Но музей не сдаётся. Во что бы то ни стало к 7.11 – Дню Великой Октябрьской революции – он должен быть открыт. Холод и ветер гуляют по залам музея, но упорный труд ставит им преграду. Повреждение ликвидировано» (из отчёта Государственного исторического музея за 1942 год).
Так сотрудники Государственного исторического музея описывали повреждения, которые получило здание во время бомбёжки Москвы в ноябре 1941 года. Музей открылся через неделю и до самого конца войны принимал посетителей, даже когда остановилось метро. Это был единственный музей в столице, который работал все четыре года.
Из 250 сотрудников музея 98 ушли на фронт, женщины с малолетними детьми были отправлены в эвакуацию. Оставшиеся в Москве музейщики наладили постоянную охрану здания, вели ночные дежурства и занимались светомаскировкой. Сотни тысяч музейных предметов в первые же дни войны были перемещены из музейных залов в подвалы. Наиболее ценные экспонаты подлежали эвакуации. Вместо них макетно-муляжная мастерская спешно готовила и размещала в залах копии.
В музее начали организовывать выставки, посвящённые фронтовым событиям. Сотрудниками собирались подлинные памятники – оружие, документы, обмундирование, фотографии, рисунки, листовки, агитационные плакаты «Окон ТАСС», личные вещи солдат и офицеров. Была подготовлена передвижная выставка, посвящённая защитникам Москвы. С ней сотрудники музея выезжали в воинские части, на предприятия, выступали с лекциями перед жителями города. Обычно такие встречи заканчивались призывом собирать памятники и документы войны и передавать их в Исторический музей. За годы войны в музее были собраны целые коллекции по истории отдельных воинских частей, которые получили звание гвардейских. Из них в 1943 году была создана выставка «Сталинская гвардия в боях за Родину».
#Победа80
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2