОКЗАЛ
Вокзáл – здание для обслуживания пассажиров, восходит к английскому Vaux Hall, от имени Джейн Вокс, по некоторым предположениям, вдовы казнённого заговорщика Гая Фокса, владелицы увеселительного загородного сада Воксхолл-Гарденз близ Лондона в XVII
веке.
В XIII веке английский король Иоанн Безземельный подарил служившему у него нормандскому рыцарю Воксу де Броте земельный участок на правом берегу Темзы близ Лондона. Там Вокс, построив дом, развёл большой сад. С течением времени это имение наследуют потомки Вокса.
И вот в 1661 году предприимчивая Джейн Вокс открыла в нем «Новый весенний сад», предназначенный для загородных увеселений английской знати. В живописном парке устраивались фейерверки, иллюминации и гуляния, а для балов, танцев и концертов был построен большой зал, по-английски – холл. Сочетание этого слова с именем хозяйки заведения и дало общее название месту – Воксхолл, или вокзал.
Скоро так стали называться и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. В конце XIX века «воксхолл», или «воксал», стало значить уже «концертный зал на железнодорожной станции». Славился, например, Павловский вокзал, в Павловске под Петербургом. Наконец, превратившись в «вокзал», слово это у нас в русском
языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта: «автовокзал», «аэровокзал».
Современный вокзал – это комплекс зданий и сооружений или одиночное здание, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения (железнодорожных, водных, воздушных) (например, на станции, в порту, аэропорту), предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. В зависимости от рода пути сообщения различают вокзалы железнодорожные, морские, речные, аэровокзалы, автобусные и
комплексные, совмещающие несколько видов вокзалов. В силу наибольшей доступности железнодорожного транспорта и популярности именно этого вида, в обыденной речи под словом «вокзал» понимается чаще железнодорожный вокзал.
ГОБЕЛЕН
Гобелéн – это безворсовый ковер, уточная нить которого, создавая ткань, одновременно создает изображение. Рисунок на гобелене может быть сюжетный или орнаментальный.
История появления этой ткани уходит своими корнями еще во времена правления древнеегипетских фараонов. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды – прообразы современной шпалеры.
С развитием цивилизации искусство создания изящных текстильных рисунков ручным способом, а впоследствии и на ткацких станках, стало все больше расширять свои горизонты.
Известное нам название гобелен возникло не так давно – в XVII веке во Франции. Именно тогда в Париже была создана первая фабрика – мануфактура – объединившая фламандских ткачей и красильщиков Гобеленов, чья фамилия и послужила названием всем изделиям.
Братья-французы по фамилии Гобелен открыли королевскую мануфактуру по производству декоративных тканых полотен плотной структуры.
Однако самые ранние европейские шпалеры (гобелены) – немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в
Западной Европе – время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее – Брюссель.
Продукция стала очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества.
ВРАЧ
В старину лечили заговорами, заклинаниями, разными нашептываниями. Древний лекарь бормотал над больным разные слова. А знаете, как вплоть до начала XIX века называлось бормотание, болтовня? Враньем. Бормотать — значило «врать». Кто трубит — тот трубач, кто ткет — тот ткач, а кто врет — тот врач.
МОШЕННИК
На Руси мошенниками называли не обманщиков или воров, а мастеров, которые изготавливали мошну, т.е. кошельки.
СЛАНЦЫ
В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» это название обуви. Далее слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова «шлёпанцы».
ГАЛИМАТЬЯ
Галиматья – бестолковщина, бессмысленность, нелепость, чепуха. От французского или испанского galimatias, galimathias. На французском языке обозначает – путаница, вздор. Слово
введено в литературный французский язык Монтенем около 1580 года в значении «непонятный жаргон». В русском языке слово появилось в конце XVIII века. Это слово первоначально использовалось только в жаргоне студентов, став в конечном итоге общеупотребительным.
Существуют различные версии о происхождении нарицательного слова галиматья.
Одна из версий восходит к доктору из Парижа Галли Матье, французского врача XVII века, лечившего пациентов смехом, для чего рассказывал им анекдоты, шутки и разную «галиматью».
Выписывая рецепты своим больным, на обратной стороне он обязательно писал несколько шуток, которые пользовались не меньшей популярностью, чем лекарства. Вскоре доктор Матье обрел такую популярность, что не успевал на все визиты, тогда свои целительные каламбуры он
стал высылать больным по почте. Вот таким образом появилось слово галиматья, и означало оно – целительная шутка, каламбур, а доктор Галли Матье стал родоначальником достаточно популярной сейчас смехотерапии. Какая из версий происхождения слова галиматья верна –
неизвестно, но большинство ученых уверены, что в языки это слово вошло благодаря доктору Галли Матье.
В русском языке существует много синонимов к слову галиматья: вздор, чушь, белиберда, бессмыслица, ерунда, абракадабра, абсурд, мура, глупость, ересь, несуразица, бредни, пустяки.
МЕРСЕДЕС
Мерседéс – автомобили известной одноименной фирмы, получили свое название в честь девушки Мерседес, дочери Эмиля Йеллинека, вице-консула Австро-Венгрии в Ницце и одновременно представителя автомобильной фирмы «Даймлер» во Франции.
Формально автором первого Mercedes (пока еще без приставки Benz – она появится лишь после объединения двух немецких фирм Daimler и Benz в 1926-м) принято считать Вильгельма Майбаха, гениального немецкого конструктора, а впоследствии и основателя собственной
автомобильной компании. Но с легкой руки Эмиля Йеллинека, немецкого бизнесмена, большую часть жизни прожившего в Австрии и Франции, красивое слово Mercedes стало маркой автомобиля, которую и десятки лет спустя превозносят во всем мире. Впервые Эмиль Йеллинек использовал имя дочери в 1899 году, когда принимал участие в автогонке в Ницце. Участники выступали под псевдонимами, Йеллинек взял имя дочери, и этот
выбор оказался счастливым: «месье Мерседес» стал победителем гонки.
На следующий год он попросил построить новый автомобиль – более мощный и одновременно более элегантный. При этом Эмиль Йеллинек поставил условие: назначить его единственным представителем фирмы в Австро-Венгрии, Франции и Америке, а новому автомобилю дать имя «Мерседес». Сделанный им заказ – 36 машин – был по тем временам
гигантским. В 1902 году название «Мерседес» было зарегистрировано как торговая марка. После слияния заводов Даймлера и Бенца в 20-х годах XX века новые автомобили стали называться «Мерседес-Бенц». Машины марки «Мерседес-Бенц» всегда считались престижными,
надежными, качественными. В настоящее время компания «Мерседес-Бенц» – один из ведущих в мире производителей автомобилей. Кстати, эмблема «Мерседес» – трехлучевая звезда – символизирует применение двигателей компании на земле, в воде и в воздухе, а также
превосходство компании в этих трех стихиях.
МЕЦЕНАТ
Меценáт – это человек, который совершенно безвозмездно способствует улучшению культуры, науки, искусства и оказывает из собственных средств материальную помощь.
Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе. Будучи доверенным лицом императора Августа
Октавиана, он вёл государственные дела. Вместе с Агриппой являясь самым влиятельным помощником Августа, участвовал во всех действиях императора по упрочению власти и устроению государства.
Гай Цильний Меценат обладал независимым характером, не занимался низкопоклонством и заискиванием и с полной свободой высказывал собственные взгляды, часто совершенно противоположные в отношении планов императора. Был поклонником современного искусства и, имея материальную возможность, всячески способствовал его развитию.
С течением временем меценатами называли богатых покровителей науки, культуры, искусства. Большинство из них вошли в историю культуры вместе с выдающимися актерами, художниками, писателями, потому что способствовали процветанию искусства, развитию творчества, приобщению общественности к наилучшим культурным достижениям. Как яркий
пример меценатства можно привести семейство Медичи, у которого представители с XIII по XVIII век становились неоднократно правителями Флоренции. Самую большую известность они получили как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.
В истории российского меценатства есть много замечательных людей. Целые династии становились меценатами: Бахрушины, Строгановы, Морозовы, Голицыны, Демидов. Братья Третьяковы являются основателями Третьяковской галереи, которая началась с их личных коллекций картин.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев