В феврале исполняется 315 лет с момента основания первой в России купеческой кораблестроительной верфи
Верфь эта была основана ни где-нибудь, а именно на Архангелогородчине, в деревне Вавчуга. Об истории верфи и самого населенного пункта нам рассказала архангельский краевед Алена Иванова.
Там, где Пётр верфь заложил Вавчуга. Архангельская область. Дом купцов Бажениных. Постройка XVII века. Фото автора
Как оказалось, свою известность Вавчуга обрела еще во второй половине XVII века. Изначально село принадлежало землевладельцам Поповым. Но именно во второй половине XVII века оно перешло к холмогоскому посадскому человеку, потомку выходцев из Новгорода Андрею Баженину. По одной из версий, Баженин получил село в приданое за женой, по другой – купил его за 300 рублей.
Были здесь и рыбные ловли и пахотные и сенокосные земли, были и мельничные пруды. От них тот и пошла вскоре слава Вавчуги. Сыновья Андрея Баженина Осип и Федор ставят в 1680 году на месте мукомольных мельниц невиданную в этих краях «водиную пильную мельницу», на которой круглый лес «растирали» на доски. «Пильная мельница» принесла Бажениным не только доходы, но и репутацию умелых и предприимчивых людей, так высоко ценившихся в эпоху петровских реформ. Современников удивляло, что предприятие, построенное на уровне заморских образцов, создано усилиями русских умельцев.
Известно, что Петр I дважды бывал в Вавчуге и беседовал с братьями «с очи на очи». О чем шли беседы, неизвестно, но уже в 1693 оду, после первого же визита царя, Баженины приезжали в Соломбалу, где присматривались к секретам корабельного дела. В ответ на просьбу разрешить им строительство кораблей «против заморского образца» Баженины получили в 1700 году жалованную грамоту, ставившую их в исключительное положение, которое можно сравнить разве что с положением знаменитых Строгановых или Демидовых. Грамота разрешала им не только строительство и вооружение кораблей и беспошлинный ввоз материалов, но и бесконтрольный свободный наем работников. Любопытно, что грамота запрещала избирать Бажениных на выборные должности, дабы не отвлекать от основного государева дела – строительства торговых судов.
В 1702 году Петр I в третий раз приехал в Вавчугу. Здесь в его присутствии были спущены на воду два первых фрегата: «Курьер» и «Святой дух», построенные по государственному заказу. Первый торговый корабль с русскими товарами был отправлен Бажениными в 1703 году в Англию и Голландию, и с того времени непрерывно отправляли они суда и в заграничное плавание, и для нужд местных морских промыслов. Так родилось это частное судостроительное предприятие, действовавшее до 1783 года.
Вавчужская корабельная верфь – не только первая верфь в России. Это еще и первое в России предприятие капиталистического типа, где работали не крепостные, но наемные рабочие, в основном, конечно, крестьяне близлежащих волостей.
Поблизости от верфи раньше находились дочерние предприятия вавчужской верфи – канатный и парусный заводы. Рядом гремели молоты нескольких кузниц. Сама же верфь располагалась дальше за плотиной, у просторных песчаных отмелей, где каким-то чудом сохранились остатки могучих лиственничных свай. Возле дома Бажениных стоит наковальня, на которой, по одной из версий, ковал сам Петр Великий. А в расположенном поблизости Вавчугском озере есть искусственный остров – Сахарная головка. Она якобы насыпана по указу Петра, для того чтобы государь мог спокойно пить чай под открытым небом, а назойливых комаров сдувал бы разгулявшийся над озером ветерок.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев