Толкования на Исх. 20:12
Свт. Филарет (Дроздов)
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
Как Священное Писание учит относиться к родителям?
Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак. 12:43-44; Иер. 35:18-19; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).
Насколько тяжек грех непочтения к родителям?
Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21:16).
Почему к пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия?
Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.
Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия?
Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир. 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном.
Почему в заповедях о любви к ближним прежде всего упоминаются родители?
В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.
Кого, кроме родителей, следует нам почитать?
В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.
Кто для нас может быть вместо родителей?
Вместо родителей для нас являются: отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях.
Как Священное Писание говорит о почтении к государю?
Священное Писание так говорит о почтении к Государю: Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13:1-2). Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч. 24:21). Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:17).
Как далеко должна простираться наша любовь к государю и отечеству?
Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15:13).
Как Священное Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным?
Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр. 13:17).
Как Священное Писание говорит о почтении к старшим по возрасту?
В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер (1 Тим. 5:1-2). Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего (Лев. 19:32).
Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям?
Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51).
Кого ещё следует почитать подобно родителям?
Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. Учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. Начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. Судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. Начальники военные.
Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим?
В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7).
Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам:
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф. 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:8).
Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми?
Священное Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).
Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?
Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).
Как Священное Писание говорит об обязанности начальствующих и владеющих?
Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол. 4:1).
Как следует поступать, когда требуют от нас противного Священному Писанию?
Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.
Как называется добродетель, которую требует от нас пятая заповедь?
Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О пятой заповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли
(Втор. 5:16; Мф. 19:19). Ибо чрез них Бог даровал тебе жизнь, и после Бога они виновники твоего бытия. Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе. А если они будут тебе препятствовать (служить Богу), особенно если они будут действовать ко вреду истинной и спасительной Веры, держась чуждых ей мнений, не только убегай, но и возненавидь их, и не их одних, а и всех родных, всех друзей и близких, все твои члены со всеми их похотениями, самое тело твое с его расположением к страстям, памятуя слова Христовы: «аще кто… не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, еще же и душу свою,… и не приимет… креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Лк. 14:26, 27; Мф. 10:37; Втор. 13:6; Втор. 33:9).
Так сказано об отцах, друзьях и братьях по плоти. Но присных в вере, н...ЕщёСвт. Григорий Палама
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли
(Втор. 5:16; Мф. 19:19). Ибо чрез них Бог даровал тебе жизнь, и после Бога они виновники твоего бытия. Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе. А если они будут тебе препятствовать (служить Богу), особенно если они будут действовать ко вреду истинной и спасительной Веры, держась чуждых ей мнений, не только убегай, но и возненавидь их, и не их одних, а и всех родных, всех друзей и близких, все твои члены со всеми их похотениями, самое тело твое с его расположением к страстям, памятуя слова Христовы: «аще кто… не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, еще же и душу свою,… и не приимет… креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Лк. 14:26, 27; Мф. 10:37; Втор. 13:6; Втор. 33:9).
Так сказано об отцах, друзьях и братьях по плоти. Но присных в вере, не препятствующих спасению, почитай и люби. Если же ты обязан почтением и любовию плотским отцам, то тем более – отцам, родившим тебя духовно. Из бытия они пересоздали тебя в благобытие, озарили светом ведения, возвестили откровение истины, возродили банею пакибытия, окрылили тебя надеждой воскресения, бессмертия, нескончаемого царствия и наследия и соделали тебя из недостойного достойным вечных благ, из земного – небесным, из временного – вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположения и рекшего: «отца не зовите себе на земли,… ни наставника,… един бо есть Отец ваш»… и наставник Христос (Мф. 23:8-9).
Итак ты обязан духовным отцам (Евр. 13:17; Евр. 7:24) всякою любовию и честию, так как почтение к ним относится ко Христу и Всесвятому Духу, в Котором ты восприял сыноположение, и к пренебесному Отцу, от «Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется» (Еф. 3:15). Потщись же во всю жизнь иметь духовного отца, открывай ему все согрешение и всякий помысл и принимай от него исцеление и прощение. Ибо отцам духовным дана власть вязать и разрешать души, и все, «что свяжут… они… на земле, будет связано… и на небе, а… что разрешат… они… на земле, будет разрешено на небесах» (Ин. 20:23; Мф. 16:19; Мф. 18:18; Иак. 5:16).
Такую благодать и власть они прияли от Христа. Посему беспрекословно покоряйся им, чтобы не сделаться тебе виновным в погибели собственной души. Ибо если прекословящий родителям по плоти в тех предметах, которые не возбранены законом Божиим, повинен смерти по закону (Исх. 21:16; Мф. 15:4), то прекословящий духовным отцам не отгоняет ли от себя, тем более, Духа Божия и не губит ли собственной души? Посему следуй внушениям твоих отцев духовных и будь покорен им, чтобы спасти свою душу и соделаться наследником вечных и неистленных благ.
Изъяснение десяти заповедей.