Легенд и
таинственных историй в Сибири хватает. И одна из самых интересных это легенда о
старце Федоре Кузьмиче. Согласно этой легенде император Александр I инсценировал свою смерть и стал старцем
Федором Кузьмичем. Легенда обросла всевозможными фактами, догадками и
совпадениями, и надо сказать, историки до сих пор не могут прийти к единому
мнению. Хотя сейчас, когда ДНК, может поставить окончательную точку в этих
спорах, похоже, никто почему-то ставить её и не собирается. Может потому, что с
легендами жить намного интереснее? Вот веди и Лев Толстой встречался и
разговаривал с Федором Кузьмичем и даже книгу написал, но так до конца и не
открыл миру, узнал он в старце Императора или нет. Великий писатель умел «блюсти»
интригу.
… Император
Александр I Благословенный умер в Таганроге 19 ноября 1825 года, в в этом доме
Он и сейчас
цел-целехоник, стоит на ул. Греческой 40.
И сразу же
смерть Императора обросла слухами и разнообразными версиями. К слову сказать,
их набралось до 51 –одной. Но как-то со временем все версии отпали, осталась
только одна, что стал Александр Благословенный божьим человеком, и жил тихо и
незаметно в Сибири в качестве старца Федора Кузьмича. Нашлись и те, кто видел как
в день смерти Александра I как Таганрог покидал человек в простой одежде, прикрывая
свое лицо. Но то, что он похож на только что усопшего Императора, все-таки
успели разглядеть.
Дальше следы
«старца Александра» теряются, а старца Федора Кузьмича еще не появляются. Разве
только вот такой факт, будто бы Николай I. , вступивший на престол после
Александра I, посетил Саровскую пустынь и там долго беседовал с каким-то послушником
Федором или Феодором. Саровская пустынь это мужской монастырь, основанный в
начале 18 века в г. Саров( сейчас Нижегородская область)
Место это
известно тем, что там находился преподобный Серафим Саровский
Есть
неподтвержденные свидетельства, что Александр I до своего отъезда в Таганрог посетил
Саровскую пустынь и беседовал с Серафимом Саровским, и будто-то бы тот его на
что-то благословил…
Старец Федор
Кузьмич появляется на исторической сцене в 1836 году. Он вызвал подозрения у
кузнеца, который подковывал его лошадь(коня) Чем? А, обходительными манерами и
уклончивыми ответами. Случилось это в Пермской губернии, в Красноуфимском
уезде. Куда точно собирался ехать странный путешественник в крестьянской одежде
и на красивом коне не известно, скорее всего, у него самого не было точного
маршрута. Кузнец стуканул куда надо и путника арестовали. Объявили его
бродягой, хотя какой же он бродяга, если на коне? Может кузнец на коняшку-то и
обзарился, хороший, говорят, конек то был.
Ну, как то
бы ни было, бродягу осудили и отправили в Сибирь в Мариинский уезд Томской
губернии. Правда, он единственный, кого в кандалы не заковали- так ведь божий
человек. А странник назвался Федором Кузьмичем и был приговору рад, видимо от
того, что за него решили, куда ему все-таки ехать.
Когда партия
ссыльных прибыла в Томск
Старца поселили
при Краснореченском винокуренном заводе, где он прожил 5 лет. Местный казак
Семен Сидоров из добрых чувств к старцу построил ему келью избушку в станице
Белоярской.
Позже, получив свободу передвижения, он стал странствовать
по деревням Мариинского уезда. Обучал детей грамоте, истории, священному
писанию, рассказывал интересные истории. Его почитали за праведную жизнь,
обращались за советом. Вот, наверное, в этот период и появляется легенда о его
царственном происхождении. Стали появлятся люди, которые опозновали в старце
усопшего Императора, например, казак Березин. Он служил в Петербурге и
неоднократно видел Императора Александра. Но самое интересное свидетельство
казака Черкашина. Нет, он сам не видел Императора, да и Федора Кузьмича тоже.
Но он утверждал, что знал священника Ионна Александровского, который за что-то
был выслан из С-Петербурга в Сибирь. И вот он поведал Черкашину, что когда он
увидел Федора Кузмича, то вмерз в землю как ледяной стоб, перед ним стоял
Александр I Благословенный.
В период своих странствий Федор Кузмич познакомился с
томским купцом Семеном Феофановичем Хромовым
Который уговорил
его поселится у себя в доме в Томске. Вот в этом доме на ул. Крылова26
Я не знаю,
как этот дом выглядит в 2017 году, но в 2012 он выглядел так. Проживал старец
на загородной купеческой заимке( пос. Хромовка в черте города Томска)
Или во
флигеле городского дома
Умер старец
в 1864 году, похоронен был в Томском Алексеевском монастыре, построенным еще в
17 веке. А на месте , где стояла келья старца забил родник, который до сих пор
считается целебным. Купец С. Хромов, боготворивший старца основал там
Федоровский мужской монастырь. Позднее он вошел в состав Богородице-Алексеевского
монастыря.
А на могиле старца в 1904 году была поставлена
часовня.
Наш последний
Император Николай II посещал монастырь и все памятные места, связанные с Федором
Кузьмичем. Он очень хотел возвести там каменную церковь и сиротский приют. Были
уже выделены деньги и получено разрешение на строительство, но помешала Первая
мировая война.
После
Октябрьского переворота могилу старца разорили, а в часовне устроили туалет. В
1984 году Федор Кузьмич был канонизирован Русской Православной церковью, а в 1995
году начались поиски останков старца. А где их искать? Правильно, на месте
часовни. А там, пардон, отхожее место. И пришлось местным энтузиастам лезть в
выгребную яму, доставать косточки и отмывать их. Мощи сложили в специальный
сосуд, который поместили в Казанской церкви Алексеевского монастыря
Часовня была
восстановлена в 1997-98 по первоначальному проекту и на прежнем фундаменте.
А вот с
захоронением самого Александра I не все так ясно. Еще с конца 19 века стали ходить слухи, что
саркофаг пуст. А уж во время Октябрьского беспредела, выяснилось, что да,
действительно- пуст. Сразу скажу, никакими документами сей факт не подтвержден.
Во время выступления в музее им. А.С. Пушкина историка Натана Эйдельмана
прозвучало, что, было решено конфисковать все ценности из саркофагов царствующих
особ , естественно для благой цели (голодающие Поволжья). Захоронения эти
находятся в Петропавловском соборе
Так вот,
когда вскрыли саркофаг Александра I , то он к сожалению для присутствующих
при этом осквернении, оказался пуст. Известно это стало со слов Луначарского.
Самое интересное что и тогда ( в советское время) и сейчас проверять этот факт
никто не торопиться. А ведь представитель церкви совсем не против. Так архиепископ Томский и Ростислав Асиновский в 2008 году
заявили, что одобряют идентификацию останов старца Федора Кузьмича.
Ну, и на
последок скажу, что на Южном Урале есть пещера, окутанная всяческим тайнами-Игнатьевская
пещера.
Так вот, в
ней по легенде, проживал старец Игнатий, в келье расположенной прямо в пещере ,
и его тоже… называют перевоплотившимся Александром I. И все по тем же причинам, грамотен,
говорил по французски, рассказывал о царском дворе и войне 1812 года- все как
под копирку. Только судьба его другая. Умер он в одиночестве и долго лежал в
пещере, не подвергаясь тлению. Знали про Игнатия и большевики, и даже собрали
экспедицию для проверки. Состояла она преимущественно из чекистов. Что они
хотели найти в Уральской пещере- не понятно. Но когда чекисты вошли в пещеру,
часть её, где была келья, обвалилась, на глухо замуровав и келью, и старца. Так
гласит легенда.
Вяземский
сказал про Александра I « СФИНКС НЕ РАЗГАДАННЫЙ ДО ГРОБА». А мы добавим и после
смерти тоже.
Еще до вступления на престол Александр писал своему воспитателю Лагарпу, что не хотел бы русского престола, а хотел бы жить частным образом где-нибудь на берегах Рейна. Но на трон все же взошел. Пытался осуществить реформы в либеральном духе, но мало встретил сочувствия в русском дворянстве - те считали и крепостное право и самодержавие незыблемыми как и все привилегии, дарованные Екатериной II и восстановленные Александром. Разочаровался император во всех своих начинаниях. Возможно и декабристов не трогал потому. что думал, что они смогут то, что он не смог...Да, легенда очень красивая и хочется верить...
И еще - где-то в конце 80-х гг. криминалистами была проведена подчерковедческая экспертиза. Вывод - скорее всего оба образца написаны рукой одного человека...
Комментарии 5