Графюра Кляйн по оригиналу Иоганна Ромбауера. XIX в.
"... Глубоко скорбел и возмущался душой Матвей Иванович Платов, видя растлевающее начало, проникающее в среду казаков: "Гибнут мои детушки, гибнет родное казачество!” - неоднократно говаривал он. С грустью видел он, как год от года "плошают Донцы", мельчают их кони и богатырская потеха, охота и кулачные бои отходят в область преданий. Конскими ристалищами, своими Атаманскими охотами, борьбой против всего регулярного, солдатского, против всего, что не применимо к быту казака - воина, борца за Православие, защитника обиженных и угнетённых, пытался он вернуть Донцам их старинную лихость, их вековую любовь к приключениям, поискам и походам, их любовь к военной славе, к коню - боевому товарищу... Не любил он также и тех из своих Донцов, которые позволяли себе отступать, из подражания, от своих казацких обычаев, от покроя платья, и вообще державшихся от своих братьев - станичников особняком: "Приведут уж эти прилизанные обезьяны моё казачество в сокрушение, а меня в размышление!” - говаривал он. Известен случай, как молодой хорунжий Полявин, после Французского похода, надевши модный фрак, а на голову "шапо - кляк", в брюках в обтяжку и с лорнеткой стал появляться на улицах Новочеркасска. В первый день собаки порвали ему брюки и оторвали хвост, но портной Иванов из "Арсис - сюр - оба” исправил изъяны, и франт, приводя в смущение казачек и возмущая стариков, продолжал свои прогулки. Дамы сторонились от него и считали это неприличнее, чем проскакать голым по улице, как это сделал хорунжий Жмурин. Жмурину простили — он был хорошо сложен, красив и имел белое тело, а Полявину фрака простить не смогли. Об этом доложили Платову, и тот положил такую резолюцию: "Очевидно, бедняга сошёл с ума, что нарядился в костюм, званию сумасшедших токмо присвоенный. А потому посадить оного хорунжего и Кавалера в сумасшедший дом сроком на 1 год”. Так оберегал Матвей Иванович Платов обычаи своих Донцов от чужеземного влияния и всего, несвойственного быту казака. Но, уважая старину и поддерживая боевое значение казачества, Матвей Иванович обращал должное внимание и на внутреннюю жизнь края - стал заводить образцовые табуны лошадей, выписывая лучших маток и жеребцов с Кавказа, Персии, Турции, славившихся в то время коневодством. Лучшие табуны были у Ефремова, Краснощёкова, Грекова, Иловайского, Харитонова, Мартынова, Краснова, Кирсанова и самого Платова..."
Евграф Савельев Атаман М.И. Платов и основание г. Новочеркасска. Личность атамана М. И. Платова.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев