Здравствуйте, хабрачеловеки. На днях я копался в своей кладовке в поисках дремеля, и внезапно обнаружил его. Он был полуразобран, корпус был частично разбит, а шильдик на корпусе говорил, что эта машина родом из моей школы…
Заранее прошу прощения за качество фотографий — хороший цифровик в отпуске, поэтому пришлось снимать старой мыльницей Olympus.
Итак, перед нами великий и ужасный «Корвет ПК-8010» 89-го года выпуска. Его сердце — КР580ВМ80А, полный аппаратный клон не менее великого и ужасного i8080A (замечу, не самого i8080 — ибо его полным клоном можно считать только К580ИК80, что выпускался в планарном корпусе).
«Корвет» был разработан во второй половине 80-х (начало разработки — конец 1985 г.) сотрудниками Института ядерной физики при МГУ: Сергеем Ахмановым, Николаем Роем и Александром Скурихиным, и первоначально предназначался для автоматизации управления установкой по дистанционному измерению параметров низкотемпературной плазмы методами лазерной спектроскопии, а также для обработки получаемой информации и теоретических расчетов, ведения архива данных, и тому подобных целей. Впоследствии, впрочем, было принято решение об оснащении этой машиной всех общеобразовательных учреждений в стране для обучения основам компьютерной грамоты — и машина ушла в тираж в 88-м году.
К сожалению, сам по себе, «Корвет» очень сильно опоздал — почти на полтора десятка лет, да и власть имущие тогдашнего периода совершенно не понимали, на кой тратить вполне осязаемые деньги на компьютер, производство которого требует таких сложностей, как, например, производство PCB за рубежом (об этом косвенно говорит шильдик с датой производства платы на английском — так, к примеру, на моем экземпляре), или закупка там же дорогущей элементной базы, производство которой освоили в Совке только к 88-му году (до этого, к примеру, вся ПЗУ в Корветах была венгерского или польского производства).
В школы уходило две вариации «Корветов» — ПК 8010 и ПК 8020. Они не особенно различались внешне, за вычетом того, что 8010 являлся «рабочей станцией» для учеников — нёс на себе ПЗУшки с интерпретатором Бейсика, и, в большинстве случаев, компилятором Лиспа, а на преподавательских машинах ассортимент софта был уже побольше. Машины могли соединяться в сети в количестве до 16 штук через последовательный порт, и я даже не хочу представлять, как это выглядело.
Ко мне в руки попала машина, которая раньше состояла на балансе в моей школе — я не имею никакого понятия, каким образом она оказалась у меня, потому что я достоверно помню, что ничего такого я домой не таскал. Возможно, нужно поблагодарить моего брата, который учился в той же школе. Конкретный экземпляр «Корвета», что я демонстрирую здесь, находится в достаточно плачевном состоянии (корпус разбит, да и из него присутствует только блок клавиатуры, т.е. верхняя часть; на самой клавиатуре отсутствует несколько клавиш (пробел, одна функциональная), а одна — повреждена; материнка паяна-перепаяна, на задней стороне уймы перемычек, которыми кто-то на кой-то черт заменил кучу отсутствующих вентилей; возможно, поврежден один из чипов ПЗУ), однако, я надеюсь, что даже при таком состоянии корпуса я сумею его завести. Но об этом позже, а пока немного фотографий:
БИС последовательного интерфейса КР580ВВ51; на снимке видно травку на PCB с датой её выпуска: 6 июня 1988 года, т.е. плата почти год где-то бродила до сборки готовой машины.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев