В Одессу теплоход вернулся рано утром 17 мая. На всю жизнь морякам «Жан Жореса» запомнилось это плавание с известным советским писателем.
Теплоход в течение 7 месяцев был непрерывно занят на перевозках зерна в порты Черного моря, совершил несколько рейсов в Средиземное море, дважды побывал в портах Англии. После семимесячных плаваний в южных морях, где экипаж теплохода систематически перевыполнял рейсовые задания, «Жан Жорес» в конце февраля 1934 г. возвратился в родной Ленинградский порт. Затем последовали рейсы в Мурманск, в Данию. В 1934 г. «Жан Жорес» совершил рейс в Нью-Йорк, откуда ушел 15 ноября. Это был его первый рейс в США. В 1935-1936 гг. судно работало на линии Ленинград – США, неоднократно перевыполняя рейсовые задания.
В декабре 1936 г. три судна БМП в Ленинграде были загружены продовольствием для борющейся республики Испании.
Тяжелый был рейс… Вблизи Бильбао испанские мятежники с помощью военных кораблей захватили и увели в порт Пасахос п/х «Смидович», пароходу «Ижора» удалось пройти в Бильбао и «Жан Жоресу» была дана команда изменить маршрут и разгрузиться в Лондоне. Так был сорван рейс в республиканскую Испанию. Загрузившись зерном, теплоход ушел в Мурманск, затем последовали рейсы во Францию…
Теплоход успешно трудился на рудно-угольной линии, перевозил машины, зерно и другие народнохозяйственные грузы.
0437С первых же дней Великой Отечественной войны «Жан Жорес» включился в работу по обеспечению частей Красной Армии.
Теплоход доставил тысячи тонн зерна, вывозя его из портов Украины и Крыма в порты Кавказа и Азовского моря, вывез тысячи людей из приморских городов. В сентябре 1941 г. «Жан Жорес» перевозил войска и продовольствие для защитников Одессы. Теплоход был в составе последнего каравана, вышедшего в ночь на 16 октября из Одессы с частями Одесского оборонительного района в Крым.
В ноябре и декабре были регулярные рейсы в осажденный Севастополь, буксировка из Севастополя недостроенного корабля в Новороссийск.
Еще в июле, во время рейса в Мариуполь на СРЗ, на судно было установлено вооружение – два 45мм орудия и пулеметы на корме, что помогало в каждом рейсе отбиваться от вражеской авиации.
В начале ноября 1941 г., когда немецкие войска были уже недалеко от Керчи, теплоход в Камыш-Бурунском порту загрузился авиабомбами, принял группу эвакуируемых рабочих и с 3000 тонн авиабомб на борту и людьми, заполнившими все помещения и палубу, из Керчи буксировал в Новороссийск корпус недостроенного эсминца «Огневой». В связи со штормом, в Новороссийск не зашел, и Г.Н.Лебедев получил команду следовать в Туапсе, куда шли в шторм, но эсминец довели…
При осуществлении Керченско-Феодосийской десантной операции «Жан Жорес» был в первом отряде транспортов, под жестокой бомбежкой высадивших подразделения, выгрузивших оружие и боеприпасы в Феодосийский порт.
4 января «Жан Жорес» в составе конвоя повторно вошел в Феодосию с подкреплениями для Крымского фронта. При разгрузке, во время очередного авианалета, от попадания двух авиабомб, у причала затонул теплоход «Ногин», ярким пламенем вспыхнул пароход «Зырянин». Получил повреждения от двух бомб, разорвавшихся между причалом и кормой и «Жан Жорес», от разошедшихся швов корпуса пошла вода в четвертый трюм, оказался поврежденным электропривод рулевой машины. С трудом экипаж исправили повреждения, в наступившей темноте была закончена разгрузка, были заделаны пробоины в бортах, и теплоход вышел из Феодосийского порта. С трудом, с полузатопленной кормой «Жан Жорес» дошел до Новороссийска, где был поставлен к Импортному причалу для срочного ремонта.
8 января, под охраной тральшика, теплоход снова вышел из Новороссийска в Феодосию… Вечером 14 января «Жан Жорес», приняв на борт подкрепления, технику, оружие и боеприпасы, вышел в Феодосию из Новороссийска. Из-за повреждения механического рулевого управления, маневрирование судна на ручном приводе руля было затруднено, поэтому судно достигло Феодосии лишь к 20 часам 15 января. Крепчал мороз, над морем поднимался туман, видимость была очень плохой. В порту – никаких огней. Единственным ориентиром оставался продолжавший гореть в глубине бухты полузатопленный «Зырянин».
Капитан Г.Н.Лебедев, что называется, на ощупь подвел теплоход к причалу и немедленно приступил к разгрузке. До 5.00 удалось переправить на берег почти всех бойцов, 7 орудий, 6 бензобаков, 3 спецмашины, 4 грузовика с продовольствием и принять на борт партию раненых. Затем выгрузка была прервана и «Жан Жорес», сопровождаемый тральщиком «Геленджик», вышел в море, имитируя уход в Новороссийск.
После полудня, теплоход лег на контркурс и снова направился к Феодосии, рассчитывая подойти к берегу к 21 часу. Теплоход уже приближался к гавани, а буксира все не было. В кромешной тьме «Жан Жорес» не смог точно выйти на створ портового маяка и подошел почти вплотную к берегу немного правее. Когда теплоход разворачивался для нового захода, капитан вышел из рубки и в это время (около 21.00 ч) правым бортом судно подорвалось на магнитной мине. Взрывной волной капитана ударило о палубу, и он потерял сознание. От взрыва погибло около 40 человек, несколько моряков было ранено, загорелись в трюме № 3 ящики с боеприпасами. В течение нескольких минут теплоход принял сотни тонн воды.
Накренившись на правый борт, «Жан Жорес» осел кормой на грунт. В эти опасные минуты экипаж проявил стойкость и спокойствие.Члены команды уверенно боролись за живучесть судна около 2-х часов. Взрыв мины произошел в районе 5-го трюма. Производились работы по заделке пробоин в третьем трюме, усиливалась переборка между 3-м и 4-м трюмами. Шлюпочное устройство было разбито и шлюпки спустить не удалось, но моряки начали готовиться к эвакуации с судна.
Сначала на подошедший буксир «Кабардинец» были переправлены раненые, оставшиеся на борту десантники и часть команды. Затем на подошедший «Геленджик» погрузили снятые с теплохода навигационные приборы, затем перебрались остальные 17 человек команды. Последними покинули судно старпом, помполит и капитан.
С поднятым флагом на грот-мачте через несколько минут теплоход, накренившись на правый борт, пошел на дно…
Такова официальная версия гибели теплохода дедвейтом 5603 тонн при водоизмещении в полном грузу 8220 тонн.
Она и описана С.Л.Петлицыным в сборнике «Героические корабли» (издание «Маяк», 1980 г.) и Н.М.Шаиным в книге «Теплоход «Жан Жорес» (издание «Морской транспорт», г.Москва, 1962 г.).
И ни слова о дальнейшей судьбе теплохода, не обсуждалось и почему не был поднят в послевоенное время «Жан Жорес» при очистке акватории Феодосийского залива от затонувших судов и кораблей…
Остается неизвестным, что доставили на теплоходе в Феодосию. Что за 3 разгруженные спецмашины («Катюши»?), разгруженные на берег…
И вскоре, от севастопольского флотского историка В.В.Костриченко я получил ксерокопию акта обследования затонувшего судна «Жан Жорес», выполненного спасателями 823-й аварийно-спасательной службы Черноморского флота, подписанного лейтенантом-инженером Аткаровым и утвержденного 27 марта 1974 г. командиром в/ч 63815 капитан-лейтенантом Лукиным. Акт представляет определенный интерес и поэтому и привожу его дословно.
Как видно из акта обследования, водолазы в котельное, машинное отделение, в трюмы и жилые помещения проникнуть не смогли, разве что в трюме № 3 обнаружили 2 орудия и оставшиеся машины. Боезапас обнаружен не был. С эскизов положения судна на грунте явно видно, что корпус разбит на три отдельные части.
Подъем судна и тогда, в 1974 г., производиться на стал, хотя от кормовой мачты до поверхности судна всего 4м, а от верха рубки – 7м…
В 1977 г. при повторном обследовании судна моряками АСС КЧФ были срезаны мачты (так и остались под водой), сняты крышки трюмов…
Осенью 2007 г. для расчистки подходного канала к Феодосийскому торговому порту, водолазная группа Керченского специального морского отряда МЧС (подполковник Литвин А.Р.) обследовала затонувший более 65 лет назад «Жан Жорес».
Работы проводились с «ВМ-5» (капитан Сацюк О.В.) с 22 сентября по 12 октября под руководством начальника водолазной службы отряда майора Калякина А.Б. После обнаружения затонувшего объекта «ВМ-5» закрепили на буях.
Съемку подводной камерой производил А.Б.Калякин.
В 5-м трюме были обнаружены снаряды от 45 мм до 152 мм.
В 4-м трюме под слоем ила видны остатки нескольких остовов машин и снаряды 152 мм.
В районе 3-го трюма палуба и борта превращены в груды исковерканных металлоконструкций.
Второй трюм заилен на 90 %, видны только комингсы грузовых люков.
В 1-м трюме обнаружены стрелковые боеприпасы россыпью и в ящиках (патроны и гранаты), авиабомбы.
Составлен акт водолазного обследования, проработаны варианты работ (очистка от ила и грунта, разгрузка боезапаса и остатков техники с дальнейшим подъемом судна) и заранее видно, что нужны большие материальные затраты и значительные объемы работ.
Нет комментариев