ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ГРАНАТОМЕТЧИКОВ (Часть 2)
Стакан с токопроводящим штырем вставляли на штатное место, затем обрезали провод до 10 см (стакан, в который вставлялась РЦ-63, удалялся), а остальную часть провода подсоединяли к «контейнеру» с «пальчиками». Крепили на кронштейн прицела – и готово!
Самый последний вариант подсказали офицеры, которые проходили службу в Ираке. Гранатометчики 7-й бригады использовали батарейки от наручных часов…
ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ «НОЧЕРОМ»
О ночных прицелах типа 1ПН34, 1ПН58 и 1ПН51М1 можно говорить долго и нудно: об их габаритах и весе, аккумуляторах и ящиках к ним и т.д. Для общего развития эти прицелы мы, конечно, изучали, но до применения дело не дошло.
Стреляли, как описывалось выше. Для подсветки цели перед ней ставили цинк с опилками, обильно политыми соляркой. Огонь освещал мишень и… После нескольких выстрелов кто-нибудь из обучаемых обязательно попадал в «цинк».
Искры, зарево.
Мат, пинки ногами и поиск новых опилок.
В итоге мы перешли к упомянутому выше способу – использованию отработанной резины колес от грузовых автомобилей в качестве мишеней. А что, цель вполне надежная – горит долго, устойчиво (даже в плохую погоду) и до утра.
Нередко мы на ночных стрельбах вообще ничего не поджигали, а использовали осветительные ракеты, благо на складе РАВ получали необходимое количество РСП и РОП. При выстреле ракеты стрелок должен был за время ее горения найти и поразить цель. Тем не менее, здесь возникли проблемы. Опробовав данный способ, офицеры убедились, что поле зрения ПГО явно недостаточно, при полной темноте светящаяся сетка слепила глаза. В то же время при загорании ракеты глазам необходимо некоторое время для адаптации. Но, пока глаза привыкают, ракета гаснет. Сделали заключение, что наблюдать и проводить грубую наводку необходимо левым глазом и только при загорании ракеты открывать правый глаз для прицеливания и производства выстрела.
Стрелки в полной темноте снаряжали гранату, заряжали РПГ и изготавливались к стрельбе. Какую конкретно ракету будут запускать (осветительную или сигнальную), им не сообщали. Гранатометчик должен был реагировать только на осветительные ракеты. А чтобы боец по звуку выстрела не смог определить, что именно запустили, вокруг него (естественно, не позади сопла!) довольно активно шумели. Правда, после первого выстрела он все равно ничего не слышал…
Ракету РСП-50 устанавливали на разную высоту загорания, что позволяло корректировать время горения и соответственно изменять для обучаемых задачи по поиску и поражению целей.
Использовали и прием, когда помощник гранатометчика давал целеуказание с помощью 15-мм приспособления отстрела сигнальных патронов (ПОСП-15). В зависимости от их цвета (желтый, красный, зеленый) и задачи гранатометчикам ставили различные.
ВЫСТРЕЛИТЬ МОЖНО МГНОВЕННО…
Изготовка к стрельбе отрабатывалась, как указано в НСД. Мы пробовали вносить разные элементы, но из всего опробованного осталось только действие, когда стрелок не снимал РПГ с плеча, а, действуя правой рукой, брался за патрубок и тянул его вперед-вверх, на уровне поясницы перехватывал рукоятку для удержания и одновременно опускался на правое колено (фото 3). Дульная часть при этом описывала дугу и через мгновение оказывалась направленной в сторону стрельбы.
При передвижении на местности мы не учили стрелков переносить РПГ на плече или ремне. Гранатомет удерживали правой рукой за основную рукоятку, а левой рукой – за место соединения гранаты со стволом (во избежание выпадения гранаты). Получалось как бы «в обхват», гранатомет находился под мышкой (фото 4). Выстрелить из такого положения можно всегда и практически мгновенно. Да, конечно, точность приближенная, как говорится, «в ту сторону». Зато реакция на ситуацию убедительная. На любой местности. Проверено.
…А НА МОРОЗЕ НЕ ПОДВЕДЕТ «ЛИПУЧКА»
Сумку для переноски гранат (портплед) никогда не носили на двух лямках, а использовали только одну лямку и носили портплед на левом плече . Гранаты переносили, как указано в НСД. Хотя, конечно, в плохую погоду их переносили с привинченным стартовым зарядом. Гранаты укладывали головной частью вниз, а на стартовый заряд надевали полиэтиленовый пакет из укупорки.
В сырую погоду (дождь, мокрый снег) убедились в том, что лямки застежек на клапанах портпледа деревенеют и с трудом вытаскиваются из полуколец. А если еще и мороз, то они вообще примерзали. Тогда мы применили текстильные застежки («репейник», «липучка»). Аналогично переделали и сумки для прицелов. Такие застежки держат надежно в любую погоду, а работа с ними занимает мгновения.
От использования РД-54 в качестве портпледа отказались: при положении рюкзака «по-боевому» гранаты торчат, как стрелы у лучника, крепить их нечем, а при положении «на десантирование» выход из машины затруднен. Кроме того, достать гранату можно с трудом – стрелок выкручивается, как уж, стараясь захватить стартовый заряд .
В «ЭКЗОТИКЕ» НЕТ СМЫСЛА, А БЕЗ ОПТИКИ МОЖНО ОБОЙТИСЬ
При работе с ПУС стрелки перевыполняли все нормативы, но здесь тоже возникали сложности. Имитатор порохового заряда имеет широкую внутреннюю резьбу, и навинчивать его легко (фото 8), даже зимой. Однако резьба слетала практически мгновенно, так как имитатор сделан из алюминия, и он отваливался, ничем не удерживаемый. Поэтому стрельбу из ПУС мы вели без имитатора.
Когда начали использовать штатный (инертный) боеприпас, норматив не выполнялся вообще, из-за того, что с первого раза попасть резьбой стартового заряда в резьбовое соединение гранаты удавалось не сразу (фото 9). Нашли следующий выход из положения: стали обрезать тубус стартового заряда на 10 см и надевать его на двигатель – в результате вторая половина обрезка играла роль направляющего для стартовика. Одной рукой удерживали гранату с насадкой, а другой накручивали. Обрезок снимали при заряжании (фото 10).
От всех «экзотических» вариантов, прочитанных в СМИ, отказались. Например, бензин вливать в головную часть. Жизнь дороже. Или обрезки проволоки на гранату скотчем или бинтом наворачивать… Конечно, кое-что мы пробовали: заливали в инертные гранаты воду или макеты тротиловых шашек к ним привязывали и даже дымовую гранату прикрепляли (для полноты эксперимента по произвольной теме «постановка дымовой завесы»). В результате убедились в том, что вся эта лабуда изменяла баллистику гранаты до неузнаваемости.
Спорный вопрос и об использовании оптических прицелов к гранатомету. Если посмотреть фотографии в печатных СМИ и телерепортажи из различных «горячих точек», то четко прослеживается отсутствие у противоборствующих сторон оптики. Это можно понять: прицел – вещь хрупкая (у нас тоже имел место обрыв оптической части ПГО). Поэтому мы решили работать с механическим прицелом. Кстати, интересный вопрос – кто из командиров хоть раз считал ширину предохранителя мушки и ее основания и какова ее (мушки) кроющая величина?
Механический прицел стоит практически на осевой линии РПГ, поэтому стрельбу проводили с двух рук. В бою всякое может случиться. Например, гранатомет висит на правом плече. И спасительный угол здания тоже находится справа, а стрелять надо именно за угол вправо. В такой ситуации неопытный стрелок высунется полностью (если он не левша), всем силуэтом, подставляя себя под огонь. Зато соответствующим образом обученный гранатометчик «покажет» противнику лишь полголовы, РПГ и часть рук.
НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ РАСПИЛИЛИ ГРАНАТУ
На стрельбах мы использовали гранаты разных типов, которые имелись на складах. Кроме ТБГ-7В, ОГ-7 и боевой ПГ-7ВР, таких в наличии не было. Где-то на больших складах и базах они, конечно, хранились (происшествие в Новобогдановке, под Мелитополем, показало, что такие гранаты там были), но к нам не поступали. Вероятно, из принципа «не дай бог!». Наверное, для войны с марсианами их берегли…
Подобных казусов достаточно. Например, много мороки было с инертными гранатами типа ПГ-7ВР. Гранаты-то выдали, а прицелы остались старые, ПГО-7В2. В результате получилась следующая картина: куда целиться – в общем-то понятно, а вот как целиться – непонятно… Прицелы пришли чуть позже.
Но это еще не все. Так как с гранатами не выдают техописание (перелистаем внимательно НСД по РПГ), нам пришлось на собственном опыте изучать эти «дубины» – вес, скорость, дальность полета, калибры и все остальное. Таблицы чертили. Конструкцию ПГ-7ВР в общем смысле понимали, но не более, чем в общем… Пришлось одну гранату распилить вдоль! Ни-че-го себе пособие! Когда дело дошло до Интернета, «откопали» нечеткий разрез гранаты, «обмозговали» и перенесли на лист ватмана.
Сильна армия, ничего не скажешь…
В конце концов плюнули на запрет использования РПГ-7Д. Благо, они появились в подразделениях. Помня историю с гибелью курсанта, офицеры сняли с «дэшек» ремни и, в «надцатый» раз проверив исправность механизма блокировки и опробовав гранатометы лично, составили акт технического состояния. Закрыв этим актом свои «пятые точки», начали стрелять с личным составом. Контроль ужесточили. И ничего. Нормально.
СОШКИ – НЕ «МЕЛОЧЬ»
У командиров, которые имеют возможность достать сошки для РПГ, появляется отличная возможность разнообразить процесс обучения. Сами по себе они являются отличным средством удержания ствола в жестком положении. Необходимо только «обуть» их «ноги» в резину, чтобы предотвратить скольжение (на камнях, в зданиях).
Если начальник РАВ ваш «кум» и вам не жаль имущества, можете сделать следующее. Спилите выступ (для правши – правый, для левши – левый), который не допускает проворота «ног» сошек, и проверните одну из них под углом 45° относительно ствола РПГ . В результате одна нога сошек станет основным упором, а другая – дополнительным упором на неровностях.
Стоит еще отметить такой принципиальный момент – мы никогда в ходе обучения не проводили стрельбы с использованием сошек из положения лежа при высоте травяного покрова выше 30 см. Во-первых, максимальное положение сошек заставляет стрелка буквально «висеть» на гранатомете. Во-вторых, из-за травы ничего не видно. В-третьих, есть вероятность касания перьями стабилизатора той же травы. Что будет в таком случае, нетрудно представить…
«ШАЙТАН-ТРУБА» – В ЧЕХЛЕ, МИШЕНЬ-НА СПИНЕ…
В полевых условиях, когда необходимо было провести выверку ПГО, а штатный диоптр отсутствовал (что очень печально!), мы применяли те же тубусы от стартовых зарядов. Длинную часть разрезали вдоль и вставляли в канал ствола. Аккуратно наносили разметку, делали надрезы и устанавливали нити. В отрезанном дне протыкали отверстие диаметром 2 мм и без перекосов вставляли в сопло. Выверка проходила быстро и безболезненно (фото 13, 14).
Обычно в подразделениях никто не носит с собой выверочную мишень. Хорошо, когда на полигонах оборудовано специальное место для выверки (фото 15, 16), а если таковое отсутствует? Тогда один из вариантов: нанесение разметки мишени на тыльную сторону портпледа для трех гранат. Полный круг не нужен. Самое главное – правильно нанести большой и малый кресты. Такую мишень можно крепить к чему угодно и где угодно, хоть на спине товарища. Лучшее средство для нанесения рисунка – нитрокраска. Но более дешевый способ – крем-краска для обуви: водоустойчиво, стойко к истиранию и долговечно (фото 17).
Про выверку механического прицела можно не упоминать. В подразделениях механические прицелы гранатометов ремонту не поддаются.
Еще одна рекомендация – обшить гранатомет, использовав подручные материалы, сделав своего рода чехол. Тем более что особого труда это не составит. Гранатомет в «обшивке» приобретает весьма загадочный вид. «Шайтан-труба» практически не видна. Чехлы не только маскируют оружие, но и защищают его от пыли.
Извечная проблема – при полноценной боевой подготовке гранатометчиков у них наблюдается частичное снижение слуха. Обыкновенная вата в ушах и открывание рта во время выстрела помогают мало – все равно ощущение такое, будто открытой ладонью по ушам получили.
Пробовали многое: мокрую вату, гильзы автоматные, поролон и т.п. Толку мало. В конце концов офицеры просто купили себе противошумовые наушники, а солдаты стали заворачивать в кусочек ткани пластилин и обжимать его в ушной раковине. Помогало. Но только при выстреле. После него солдат все равно чувствовал себя «малость глушеным»…
СТРЕЛЯЯ ИЗ ПОМЕЩЕНИЯ, ПОМНИТЕ О ДАВЛЕНИИ!
При стрельбе в ограниченных пространствах всегда надо помнить о реактивной струе. Скорость ее истекания, длина, температура и давление практически не оставляют вариантов остаться стрелку не поврежденным, если он не выполняет «железных» правил. Не буду перечислять банальные истины при стрельбе из окопа, обращу внимание на то, о чем нередко забывают при обучении. Это избыточное давление, если гранатометчик стреляет из помещения.
Здесь нужно всегда помнить следующее. Для безопасного выстрела необходим засопловый объем не менее 23–25 м3, а расстояние до задней стены должно составлять не менее трех-четырех метров. Понятно, что в бою никто не будет бегать с линейкой и считать объем по формуле… Тем не менее, можно научить личный состав наглядно и быстро определять примерный объем помещения методом сравнения. Один из вариантов – показать стандартную 240-литровую бочку. Ее объем равен 0,24 м3. Мысленно «поставив» такую бочку в помещение, можно довольно точно (в боевой обстановке) оценить объем помещения. Расстояние определяется шагами или глазомерно.
Второй вариант – это определение диагонали между противоположными углами. Расчеты показывают, что, если длина диагонали составляет не менее 5,5 м, объем комнаты будет соответствовать условиям стрельбы, то есть тем же 24,5-25 м3 (фото 18).
СОВЕТЫ «ВДОГОНКУ»
О подготовке самого руководителя занятий (инструктора) здесь упоминать не буду, это отдельная тема для разговора. Если офицер и его командование действительно заинтересованы в результате, значит подготовка будет, несмотря ни на какие проблемы. Ну а если это никому не нужно… Уж лучше вообще никак, чем как попало.
В завершение хочется дать несколько советов командирам:
1. Никогда не считайте гранатометчиков последними людьми в подразделении. Принцип: если дурак, возьми гранатомет – это принцип недалекого командира. Такое недопустимо.
2. Старайтесь, чтобы гранатометчики подразделения образовали микрогруппу. Им есть чем поделиться друг с другом. А у вас будет небольшой и, можно надеяться, обученный и сильный огневой «кулак», будь то проверка или реальный бой.
3. Закрепите в подразделении одного офицера за гранатометчиками, не менее чем на учебный период (год). Он же будет лично отвечать за подготовку специалистов (с командира ответственность не снимается) и за техническое состояние гранатометов, оптики, ПУС и УМБ. Заведите на гранатометчиков отдельный журнал боевой подготовки. Зная объем документации, можно предвидеть недоумение по этому поводу. Но подготовка и практическое применение гранатометчиков существенно отличаются от подготовки обыкновенных стрелков.
4. Даже если гранатометчик один в подразделении, все равно выводите его на стрельбы. Да, ему лично надо уделить время, причем очень большое. И результат придет не сразу. Но об этом результате и о затраченных силах вы не пожалеете.
5. Подбор стрелков начинайте сразу по прибытии молодого пополнения. Не ждите, когда вам дадут «на тебе, Боже, что нам негоже».
Успехов!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев