"ОБЛАКО РАЙ"-"КОЛЯ,ПЕРЕКАТИ ПОЛЕ". Позднее утро.Откидывая теплое одеяло в сторону,человек тихо,аккуратно встает,чтобы не потревожить пока еще полусонное состояние,и идет на кухню,где его встречают металлический блеск кухонных торговых марок и аромат хорошего кофе.Совершая маленькие рейды от холодильника к кухонному столу,он мастерит незамысловатый завтрак.Затем,шлепая босыми ногами,идет в гостиную и садится в мягкое,кожаное кресло,включает
плазменный телевизор и погружается
в мир новостей и сплетен.Изрядно насытившись теплым напитком и утренней
дозой информации,он надевает строгий костюм и направляется на работу,проезжая
через многоликие пробки.На работе он трудится,но не ради желания,не ради удовольствия,а ради прибыли,ради
возможности купить еще один телевизор,еще одну машину,ну и квартиру впридачу.Таким образом,человек,окружая себя такого рода прелестными вещицами,становится чуточку счастливее.По крайней мере,он так считает. А ведь где-то есть совсем другая жизнь,где никуда не надо
спешить,где воскресным солнечным днем ты не дожидаешься важного звонка по
поводу очередной сделки,а попросту не знаешь,чем себя занять.Именно о такой жизни и снял свой замечательный фильм Николай Досталь. Сюжет картины «Облако-рай» на первый взгляд незамысловат и даже прост.В конце недели молодой рабочий паренек,живущий в поселке,где кроме лесозавода да магазинов с обилием спиртных
напитков,ничего больше нет,не находит себе место.Единственная актуальная
тема для разговора-это погода,вот и пристает ко всем Коля,рассказывая каждому встречному,что по радио сегодня
обещали дождь,а на самом деле стоит
безоблачная погода.Но никто не реагирует,маленький поселок словно
вымер,спят все его жители.Никто не ждет от сегодняшнего дня,как и от жизни вообще чего-то нового,необычного,и это понятно:что может случиться в поселке,где мухи дохнут на лету от скуки,где покупка
зонтика уже новость.Коля,приходит к другу Феде,встречают его унылые от скуки
друзья.Пытаясь хоть как-то расшевелить своего друга Федю,Коля сообщает ему,сам себе удивляясь,что собирается уезжать к другу на Дальний Восток.Насовсем.Новость
сразу возвращает к жизни Федю и его
жену,а следом и всех обитателей городка,на время вырвав их из объятий постоянного сна.Шутка Коли воспринимается серьезно,потому что сами жители уже устали от этой обыденной меланхолии,где максимальный минимум, им хочется праздника,гуляний,а проводы,чем не повод для радости,и Коля моментально становится героем этого
дня.Событие отьезда Коли превратился в фарс.Картина жизни сразу же меняется. Героиня Ирины Розановой достает из шкафа давно забытое платье,надевает вопиюще красные бусы и,выходя во двор,ловит удивленные взгляды односельчан,шокированных Коли и Феди,а сама же про себя напряженно думает:как бы не упасть на этих высоких туфлях.Осторожно обходит каждую ложбинку:навыки-то уже потеряны.Бабушки,сидящие на скамеечке,как два воробушка,вечно
одетые не по погоде,вечно молчащие.«Вечно»-это слово подходит для них как никакое другое.Но даже они не пропускают столь знаменательное событие,потихонечку плетутся сзади
всех,провожаю Колю.Герой Владимира
Толоконникова,норовящий засунуть
открытую банку шпрот в карман пиджака,да заодно прихватить бутылку водки,вдруг совершает благородный поступок-отдает в дар Коле чемодан,тем самым,обрекая себя на вечное гниение в этом "болоте",ведь «чемодан-это святое,без
чемодана человек,как дерево-всю жизнь на одном месте».Федя,вдруг осознавший,что у него есть замечательный друг
Колька,рассуждает о масштабе и берет все
бразды правления относительно Колиного отъезда в свои руки,не замечая резко сменившегося настроения друга и не понимая,что это с ним,и вдруг Коля берет гитару и поет свою новую песню,а Федя с женой,будто пришибленные,открыв рот слушают переглядываясь. Сцена проводов напоминает похороны,автобус-катафалк,слезы,поспешное,суетное прощание,последнее видение по-
своему близких Коле людей.Герой по сути
принес себя в жертву,ведь мог же он вдруг хлопнуть по столу во время застольного прощания и сказать всем,что это сгоряча ляпнул,не подумав.Не прекратил проводы,не стал отстаивать свое право собственности на мебель и свою комнату.Только в финале картины Коля признается своей Наталье,что «его на самом деле никто не звал и ехать ему некуда»,но уже
поздно,процесс пошел,Колю выпроваживают.Однако фильм не так
прост,каким кажется на первый взгляд,это фильм-метафора,рассказывающий о
последних советских временах.Поселок-это своеобразное олицетворение СССР.Режиссер хочет сказать,что СССР,как форма,существовать уже не может,что
такая организация уже отжила свой срок.Об историческом времени фильма
свидетельствует календарь 1991 года,который постоянно сотрясается от ударов двери.Николай Досталь очень мудро и тонко показал настоящее нашей страны.Аналогия проводится с легкостью,без натянутостей,так же как и Коля,страна отправилась неизвестно куда.Сила масс,вдруг объединившейся в связи с Колиным
отъездом,лихо подгоняет его и практически сама сажает героя на
автобус.Коля на их фоне выглядит жалкой
марионеткой,которой крутят,как хотят.И вот едет Коля в неизвестное будущее и с надеждой он смотрит не вперед,а назад,туда,где остались его прежние радости и
воспоминания,дорогие люди.Также мотив
своеобразной гибели еще виден в закате,который символизирует не только конец
дня,но и конец эпохи.Старая сумка с
надписью «СССР-USSR» «мала,да и не
отмоешь».И самое страшное,что показал
Николай Досталь,так это то,что даже после отъезда Коли ничего не изменится.Этот мимолетный всплеск вскоре сойдет на нет,и героиня Ирины Розановой вновь наденет старую,выцветшую футболку,а
бабушки будут сидеть на лавочке,прижавшись друг к другу лохмотьями.Так получилось и с нашей страной,после
перестройки,всеобщей радости в связи с изменениями,наступила та же серость и
обыденность 1990-х.Жизнь лучше не стала.Нельзя сказать,что фильм актуален и по сей день,ведь ритм жизни изменился,однако до сих пор вопросы о погоде востребованы,люди жаждут перемен,провожают своих близких с широким размахом,а платье,некогда надетое на очередной Новый год,висит в шкафу,завешенное полиэтиленовым пакетом.И все же киноистория о Коле про человека,про отношения людей,про всех нас.Киноистория про Колю,которому сопереживают с начала выхода выхода фильмов "Облако рай" и "Коля,перекати поле".«КОЛЯ–ПЕРЕКАТИ ПОЛЕ»:Драма режиссера Николая Досталя,являющаяся продолжением фильма «Облако-рай». Сюжет картины продолжает историю Коли,однажды решившего привлечь всеобщее внимание известием о скором отъезде на Дальний Восток.Тогда поверившие ему местные жители спешно собирали Колю в дальний путь и буквально насильно отправляли земляка из небольшого провинциального городка навстречу новой жизни.Но,вот по прошествии более чем десяти лет,Коля неожиданно возвращается,вызвав немалый переполох.На первый взгляд мало что изменилось за время его отсутствия,но это лишь иллюзия.Например,его когда-то любимая Наталья давно вышла замуж и теперь воспитывает двоих детей.Спешащий увидеть с детства знакомых ему людей,Коля внезапно
осознает,что стал чужаком здесь,по
сути лишь мешая устоявшейся,размеренной и пустой жизни местных
обывателей.Осознав себя лишним в некогда привычном и уютном городишке,главный герой придумывает очередную ложь,готовя тем самым для себя пути к отступлению.Снова оказавшись в центре внимания,он по-новому открывает для себя многих земляков,разглядев в них
лицемерных,равнодушных к его дальнейшей судьбе.Почти через пятнадцать лет Н.Досталь снял продолжение про то,как Коля вернулся.
Зачем?Чтобы повторить былой успех?
Но режиссер пять лет искавший деньги на продолжение фильма «Облако-рай»,отдавал себе отчет,что успех если и будет,то по-прежнему весьма камерный.Разве на паре фестивалей картину покажут и
по телевизору,желательно вместе с
первой частью,иначе никто ничего не поймет.Так зачем же было так биться?Да потому,что киноисторию нужно досказать до конца!Мифологический сюжет требует завершения:так,Одиссей после долгих скитаний должен вернуться домой,и Агамемнон получить удар кинжалом
от руки дочери.И вот,зимним воскресным утром Коля на раздолбанной иномарке с японскими иероглифами,подъезжает все к тому же верстовому столбику с цифрами:1100-870.Одет он пижонски,по-иностранному:в
белых штанах,в оранжевой куртке,но модные перчатки,по советски,пришиты у него к рукавам,и так же нелепо он падает,едва выбравшись из машины,и физиономия не изменилась:тот же приоткрытый рот,нос уточкой и круглые глаза под бровками-запятыми.Пересекши
плотину на замерзшей реке,он въезжает в родной поселок и останавливается во дворе,окруженном знакомыми пятиэтажками.Первым замечает его
Филомеев,постаревший,но бодрый.Он тянет Колю в гараж,где у него "все есть".Но
углядевший всю эту сцену из окна Федька тут же выскакивает на улицу в тапочках на босу ногу,за ним Нинка с Федькиными ботинками и лисьей шапкой в руках,и в результате-торжественное застолье по поводу возвращения Коли,где и положено-на Федькиной кухне.Там ничего не переменилось:те же стены,тот же стол,табуретки.Только кастрюля новая:«Федя на 8 марта подарил.-Кастрюля новая,а суп старый».И дальше все сидят,пьют филомеевский самогон,слушают
Колины рассказы о морских приключениях,но чувствуется,что им
не до рассказов,их распирает какая-то
тайна-из тех,что не расскажешь без подготовки:«Ты выпей,Коля,выпей!Ты ведь еще ничего не знаешь…»Что за тайна?Оказывается,у Коли есть сын.Наталья родила после отъезда Коли.А он и не знал.И она тогда не знала,что родит.А
потом вышла замуж.И у нее семья.И еще один сын растет от нового мужа.И живет она в бывшей Колиной комнате,точнее—в квартире,потому что сосед Филипп Макарыч сошелся с матерью Натальи и к ней переехал,а вся квартира молодым досталась.И,что теперь делать?Можно,конечно,Коле Натаху с собой забрать,а детей на деда с бабкой оставить или на Валерика.Но,Наталья не такая,она
детей не оставит.Можно взять только старшего,но младшему тоже ведь
мать нужна.И потом,как же Валерик?Можно,конечно,и Валерика взять с
собой,но это уже,как все понимают,слишком.Значит,лучше Коле просто
уехать и не ломать людям жизнь.На сына поглядеть из окошка,вот он бегает с братом вокруг Колиной машины.А с
Натальей не стоит ему встречаться.Уехать поскорее—будто его,Коли,и не было.Так всем будет лучше.Лучше бы,конечно,ему тогда было и не уезжать.Но кто ж знал.А
раз уехал,не стоило возвращаться…И
Коля,хоть и подготовленный как следует самогоном,хоть и хмельной,понял с тоской и болью,что когда-то вытолкав его в дальние дали,у него отобрали,отняли
единственно предназначенную ему жизнь,которую он должен был прожить здесь,среди близких людей,с любимой женщиной,с родным сыном.Коля—перекати-поле скитался,надеясь вернуться домой,и вот вернулся,а места ему здесь нет.И никому он не нужен.И даже на один
день его не примут в прежний,теплый,родимый мир,куда он так стремился,по которому так тосковал.И тут Коля уже не случайно,а совершенно сознательно прибегает к проверенному рецепту:он врет.Врет,что болен экзотической какой-то болезнью,которую подцепил ненароком у африканских аборигенов-каннибалов,что жить ему месяц от силы и никому и ничему он не угрожает,ни на что не претендует,только хочет познакомиться с сыном и по-людски пообщаться-попрощаться с любимой.Тут уже,конечно,все пошли Коле навстречу.Тут,понятное дело,слезы,сочувствие,расспросы,охи-ахи.Жизнь вновь наполнилась высокими переживаниями и смыслом.Все готовы душу раскрыть.И Наталья пришла,и к детям Колю пустили,потому как благодарны,ибо он опять соврал как надо всем.Ведь в этом болоте если что и не
стояло на месте,так это время.За
прошедшие годы юная Наталья превратилась в зрелую тетку,бравый
Федор с красавицей женой увяли,Филомеев,Макар Борисыч и Натальина мать вошли в ранг окончательных стариков,и всем им—кому раньше,кому позже—предстоит отправиться в последнее путешествие,откуда не возвращаются.А тут вдруг на тебе—Коля,которому,оказывается,на тот свет через месяц.Он уйдет раньше их и как бы вместо
кого-то из них,его вновь можно выпихнуть,отправить вперед себя,похоронить заживо.И полюбить,как
жертву,и пожалеть,как жертву,и порадоваться втайне,что это с ним,а не с кем-то из них такая беда,и приласкать,прижать к груди напоследок,и оплакать,а самим жить приспособившись к условиям,потому что все уже как-то устроились,срослись и друг без друга не могут.Не то что Коля—перекати-поле.Да,вот еще и машина у него заграничная—можно отобрать,зачем ему на том свете машина?В
общем,«мыльная опера» с Колиным
возвращением успешно завершается
притворными рыданиями,раздачей подарков (Коля от души привез всем
сестрам по серьгам,потратив деньги,что нажил за долгое плаванье) и праздничным фейерверком.В финале
салют гремит и полыхает за гаражами,в то время как Коля,один-одинешенек,раздавший все,с пустыми руками,похлопывая себя по бокам,бежит по
морозу на автобус,который вновь
увезет его в одинокое странствие.Умрет он или нет—для земляков не важно.Для
земляков он уже умер,причем умер красиво,трогательно,позволив им проявить лучшие чувства и придав
новую ценность их устоявшейся жизни.Как тогда,в первый раз,Колин отъезд спас их от смертной тоски и позволил выжить,так что никто не спился,не повесился,никто никого не убил,никто ни с кем не
развелся,а некоторые даже переженились—и все только крепче сплотились в неразделимый ком.Так и теперь,вытолкнув Колю в никуда,они все сильнее и крепче будут держаться друг друга.Значит,жертва принесена не напрасно.В
финале главные герои-Коля и Наталья,которая несмотря на годы разлуки любит Колю,говорят о чуде-выздоровлении и возвращении Коли.Вот и поклонники Коли, этой киноистории,хотели бы чуда-третьей серии о счастливом окончательном возвращении Коли уже
навсегда к любимой женщине и
сыну.Без третьей заключительной серии
киноистория не завершена. * Hа
небе облако-рай, Поди его угадай. Hайти, узнать и понять невозможно
Какого цвета и где, Скажи пожалуйста
мне, Скорее ты там, где сыскать
невозможно. А я от мысли дрожу, Что никогда не найду, Хочу забыть,
убежать, закрутится. Где ты, где ты, облако-рай? Листья надежды мои не роняй! Тоской и грустью лечусь,
Душой на небо я рвусь, В густом тумане
ищу свое счастье. Быть может, кто-то когда Мне вдруг откроет глаза, Увижу его сквозь ненастье. Hо нет его и опять Не устаю повторять, Живя в надежде о встрече с тобою... Где ты, где ты,
облако-рай? Листья надежды мои не
роняй!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Листья надежды мои не роняй...