Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер. Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из-за якобы чуждой советскому строю идеологии. Вот тут-то и спасали радиолы.
Технические характеристики этих приемников позволяли слушать музыку в диапазоне более «чистых» частот, например, на УКВ. Сквозь шипенье и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку. И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо («хенде хох», «Гитлер капут», «шнелль» и «доннерветтер» – вот, пожалуй, и весь иностранный словарь комсомольца семидесятых годов), зарубежные песни людям нравились. Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса». «Вражьих голосов» было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах…
Глушить «голоса» глушили, но законы физики таковы, что западная пропаганда где-нибудь да и проскакивала – не на двадцати пяти метрах, так на сорока девяти. Или наоборот.
А вон дантист-надомник Рудик,
У него приемник «Грюндиг»,
Он его ночами крутит,
Ловит, контра, ФРГ.
(В. Высоцкий)
Но зачем глушить-то, спросите вы? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали…
Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков.Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и радио «Свобода». Именно на «Свободе» читали «Архипелаг» Солженицына, «Остров Крым» Аксенова, «Верный Руслан» Владимова, «Чонкина» Войновича и многое другое…
Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Безоговорочным лидером тут была программа из Лондона – знаменитый «Севооборот» с Севой Новгородцевым.
Помимо прочего, на «Голосе Америки» по субботам выходила «Танцевальная программа» с Тамарой Домбровской. Нельзя не вспомнить и других ведущих, которые специализировались по жанрам: Лиза Архипова (рок), Билл Макгвайр (джаз, джаз-рок), Джон Мерфи (диско)…
Как уже было сказано, все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня это кажется смешным, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Радиостанция 13-Р — типичный пример «мобилизационной» военной техники, создаваемой в военное время в спешном порядке, когда техническими характеристиками отчасти жертвуют ради простоты производства. 13-Р разработана в начальный период войны на эвакуированном из Москвы в г. Сарапул заводе им. Орджоникидзе. В тот период в Красной Армии остро не хватало общевойсковых радиосредств. Поэтому конструкция была насколько возможно упрощена и рассчитана на использование довоенных унифицированных («нормализованных») деталей и узлов для серийных вещательных радиоприёмников. Во многих источниках указывается даже, то что на детали для 13-Р разбирали приёмники 6Н-1 и СВД, изъятые у населения СССР сразу после начала войны.
После войны снятые с вооружения 13-Р некоторое время использовались в организациях Досарма — ДОСААФ в учебных и спортивных целях.
Радиостанция "Север" разработана в 1939—1940 годах в Научно-исследовательском институте по технике связи Красной Армии (НИИТС КА) Б. А. Михалиным, В. Покровским и И. Мухачевым под руководством профессора МЭИС, главного инженера НИИТС КА Б. П. Асеева. Основой послужил дипломный проект Б. А. Михалина, выполненный в МЭИС в 1939 году — малогабаритная радиостанция гражданского назначения. На этапе разработки изделие проходило под шифром «Омега». После войсковых испытаний опытной партии радиостанция была принята на вооружение под наименованием «Север». Серийное производство началось в октябре1941 года в Ленинграде на заводе им. Козицкого и продолжалось в условиях блокады. До конца 1941 года было выпущено около 1000 шт., к концу 1943 года темп выпуска достиг 2000 шт. в месяц.
С 1942 года выпускался модернизированный вариант «Север-бис», с несколько увеличенной выходной мощностью, но суженным диапазоном частот, и с возможностью работать на фиксированной
...ЕщёРадиостанция "Север" разработана в 1939—1940 годах в Научно-исследовательском институте по технике связи Красной Армии (НИИТС КА) Б. А. Михалиным, В. Покровским и И. Мухачевым под руководством профессора МЭИС, главного инженера НИИТС КА Б. П. Асеева. Основой послужил дипломный проект Б. А. Михалина, выполненный в МЭИС в 1939 году — малогабаритная радиостанция гражданского назначения. На этапе разработки изделие проходило под шифром «Омега». После войсковых испытаний опытной партии радиостанция была принята на вооружение под наименованием «Север». Серийное производство началось в октябре1941 года в Ленинграде на заводе им. Козицкого и продолжалось в условиях блокады. До конца 1941 года было выпущено около 1000 шт., к концу 1943 года темп выпуска достиг 2000 шт. в месяц.
С 1942 года выпускался модернизированный вариант «Север-бис», с несколько увеличенной выходной мощностью, но суженным диапазоном частот, и с возможностью работать на фиксированной частоте с кварцевой стабилизацией.
Радиостанция «Север» до конца войны использовалась в войсках (в том числе в качестве личной радиостанции командующихфронтом и армией), разведывательных группах, партизанских отрядах, на метеорологических постах, в геологоразведочных партиях и пр. Основные её преимущества — малые габариты, высокая экономичность и предельная простота устройства. В то же время отмечалось, что к работе на «Севере» должны допускаться только радисты высокой квалификации, прошедшие предварительное обучение именно на этом типе радиостанции[2]. Брошюра 1942 года по устройству и эксплуатации «Севера» начинается со сжатого изложения теории дальнего распространения коротких волн и инструкции по определению оптимальных частот для дальней связи.
Рейд кавалерийского корпуса Доватора по немецким тылам зимой 1941 года обеспечивали связью радисты Разведуправления Генерального штаба РККА со станциями «Север».
Часть радиостанций изготовили с надписями на английском языке, с использованием иностранных комплектующих, а с деталей советского производства была удалена маркировка. В описании «Севера» издания 1942 года указаны английские наименования органов управления[3]. По расхожей версии, это было сделано для дезориентации противника в случае захвата разведчиков-нелегалов.[4]
В августе 2010 года поисковый отряд обнаружил в Псковской области обломки самолета Р-5, сбитого в 1944 году, на котором летели офицер военной разведки и радистка с радиостанцией «Север».