12) 4.3 Космологические основы Истины у Платона
Попытаемся пояснить, о каких основах жизни может идти речь, обратившись к философии посвященного в элевсинские мистерии Платона.
(58.13) 4.3.1 Космос Платона
Космос Платона иерархичен: Земля и человечество оказываются звеном в цепи систем миров, а на высших уровнях мироздания обитают разумные существа иной природы – бессмертные боги, причем чины богов располагаются по ступеням совершенства. Первопричина мира, сверхсущностное начало всего, вслед за пифагорейцами мыслится как Единое («Парменид», «Филеб», «Государство», «Софист»). Язык диалогов Платона поэтически метафоричен, что объясняется условиями клятвы посвященного, запрещавшей разглашать тайны, но допускавшей философски-обобщенные формулировки. Теологическая интерпретация философии Платона дана неоплатоником Проклом, сравнившим диалоги Платона с орфическими текстами и откровениями «Халдейских оракулов» (См.: Прокл. Платоновская теология. СПб., 2001).
Представления о множестве обитаемых миров обнаруживают себя практически во всех мифологиях, религиях, йоге и особенно в эзотерических учениях и практиках. Более детально эта идея развита в буддизме. В христианстве ежегодно в ноябре отмечают Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, но объяснений по этому поводу не имеется.
Попробуем посмотреть на учение Платона в контексте космической философии, допускающей существование иных разумов, а также философских учений, основанных на духовных практиках. Для нашего исследования здесь важно отметить то, что вечное, бессмертное начало всего проявляется в смертном человеке («Зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном». Пир. 206с. Цит. по: Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2, М., 1993,с. 117) и среди людей имеются посредники между богами и людьми – гении. Их назначение – «быть истолкователями и посредниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью... Не соприкасаясь с людьми, боги общаются и беседуют с ними только через посредством гениев – и наяву и во сне» (Платон. Пир. 202e–203a // Там же, с. 112–113).
В иерархическом космосе Платона истина сопряжена с уровнем и планом разумного существа. Истины мира человека относительны – выраженное словами и подкрепленное объяснением мнение может стать знанием, но его истинность частного характера. Другое дело – божественная истина или истина высших разумов, она основана на логике синтеза. Высший род истины описывается Проклом как синтетический сплав сознаний высших существ. «Истина богов есть всего лишь их нерасторжимое единство и всесовершенная общность и благодаря ей неизреченное знание богов превосходит всякое другое и все последующие его виды удостаиваются подобающего совершенства. Только божественная истина в невыразимом единстве объемлет все сущие вещи вместе взятые» (Прокл. Платоновская теология. СПб., 2001, с. 75). Интересно, что слияние сознаний в целях постижения истины – одна из фундаментальных составляющих в отношениях ученика и Духовного Учителя. В духовных практиках Учителя требовалось любить и только при достижении определенного уровня ассимиляции сознаний разрешалось говорить от имени Учителя. Сказанное не дает повод утверждать плюралистичность истины в медитативных практиках трансформации своего тела и сознания в йоге, как считает, например, Е.Н.Князева (Князева Е.Н. Истина как результат коэволюции // 1, с 123-142). Ср.: идея соборности в христианстве). Опытный Учитель подбирает упражнения сообразно индивидуальной природе ученика, но индивидуальное сознание на пути обучения осваивает опыт ассимиляции сознаний, опыт универсального сознания.
В диалоге «Федр» Платон выделяет в качестве важнейших свойств божественного триаду – прекрасное, мудрое и благостное, понимаемое как доблестное («Все боги блаженны и прекрасны». Пир. 202e, с. 112. «Божественное же прекрасно, мудро и доблестно». Федр. 246d8-e1, с. 155). Благо мыслится как изначально высшее начало, присутствующее в богах и все соединяющее. Мудрость богов – «неизреченное, которое объединено с предметом познания и умопостигаемым единством самих богов», – поясняет Прокл (Прокл. Платоновская теология. СПб., 2001, с. 80). 22 . Идея высшего познания как непосредственного знания через отождествление с объектом проходит через все духовные учения. В современной теории познания она отчасти отражена в феноменах интуиции.
Красоте у Платона и в античной культуре в целом отводилось особое место, в высших смыслах красота понималась как созидающий принцип мироздания, что осмыслялось в категориях гармонии, пропорции, аналогии, ритма, а также все и всех соединяющей универсальной силе любви. Аристофан в рассуждениях об Эроте в диалоге «Пир» дает характеристику универсального начала любви: «Любовью называется жажда целостности и стремление к ней» (Пир. 193a).
В философской культуре платоновские характеристики божественного были восприняты как регулятивные идеалы – истина, добро и красота. Три высших идеала мыслились как нерасторжимое единство и как грани высшего идеала блага. Триединство цементировало фундамент бытия человека, устремляя его к целостности и поддержанию гармонии внутреннего и внешнего.
(58.14) 4.3.2 Мировоззрение античного грека и современника
Если сравнивать мировоззрение античного грека и человека техногенной цивилизации, то последнего справедливо назвать одномерным. Грек понимал значение единства микрокосма и макрокосма, всемирную взаимосвязь всего сущего. «Всё связано со всем» – этот тезис признается экологами, но опять-таки частным образом, а не как прямое руководство к действию. Осознание красоты как созидающего принципа мироздания обнаруживает себя лишь в творчестве гениальных теоретиков и гениальных художников. В современной науке активно изучают такие свойства принципа красоты как гармония, симметрия, ритм, пропорция, но не догадываются об их фундаментальном содержании (См.: Герасимова И.А. Натурфилософия античности в зеркалах науки и культуры. Математика и логика // Эпистемология и философия науки. 2007. № 3). Истина опять-таки обнажает свой частный характер. Практически в забвении этические начала науки, впрочем, как и любой деятельности вообще. Сами слова о служении общему благу воспринимаются как старомодные, но эйфория от научных достижений не в силах затмить выбора между добром и злом, а в условиях планетарного конструирования новых реальностей ответственность человека расширяется до космических масштабов.
Можно предложить еще одно определение истины в контексте регулятивных идеалов. Истина – это гносеологический аспект высшего идеала блага, который в триединстве истины, добра и красоты обеспечивает целостность человека и мироздания, направляет волю человека на сотрудничество с созидательным творческим началом Вселенной.
Еще в одном фундаментальном аспекте техногенное сознание уже античного. В то время, когда физика открывала невидимый квантовый микромир, психология осознавала существование глубин бессознательного. Благодаря психоаналитическим работам К.Юнга, нашло признание существование архетипов коллективного бессознательного (можно сказать, космического бессознательного), эволюционисты ввели в оборот термин «индивидуальное бессознательное», обусловленное генетической памятью. Однако в век знания ясно всплыл парадокс – человек знает многое, но не знает самого себя.
(58.15) 4.3.3 Сознание и бессознательное
Что такое сознание и что такое бессознательное? При всепоглощающем рационализме распространено мнение о том, что бессознательное ответственно за творческие озарения и решения, в этом смысле оно выглядит «разумней, чем сознание». Нормальное состояние сознания оказывается в большинстве случаев стандартным и механическим мышлением, а творческие состояния квалифицируют как измененные.
Откуда же в бессознательном появляются оригинальные и далеко опережающие время идеи? Удовлетворительного ответа на этот деликатный вопрос нет. Особые люди – гении мыслились Платоном как посредники между богами и людьми. В космосе Платона гений через интуитивно-бессознательный канал сотрудничает с разумными силами более высших планов мироздания. Разумное опирается на предшествующий эволюционный опыт и сопряжено с разумным, а не с неразумно-бессознательным, как считают психологи.
Современная космология допускает возможность возникновения и существования иных вселенных с иными разумными существами и иными материальными условиями. Рациональная наука, в соответствии с проектом SETI – поиска внеземного разума, ищет себе подобных, ориентируясь на физической план материи, доступный в мезокосмическом диапазоне и только немногие ученые допускают существование иных материальных планов бытия, в том числе и связанных с Землей (См.: Гиндилис Л.М. SETI: Поиск внеземного разума. М., 2004).
Вселенная молчит.
Платон в таком случае сказал бы, что боги разговаривают только с гениями, а технический гений для богов не гений.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев