Известно, что отношение к человеку на физиологическом уровне формируется именно по стилю произношения говорящего: обаяние тембра, богатство и разнообразие интонации, энергетика произношения, создающие необъяснимую привлекательность и завораживаемость в действии иных голосовых и, напротив, отчуждение на «утробном» уровне, отталкивание, рожденное не воспринимаемыми голосами. В интонационно-тембральном звучании проявляется духовное богатство человека.
Категории голосоведения и произношения:
1. постановка дыхания: лежит в основе работы над голосом. Правильное дыхание начинается с правильной постановки тела (напряженные ноги, работа диафрагмы, расправленные плечи, расслабленная шея, прямо смотрящая голова).
2. деления речи на такты: Станиславский советовал брать книгу и делить прочитанное по речевым тактам. «Разметка речевых тактов необходима потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность».
3. паузация: пауза – великое проявление мастерства. Речь вообще – чередование звучания и молчания, нельзя затягивать паузы, но и их избегание приведет к «пулеметному» стилю и мысль не будет донесена до слушающих.
4. темпоритм: в обучении темп речи вытренировывается через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов, «не бросаемых на ветер». Речь имеет и определенный ритм как гармоничное чередование определенных частей – в произношении это проявляется в таком качестве, как плавность, благозвучие отдельных элементов.
5. интонация: основное качество произношения, которое может сделать его привлекательным или отталкивающим. Она выражается в особой музыкальной выразительности звучащего слова. Речь должна стать не мукой, а наслаждением как для говорящего, так и для слушающего. Не должно быть интонационной недостаточности, однообразия, так и излишества. Последние являются следствием сформированных навыков или испорченности вкуса.
6. логическое ударение: оно есть следствие правильной смысловой акцентировки, которая в спонтанном потоке речи происходит почти автоматически. Оно показывает, насколько грамотно ритор доносит до слушателя смысл своей речи.
7. тембр голоса: тембром называется особая голосовая окраска, имеющаяся в каждом достаточно развитом голосе. Определить индивидуальный тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто, свидетельством чему являются эпитеты и метафоры, которым описывают тембральное звучание (бархатный, звенящий, мягкий, нежный и т.д.). «Дар естества», риторически вытренировать нельзя, только с возрастом может измениться.
8. дикция и артикуляция: дикцией называют ясное отчетливое произношение, позволяющее обеспечить донесение содержания речи до слушателя. Она «обеспечивается правильной артикуляцией и зависит от темпа речи». Излишне и нарочито правильная артикуляция подчас отвергает симпатии слушателей. Порой речевые дефекты побуждают «внутренне мобилизоваться» и взять реванш в других частях выступления.
9. громкость: оратору тут следует соблюдать меру: с одной стороны, напрягать голос, с другой, не увеличивать громкости, чтобы не отторгнуть внимание слушателей неприятностью усиленного воздействия.
10. полётность, звучность: полётность определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого ритор должен направлять свой голос «по головам» слушателей. Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями оратора – она также регулируется особым чувством меры, которое практически призван вырабатывать в себе оратор. Психологической основой полноты звучания являются «уверенность в себе и подъем, представляющие неотъемлемое условие хорошей во всех отношениях речи» [Сопер, 1992: 163] Физической основой звучности П.Сопер считает дыхание.
(По книге В.И Аннушкина "Риторика. Вводный курс")


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев