Вязкость по SAE.
Классификация моторных масел.
Моторные масла имеют два основных параметра:
- Класс вязкости
- Эксплуатационный класс
Класс вязкости. В настоящее время единственной общепринятой системой классификации по классу вязкости для моторных масел является стандарт SAE J300. (SAE - Society of Automotive Engineers - Сообщество Автомобильных Инженеров США) Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade - SAE VG).
Классификация предусматривает шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, где W - WINTER - зима) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60) степеней вязкости. Сезонные масла обозначаются одним номером (например, 0w, 30, 40), а всесезонные сдвоенным номером, первая часть которого соответствует зимней, а вторая - летней степени вязкости (например, OW-30, 5W-40, 20W-50).
Температурные режимы эксплуатации, обычно рекомендуемые производителями: http://www.contiteh.ru/images/risunok1.png Как тестируются масла по SAE?
Для определения зимней степени вязкости измеряются:
- Проворачиваемость - минимальная температура тестируемого масла, при которой у исправного двигателя возможно проворачивание коленчатого вала стартером. При этом будет происходить активная подача масла к трущимся парам, что позволяет избежать высокого момента трения износа в узлах, смазываемым под давлением. Проворачиваемость определяется на имитаторе холодного пуска CCS (Cold Crank Simulator), который выглядит так http://www.soctrade.com/images/equipment/1528_pic1.jpg - Прокачиваемость - минимальная температура тестируемого масла, при которой масляный насос под давлением будет прокачивать масло по магистралям при холодном пуске. Предельная температура прокачиваемости ниже предельной температуры проворачиваемости на 100С, причем динамическая вязкость в интервале между указанными температурами изменяется более чем в 10 раз. Прокачиваемость определяется на миниротационном визкозиметре MRV (Mini Rotary Viscometer), выглядит так http://www.soctrade.com/images/equipment/1531_pic1.jpg Вискозиметр (от лат. viscosus — вязкий) — прибор для определения динамической или кинематической вязкости вещества.
Устройство разных видов вискозиметров: http://greentime.ru/data/pokaz_vyaz3_2.jpg Таким образом, каждый зимний класс характеризует две температуры масла: температуру, при которой возможен надежный пуск исправного двигателя от стартера, и температуру, при которой еще возможен пуск исправного двигателя без губительных последствий для высоконагруженных трущихся элементов, смазываемых под давлением от масляного насоса.
Для определения летней степени вязкости измеряются:
- Кинематическая вязкость при температуре 100С. Для всесезонных масел данная величина должна находится в определенных диапазонах. Уменьшение вязкости ведет к преждевременному износу трущихся поверхностей – подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма. Увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и как следствие также преждевременному износу и выходу двигателя из строя. Измеряется капиллярным вискозиметром, посмотреть как это делается, можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=tYtuPPcyICk - Динамическая вязкость HTHS (High Temperature High Shear) при 150С - с помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Является одним из критериев определения энергосберегающих свойств моторного масла.
Летний класс характеризует пригодность масла для работы при высоких температурах.
Сводная таблица SAE J300: http://yamaha.tw.free.fr/img/huile/huile_01.gif
http://www.dailytechinfo.org/auto/6478-streetscooter-c16-prototip-elektricheskogo-avtomobilya-izgotovlennogo-pri-pomoschi-trehmernogo-printera.html
http://www.youtube.com/watch?v=kzYb68qXpD0
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев