;
821, Нишапур — 875, Нишапур) — исламский богослов, хадисовед и правовед. Автор одного из самых авторитетных сборников хадисов — Сахих Муслим . Занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя сбору хадисов, путешествиям по разным городам. Посетил
Ирак , Сирию, Египет, Хиджаз . Обучался у имама аль-Бухари , Ахмада ибн Ханбаля , Ибн Шихаба аз-Зухри и других богословов. Был учителем у имама ат-Тирмизи , Ибн Хузаймы,
Абу Хатима ар-Рази и других богословов . Составил около двух десятков книг, большинство из которых затрагивают науку о хадисах и их передатчиках .
Биография
Его более полное имя: Асакируддин Абуль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж ибн Муслим ибн Вард ибн Кавшаз аль-Кушайри ан-Найсабури [4] . Историки расходятся в определении даты его рождения. Называется 202 год хиджры (817/818) [5][6] , 204 г. х. (819/820) [4][7] , или 206 г. х. (821/822) [8][5][6] . Он родился в Нишапуре , провинции Хорасан на территории современного северо-восточного Ирана [9] .
Нисба аль-Кушайри указывает на принадлежность к племени Бану Кушайр[10] . По одним данным Муслима происходил из этого племени [11] , а его предки прибыли в Персию во время Арабского завоевания и занимали высокие государственные посты
[12] . По другим данным он был персом возможно, а его предок был вольноотпущенником кушайритов или принял ислам от кушайритов[7] .
С ранних лет Муслим начал изучать хадисы под руководством своего отца, который уделял большое внимание воспитанию и образованию сына. Он также обучался известных в богословов Нишапура (Исхак ибн Рахавейх , Ибн Шихаб аз-Зухрии др.),
Бухары и Самарканда [13] . В последующие годы, для изучения и сбора хадисов пророка
Мухаммеда , он отправляется в страны Ближнего Востока — Ирак , Сирия, Египет,
Хиджаз (зап. Аравия) [14][15] .
Муслим ибн аль-Хаджжадж занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя сбору хадисов, путешествиям по разным городам [9] . В возрасте четырнадцати лет совершил паломничество в Мекку. Находясь в Хиджазе, он встретился с Исмаилом ибн Абу Увайсом (ум. 841-2), Саидом ибн Мансуром (ум. 842) и другими авторитетными местными мухаддисами. Исмаил ибн Абу Увайс считается спорным передатчиком, так как однажды он признался, что устроил диспут между мединскими учеными с помощью сфабрикованных хадисов [16] .
В исламских источниках указывается, что он просмотрел 300 тысяч хадисов, из которых счёл достоверными лишь 12 тысяч[17] . Он обладал отличной памятью[12] . После завершения своей учёбы осел в Нишапуре, где и провёл всю оставшуюся жизнь, обучая людей хадисам. Несколько раз посещал Багдад. Последний визит он совершил за два года до своей смерти [12] .
По словам шейха Абдул-Латифа, Абу Иса ат-Тирмизи и Муслим ибн аль-Хаджжадж были последователями шафиитского мазхаба. Маулана Абдур-Рашид утверждал, что имам Муслим был маликитом. Шейх Тахира Джазари говорил, что имам Муслим не был ни маликитом, ни ханафитом, ни шафиитом, но написанный им «Сахих Муслим» свидетельствует о том, что он больше склонялся к шафиитскому мазхабу[12] .
Умер в месяце 25 раджаба 261-го года по хиджре (875) в Нишапуре. Похоронен в
Насарабаде (пригороде Нишапура) [18] . По некоторым данным причиной смерти послужило переедание финиками. В поисках редкого хадиса, имам Муслим перебирал книги и не заметил, как съел слишком много фиников. В результате чего он заболел и умер[19][10] .
Образование
Сообщается, что он слышал хадисы от Яхьи ан-Найсабури (ум. 839-41), Абдуллаха аль-Канаби (ум. 835-6), Кутайбы ибн Саида (ум. 854) (все трое наиболее известные ученики
Малика ибн Анаса ), Убайдуллаха аль-Каварири (ум. 849), Мухаммада ибн аль-Аля (ум. 862), Усмана ибн Абу Шейбы (ум. 853), Мухаммада ибн аль-Мусанны (ум. 866) и Мухаммада ибн Рафи (ум. 869) [16] . Муслим ибн аль-Хаджжадж присутствовал на лекциях имама Ахмад ибн Ханбаля (ум. 855), Абдуллаха аль-Карри, Кутайбы ибн Саида, Ахмада ибн Юнуса, Абдуллаха ибн Масламы аль-Канаби, Хармалы ибн Яхьи, Али ибн Худжры (ум. 858), Абда ибн Хумейда (ум. 863), Абу Хузеймы ибн Харба (ум. 848), Абу Бакра ибн Абу Шейбы (ум. 849), Абу Зуры ар-Рази (ум. 878), Мухаммада Бундара (ум. 866) и других известных мухаддисов. Всего же, по словам имама аз-Захаби, Муслим ибн аль-Хаджжадж обучался у 222 преподавателей (шейхов) [20] . Среди шейхов Муслима был и Мухаммада ибн Хатим (ум. 849-50), которого подозревают в распространении вымышленных хадисов
[16] .
Муслим регулярно посещал занятия аль-Бухари и поддерживал с ним тесную связь. Интересно, что Муслим ибн аль-Хаджжадж смог встретиться с имамом аль-Бухари именно в своем родном городе Нишапуре
[13] . Известен случай, как Муслим из-за уважения поцеловал лоб имама аль-Бухари и попросил разрешения поцеловать его ноги. Во время гонений имама аль-Бухари, Муслим ибн аль-Хаджжадж публично продемонстрировал, что он не отрекается от своего учителя. Муслим ибн аль-Хаджжадж говорил имаму аль-Бухари: «Тебя невзлюбит только завистник» [10] .
Наиболее известными учениками имама Муслима были Абу Хатим ар-Рази , Ахмад ибн Салма, Абу Иса ат-Тирмизи (автор « Джами ат-Тирмизи »), Якуб аль-Исфараини, Муса ибн Харун [5] , Наср ибн Ахмад аль-Хафиз [20] , Абу Авана аль-Исфараини (автор « Муснад Абу Увана ») [10] , Ибн Хузайма (автор « Сахих Ибн Хузаймы») и другие известные исламские богословы[12] .
Сахих Муслим
Основная статья: Сахих Муслим
Муслим является автором книг по фикху и биографических сводов, посвященных мухаддисам. Самой известной и единственной дошедшей до нас книгой имама Муслима является сборник хадисов
Сахих Муслим[17] . Помимо Сахиха изданы также книги аль-Кунья ва-ль-асма , ат-Табакат и ат-Тамйиз [10] .
Муслим ибн аль-Хаджжадж начал работу над Сахихом в возрасте 29 лет (849 г.) в Нишапуре, завершив её через 15 лет в 864 году [9] .
Сахих Муслим наряду с аналогичной книгой имама аль-Бухари считался у исламских традиционалистов и правоведов одним из самых авторитетных сборников хадисов [17] . Сахих Муслим входит в число шести самых авторитетных суннитских сборников хадисов ( Кутуб ас-ситта ). Сахих Муслима считается вторым наиболее престижная сборник хадисов после Сахиха аль-Бухари и содержит, по большей части, тот же материал, что и труд Мухаммада аль-Бухари
[16] . Эти две книги аль-Бухари и Муслима вместе называются «Сахихейн» (два Сахиха)
[15] . Хадисы, приводящиеся одновременно в обоих Сахихах получили название «согласованные» ( муттафак алейхи) [13] .
По словам имама ан-Навави по чёткости составления Сахиху Муслима нет равных, но «несмотря на такое мнение, сборник аль-Бухари все же достовернее и в нём больше пользы» [21] . В плане составления разделов сборник Муслима превосходит другие сборники хадисов [10] . В странах Магриба некоторое время предпочитали Сахих Муслима, нежели Сахих аль-Бухари. В частности, Ибн Хазм обвинял имама аль-Бухари в том, что тот приводил в своём сборники хадисы с перерванным иснадом
[16] . В отличие от аль-Бухари, Муслим редко приводит версии того или иного хадиса в разных главах [9] .
Из 300 000 хадисов собранных имамом Муслимом, около 4000 тысяч неповторяющихся хадисов были включены им в Сахих [22] . Издание под редакцией Мухаммада Фуада Абд аль-Баки, который пронумеровал хадисы и снабдил их указателями содержит 3033 неповторяющихся достоверных хадиса [16] . Общее же количество хадисов достигает 7563 с учётом семи хадисов, приводимых в предисловии [9] .
Большое значение у Муслима отводится определению цепей передатчиков хадисов ( иснад) — одно из главных требований достоверности хадиса. Он передавал хадисы в точном соответствии с тем, как он их слышал от того или иного передатчика ( рави )[15] .
Он записывал все хадисы, даже если один и тот же хадис отличался у разных людей. В отличие от современников, он придавал большое значение буквальной, а не смысловой передаче хадисов [15] .
Сахих Муслима составлен по типу сборника мусаннаф, то есть хадисы в нём расположены по определенным темам ( аля-ль-абваб ). Всего в Сахихе 52 раздела (например, о браке, о правилах наследования, о жертвоприношении, о пророках, хадисы этического и медицинского содержания) [17] . Как отмечает Кади Ийяд , первый хадис, приводимый в каждой разделе, выступает в качестве основы, а остальные играют роль комментария к нему[9] .
Хадисы исторического и биографического содержания позволяют считать Сахих Муслима историческим источником[17] .
Труд предваряет важное вступление (Китаб аль-иман), в котором автор излагает принципы, которыми он руководствовался при отборе материала. Во введении каждого раздела имам Муслим раскрывает правовое значение заключенных в нём хадисов. Таким образом его можно считать не только мухаддисом, но и правоведом[15] .
Толкование к Сахиху писали такие богословы как имам ан-Навави , ас-Суюти и
Кади Ийяд . Ниже приведён список толкований Сахиха Муслима:
Аллама Гулам Расул Саиди «Шарх сахих Муслим»;
Ибн ас-Салах «Сияна Сахих Муслим»;
Кади Ийяд «Икмаль аль-мулим би-фаваид Муслим»;
Мухаммад ибн Халифа «Икмаль икмаль аль-мулим»;
Мухаммад Таки Усмани «Такмилат Фас аль-Мульхим»;
ан-Навави « аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим »[9] ;
ас-Суюти «ад-Дибадж аля Сахих Муслим» [10] ;
аль-Хумайди «Тафсир аль-гариб ма фи ас-Сахихейн»;
Шаббир Ахмад Усмани «Фас аль-Мульхим».
Для удобства пользования Сахихом в разное время было составлено несколько сокращённых вариантов, в которых опускались цепочки передатчиков хадисов. К числу лучших из них относится «Мухтасар Сахих Муслим» Абдул-Азима аль-Мунзири (1185—1258) [9] .
Некоторые богословы объединяли сборники хадисов аль-Бухари и Муслима, наиболее известные из которых:
«Аль-Джам байна-с-Сахихайн» Мухаммада аль-Джаузаки (ум. 998);
«Аль-Джам байна-с-Сахихайн» Хусейна аль-Багави (ум. 1122);
«Зад аль-муслим фи-ма иттафака аляй-хи аль-Бухари ва Муслим» Мухаммада аш-Шанкити (ум. 1945);
«Аль-люлю ва-ль-марджан фи-ма иттафака аляй-хи аш-шайхан» Мухаммада Фуада Абдул-Баки (ум. 1968) [9] .
Сахих Муслима неоднократно издавался в разных исламских странах. Лучшим считается издание под редакцией Мухаммада Фуада Абдул-Баки [9] .
Библиография
Муслим ибн аль-Хаджжадж составил около двух десятков книг, большинство из которых затрагивают науку о хадисах и их передатчиках[13] .
Авлад ас-сахаба ( араб. );
Авхам аль-мухаддисин (араб. );
аль-Агран;
Афрад аш-шамиййин ( араб. );
аль-Джами аль-кабир;
аль-Интифа би унуб ас-сиба;
Китаб аль-афрад (араб. );
Китаб аль-иляль ( араб. );
Китаб аль-вухдан (араб. );
аль-Кунья ва-ль-асма (араб. )
[23] ;
Машаих Малик ( араб. );
Машаих ас-Саури (араб. );
Машаих Шуба (араб. );
аль-Мунфаридат аль-вихдан ( араб.
) [24] ;
Китаб аль-муснад аль-кабир аля ар-риджаль;
аль-Мухадрамин ( араб. );
Сахих Муслим (араб. ) [25] ;
Суалата Ахмад ибн Ханбаль ( араб.
);
ат-Табакат ( араб. ) [26] ;
ат-Тамйиз (араб. )
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев