(Часть 1)
Основным способом нападения бандформирований на автомобильные колонны является действие из засад. Они проводятся с целью: обстрела колонн автотранспорта; вывода из строя и уничтожения военной техники с несением минимального материального ущерба; захвата заложников, оружия и боеприпасов, военного имущества и снаряжения. Засады заранее планируются по месту и времени. Объектами засад служат: колонны боевой и автомобильной техники; одиночные машины; подразделения и отдельные военнослужащие, передвигающиеся в пешем порядке. Огневые засады устраиваются в районах, которые обеспечивают скрытное их занятие и отход после выполнения задачи. Как правило, эти районы выбираются в лесных массивах, через которые проходят дороги (тропы), по которым осуществляется переброска войск и тыловое обеспечение.
Особое место в тактике действии бандформирований занимает разведка. Для ее ведения используется, преимущественно, местное население (в основном женщины, старики, дети), представители которого практически беспрепятственно подходят к колоннам, позициям и районам сосредоточения войск, вступают в разговоры с военнослужащими, подсчитывают примерную численность войск, техники и вооружения, а затем передают добытые сведения боевикам.
Разведку ведут и специальные разведывательно-диверсионные группы, а также группы разведчиков со средствами связи, действующие на легковом автотранспорте. Вместе с тем при ведении разведки используются лошади, что значительно увеличивает маневренность. Разведчики при выполнении задач часто маскируются под беженцев или пастухов, действуя по 1-2 человека. Особое внимание разведка боевиков уделяет определению мест расположение командных пунктов войск.
С целью получения упреждающей информации о графике движения, о составе колонн и наличии охраны, боевиками активно проводится работа по насаждению агентуры из местного населения в пунктах формирования колонн.
При организации засад, против автотранспортных колонн привлекаемые силы и средства боевиков, как правило, эшелонируются.
В состав засадной группы, как правило, входят наблюдатели (три-четыре человека); огневая подгруппа, предназначенная для поражения живой силы и техники; подгруппа упреждения - для ограничения маневра сил и средств прикрытия колонн; резервная подгруппа - для усиления огневой подгруппы и прикрытия отхода.
Перед устройством засад боевики осуществляют тщательную разведку. Дозорные при ведении разведки используют лошадей, что значительно увеличивает их маневренность. Разведчики при выполнении задач часто маскируются под беженцев или пастухов, действуя по 1-2 человека. В ходе устройства засад практикуют тщательную маскировку, пропускают противника через себя, после чего открывают огонь с тыла и с флангов.
Огневая подгруппа, включающая в себя основные силы банды (два-три гранатомета, несколько снайперов, в отдельных случаях минометы), располагается на удалении, позволяющем вести эффективный огонь. Боевики подгруппы размещаются вдоль дороги 50-100 м от полотна, 10-15 м друг от друга.
Подгруппа предупреждения занимает позиции на направлении возможного отхода или маневра. При входе колонны в зону поражения снайпера первыми открывают огонь по водителям и старшим машин. Другие стрелки одновременно обстреливают личный состав и ведут огонь по бронированным целям из РПГ и пулеметов. Основная цель противника - уничтожить управление колонны, создать панику и предпосылки для ее уничтожения и захвата.
Следует отметить, что проведение засад - шаблона не имеет.
Иногда боевики применяют специальную отвлекающую группу, которая располагается впереди основных сил засады. Эта группа открывает внезапный огонь по колонне и стремится сковать боем подразделение охраны. В это время прошедшая вперед, уже без охранения, колонна попадает под огонь главных сил засады противника и несет большие потери.
При организации засады в населенных пунктах бандформирования располагаются скрытно, за заборами, в домах и других строениях, стараются не обнаружить себя и беспрепятственно пропускают разведку и органы охранения .
С приближением главных сил, открывают огонь из бойниц, окон и дверей домов, сосредотачивая его, в основном, по автомобилям, перевозящим личный состав. В момент открытия огня, как правило, производится прицельный залп из стрелкового оружия, минометов и гранатометов, затем ведется интенсивный обстрел отдельных целей.
Особенно опасны засады в тупиках, куда с помощью ложных дорожных знаков и указателей боевики, переодетые под местных жителей, преднамеренно отправляли колонны.
Боевики могут использовать местное население в качестве «живого щита», проводя перед этим соответствующую агитацию и организацию предстоящих действий, выбирая, как правило, мосты или крутые повороты в населенных пунктах перекрывая их блоками, завалами, используя для перекрытия дороги и большегрузные автомобили.
Например: 11.12.1994 года около 9.00 ч при прохождении воинской колонны (г.Назрань), она была блокирована гражданами Республики Ингушетия в количестве, примерно 600-700 человек, среди которых находились лица в гражданской, военной, милицейской, омоновской формах одежды. В толпе было много стариков, детей, женщин. Периодически подъезжали автомобили, преимущественно марки «Джип», без государственных номерных знаков, с которых осуществлялась выдача блокирующим огнестрельного оружия.
Толпа явно была организована, подтверждением этому являлось и нахождение в ней лиц, которые руководили ее действиями. Люди к толпе постоянно прибывали. Требования блокирующих были однозначными: «Зачем вы здесь? Убирайтесь вон!», далее шли оскорбления и угрозы.
Примерно через 10 минут после блокирования колонны разъяренная толпа кинулась на военнослужащих и военную технику.
Дети, молодые парни под руководством старших, специально заточенными предметами прокалывали колеса автомобилей, обрезали топливопроводы, шланги тормозов и т.д. Взрослые разбивали ветровые, боковые стекла, врывались в автомашины, вытаскивали военнослужащих, под угрозой расправы отбирали у них оружие, снимали бронежилеты, избивали, выводили из строя, растаскивали технику и другое военное имущество. Были попытки захвата в заложники военнослужащих. Все это нападение было осуществлено, в основном, на колонну тыла и ООД. Выстрелы вверх противоправные действия толпы не остановили. В результате - было выведено из строя 32 единицы техники, 17 из которых были сожжены. Похищено 13 единиц стрелкового оружия.
Несмотря на обращение командования в Правительство Ингушетии прекратить разграбление, уничтожение и выведение из строя техники и материальных средств, они продолжались. Действия эвакокоманд блокировались местным населением, особенно молодыми людьми в возрасте 13-17 лет. В результате противоправных действий граждан РИ по отношению к частям ВС РФ на 10.00 ч 14.12.1994 года было похищено, разграблено, уничтожено оружия, боеприпасов, автомобильной техники, вещевого имущества, ГСМ на сумму более 492 млн. рублей.
Только после вызова командованием ОГ в голову колонны подразделений ВВ МВД РФ и применения ими спецсредств толпа была рассеяна.
В «зеленых зонах» засады устраиваются на путях вероятного движения подразделений путем внезапного обстрела как с фронта, так и с флангов. При действиях в лесу:
- снайпера располагаются на деревьях, невдалеке от них по кругу или квадрату лесного массива располагаются наблюдатели, которые вскрывают цели и докладывают их снайперу; в первые минуты боя снайперами выбивают командный состав и наиболее активных солдат и сержантов, пытаясь посеять панику.
- установка растяжек с минами осуществляется между деревьями на высоте до 3-5 метров. Бронеобъект (машина) в движении задевает растяжку, мина взрывается и поражает личный состав сверху.
В горах с началом боевых действий против федеральных войск, вооруженные формирования чеченских экстремистов в своей тактике использовали классические приемы боевых действий в горах:
- засады устраиваются в ущельях, сужениях дорог. В зависимости от целей нападения, засады, в ряде случаев, действуют избирательно, пропускают разведку, охранение и совершают внезапное огневое нападение на основные силы войск, главным образом, на пункты управления на марше, тыловые полразделения.
- боевиками, как правило, осуществлялся захват господствующих высот, перевалов, выгодных маршрутов и размещение на них, умело маскируя, огневые средства;
- для ведения огня широко использовались закрытые огневые позиции, пещеры;
- зенитные установки для прикрытия позиций боевиков располагались, обычно, на господствующих высотах, однако огонь на поражение открывался после выхода цели на минимальное расстояние;
- умелые действия проявлялись при организации засад и в инженерном оборудовании позиций: для отвлечения огневых средств на ложный объект, боевики имитировали в каком - либо месте мощную огневую точку, после чего отходили на свою основную позицию;
- при оборудовании позиций применялась тщательная маскировка, в долговременных оборонительных сооружениях бойницы закрывались затворами с маскировкой под окружающую местность, незаметные с близкого расстояния.
Даже простые окопы боевиками оборудовались не традиционно - не делались насыпные бруствера перед окопом (минимальные размеры окопа: на 1 человека – 120х70 см, глубина до пояса; на 2 человек – 180х70 см, глубина до пояса), вырытый грунт прятался, окопы маскировались под местные предметы.
- широко применялось минирование местности. При этом, боевики шли на всяческие ухищрения, устанавливая растяжки на высоте антенн двигающейся бронетехники, в результате взрыва поражался личный состав, находящийся на броне, в качестве растяжек использовалась ненатянутая леска и др.
Наиболее интенсивно они проводились боевиками в Шатойском и Веденском ущельях, как правило, при благоприятных для них условиях (потеря бдительности со стороны федеральных войск (ФВ), невыставление блокпостов на маршрутах движения колонн). Места проведения засад готовились заранее. Оборудовались огневые позиции, устанавливались управляемые фугасы. Проводя засаду, боевики, как правило, пропускали голову колонны, где шли разведывательные подразделения. Подрывом управляемого фугаса боевики стремились вывести из строя танк с тралом, после чего основной огонь сосредоточивали на КШМ и по середине колонны, уничтожая автомобили с материальными средствами. Иногда нападения совершались в тот момент, когда голова колонны уже достигала базового центра и проходил доклад, что колонна прибыла.
Например. Воспользовавшись подписанием администрацией н.п. Ярышмарды мирного договора (04.04.1996 г.) с ФВ и запретом соответствующих действий войск в этом районе, боевики организовали засаду на его западной окраине. На участке дороги, проходящей по западной окраине Ярышмарды, заблаговременно был установлен фугас большой мощности с дистанционным управлением, которым был подорван головной танк. Затем уничтожена машина управления и связи БМП-1КШ, где находились старший колонны, авианаводчик и связист, КВ радиостанция. На частоте УКВ в радиосети ФВ ставилась активная помеха, что позволило боевикам полностью лишить колонну связи с базовыми центрами. Кинжальным огнем с обеих сторон дороги с заранее подготовленных позиций боевики блокировали колонну подвоза 245 мсп и в течение полутора часов вывели из строя почти всю технику и уничтожили личный состав. В данной операции принимали участие 2 отряда и 4 боевые группы общей численностью до 150 боевиков. Общее руководство осуществлял командующий Западной группировкой Гелаев.
При подготовке и проведении засад боевики активно вели разведку маршрутов движения колонн, отслеживали момент выхода колонны из пунктов дислокации ФВ, прослушивали переговоры в открытых радиосетях. Для разведки за перемещениями колонн российских войск активно использовались местные жители. Информация о движении колонн по радиосредствам оперативно поступала в боевые группы, находящиеся на пути следования колонн.
Особое внимание уделялось наличию над колонной вертолетов прикрытия, составу подразделения охранения.
Встретив сопротивление, боевики немедленно покидают место засады, стремясь избежать боя.
Для осуществления отхода, боевики могут использовать небольшие группы прикрытия (минометный расчет, расчет крупнокалиберного пулемета, 2 снайпера, 2 гранатометчика, 1-2 расчета АГС-17).
Организуя налет на войсковую колонну, боевики составляют план действий, включающий элементы скрытного приближения к месту нападения, обеспечение безопасности в ходе налета, быстрого отхода с применением маневра. Налету предшествует тщательная разведка объекта (изучаются система огня, сигнализация, ограждения, пути отхода, возможность усиления и т.д.). При налете боевики могут действовать большими группами и отрядами численностью в несколько десятков человек. Оптимальный состав ударной группы - 10-15 человек. Она включает в себя: подгруппы подавления, прикрытия, налета и инженерную. Их задачами являются: уничтожение охраны, обеспечение проходов в заграждениях, прикрытие путей маневра и отхода после выполнения задания.
Например. Наиболее крупная диверсия - расстрел колонны подмосковного ОМОНа 2 марта 2000 г. в Первомайском. Колонна из 9 машин шла без сопровождения и охранения, с нарушением правил радиообмена. Засада боевиками проведена по классическому варианту - первая и последняя машины уничтожаются, шквальный огонь в течение 3-5 минут, организованный отход с минированием путей отхода. Засада спланирована в мертвой зоне сторожевого поста ВВ, который находился на удалении 500 м от места засады. Итог - убито 20 человек, ранено 29.
Почти всегда ведутся видеосъемки боевых действий, особенно когда ситуация развивается благоприятно для боевиков. Видеоматериалы затем широко используются для поднятия боевого духа боевиков и психологического воздействия на местное население и подразделения Федеральных Сил.
В последнее время боевики приступили к широкому применению минно-взрывных средств для поражения личного состава и техники, препятствуя передвижению войск и подвозу материальных средств.
Вооруженные формирования особое внимание уделяют минированию дорог, особенно автомобильных. При этом преследуется цель прервать или серьезно затруднить движение транспорта с народно-хозяйственными грузами, а также военных колонн, что подрывает экономику и снабжение войск в районе вооруженного конфликта. Для минирования используются мины различного производства, а также самодельные мины, фугасы и другие типы взрывных устройств. Наряду с количественным ростом применения противником минно-взрывных заграждений, наблюдается значительное улучшение качественного состояния применяемых средств. Эти факты свидетельствуют о том, что противник вышел на новый уровень минной войны.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев