В этот день после уроков я вернулся домой очень огорченным. Я был огорчен тем, что мне нужно было написать сочинение на тему «Репрессия народов Чечни и Ингушетии». Тогда, будучи школьником, переполненным желанием «не учиться», потому что это «скучно», я расстраивался любому домашнему заданию. И я даже не подозревал, что это сочинение, а точнее, материал для его написания перевернет всю мою жизнь и отношение к ней. Я попросил дедушку помочь мне в этом. Неохотно уселся рядом и стал расспрашивать его, делая вид, что мне и вправду всё интересно. Когда он начал рассказывать всё по порядку, я уже перенесся в те далекие времена и уже видел всё своими глазами, становясь очевидцем всего, что ни в одном фильме не видел.
В те далекие времена, когда дедушка был маленьким, не имеющим забот мальчиком, в Чечню приехали солдаты, которые «устали» на войне, «героически защищая родину», и якобы приехали отдохнуть на Кавказ. Чеченцы, которые славятся своим гостеприимством, приняли их должным образом. Казалось, что и солдаты со своей стороны были очень вежливы. Всегда принимали во внимание наши обычаи и относились с уважением. Помогали в хозяйстве, интересовались обычаями, якобы восхищаясь ими. Вошли в доверие так, что даже самые осторожные, относящиеся к ним с подозрением люди, переменились. И в то холодное утро, когда всех мужчин собрали в центре населенного пункта, якобы на собрание, солдаты сбросили свои маски вежливости. В тот день по всей Чечне была одна и та же картина. Не ожидавший подобной подлости от столь вежливых гостей народ был застигнут врасплох.
Расписывать подробно этот эпизод я не буду, поскольку каждый знает это в подробностях.
И вот дед уже дошел до той части рассказа, когда высланные чеченцы, еле удерживая душу в теле, доехали, вкусив сполна боль страданий и горечь потерь. После уже как-то обустроились и начали привычную для себя борьбу за выживание. В то время как взрослые денно и нощно были озабочены завтрашним днем своих детей, у вторых были свои собственные заботы. Будучи девятилетним мальчиком, дедушке ничего не оставалось, как чем-то отвлечься от тоски по далекой Родине. Тем более, уже суровая зима позади. Он слышал от ребят, как на никем неохраняемом, видимо, ничейном участке, что расположен за рекой, они объелись персиками.
Думаю, никто не нуждается в разъяснении, какой заманчивой является эта затея для детей, которые с того злосчастного дня не ели ничего подобного. Тем более, что дедушкин младший четырехлетний братишка с нетерпением уговаривал старшего, в его глазах уже взрослого брата. Пока взрослые не видят, братья вышли, не подозревая, что до наступления ночи времени осталось мало. Подойдя к реке, братья оказались перед бревном, которое служило мостом. Присев на бревне так, что ноги свисали, они перебрались на тот берег. Радости детей не было предела, когда их взору предстала картина, ради которой они прошли путь, долгий даже для взрослых.
Увлеченные персиками, они не заметили, как небо помрачнело. Только тогда дедушка спохватился. С карманами, полными персиков, чтобы порадовать домашних, двигаться было труднее. Добравшись до реки, в темноте, источником света была лишь луна, они увидели, что уровень воды в реке поднялся, на виду была лишь небольшая часть бревна. Испуганный дедушка пытался скрыть свой страх от младшего брата, который чувствовал себя в безопасности рядом со старшим. Они, как и раньше, присели на бревно и начали перебираться. Мало того, что ноги были в жутко холодной воде, дул еще и холодный, пронизывающий ветер. Передвигаясь впереди, у дедушки в голове было только одно — красивое детское лицо младшего брата, который без тени сомнения доверил ему свою жизнь и был уверен, что брат не даст ничему плохому случиться. С каждой секундой он всё сильнее жалел о том, что взял брата с собой. Вдруг его тревожные мысли прервал отчаянный, такой родной детский голос, который звал брата на помощь. Он звал брата, до последнего надеясь, что старший брат придет на помощь. Но что мог сделать девятилетний мальчик, не умеющий плавать в реке при таком сильным течении, что даже взрослого уносит. Дедушка в последний раз видел отдаляющееся личико своего младшего брата. Его сердце разрывалось, слыша крик брата, и он не в силах ему помочь.
Тут голос дедушки вздрогнул, он сказал, что по сей день слышит голос брата, который зовет его. И в этот момент я понял, что у меня по щекам бегут слезы. Я представил лицо его брата, будто сам был там, слышал его голос и мое сердце сжалось. Лица дедушки я не видел, потому что не решался посмотреть. Но одно я знаю точно — это тот случай, когда слезы мужчины вполне оправданы.
Тут прозвучал Азан (призыв на намаз), мелодичный голос которого доносился эхом, дотрагиваясь до израненного сердца деда и моего, которое чувствовало почти то же самое. После намаза мы вновь приступили к рассказу. Но про тот случай дедушка сказал лишь, что его брата так и не нашли. Он рассказал о том, как они тайком от взрослых забирались в охраняемые пшеничные поля, когда пищи не могли добыть даже взрослые. Взрослые ругали их. Хоть они и не знали, откуда добро, но догадывались, что дети это не заработали. Но от безвыходности готовили из принесенного детьми.
Даже будучи детьми, они обладали разумом и совестью, которых лишены некоторые взрослые сегодня.
С одной стороны, их мучила совесть, что они залезли на чужое поле. Хотя они и не думали, какой ущерб нанесут несколько детишек полю, конца которого даже не видно, они были воспитаны со всей строгостью наших обычаев и справедливыми законами ислама. С другой стороны, желание увидеть радостные улыбки на лицах взрослых и почувствовать, что и они приносят пользу, было еще сильнее.
Однажды несколько сторожей, сидевших верхом на конях, заметили детей и поскакали за ними. Несколько детей убежало. Но дедушка зацепился за что-то и упал. Бежавшая впереди сестра, которая была чуть старше, увидев, что брат за ней не бежит, остановилась. Она спряталась, пригнувшись в пшенице, ожидая, что брат догонит ее, когда всадники уйдут. Один из всадников спрыгнул с коня, поднял мальчика за ногу и со всей силой начал бить его о землю. Хрупкий детский организм не выдержал такого испытания, были повреждены внутренности и изо рта хлынула кровь. Увидев это, всадник бросил неподвижное тело ребенка на землю. Второй крикнул, что мальчик мертв, и испугавшись, они умчались. По воле Аллаха дедушка остался жив. Но это был не конец испытаний тяжелого детства. И рассказ дедушки на этом не закончился. Но его целиком расписывать слишком долго.
Из его рассказов я понял, что даже дети, у которых была, казалось бы, беззаботная жизнь, пережили столько, сколько ныне взрослые бы не выдержали.
А ведь это история только одного человека. А сколько еще было детей, чье детство было столь тяжелым, но несмотря на это, они остались истинными чеченцами, прежде всего — мусульманами, не искали себе оправданий в тяжелом детстве. Мне было стыдно, что я с такой неохотой сел слушать рассказ дедушки. И впервые всерьез задумался о том, что мы обязаны знать и помнить эту страшную страницу в истории Чечни и Ингушетии. «Народ, забывший свою трагедию, обречён пережить её вновь».
Хизра Хаджиматов, студент ГГНТУ


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев