; 19 июля 810,
Бухара — 1 сентября 870, с. Хартанг близ
Самарканда ) — мусульманский учёный-
мухаддис (собиратель и исследователь
хадисов ) и муфассир (комментатор Корана ), автор одного из канонических сборников суннитских преданий « аль-Джами ас-Сахих ».
[2]
Биография
Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим аль-Джуфи аль-Бухари. Родился в семье выходцев из Персии [2] , предки были зороастрийцами , прадед (аль-Мугира) принял ислам «из рук» правителя Бухары Ямана аль-Джуфи Бухари [2] . Его отец был очень образованным человеком. Он умер, когда Мухаммад был ещё ребёнком. Аль-Бухари был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Мухаммад был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч хадисов .
Когда ему было 16, молодой человек с матерью и братом направился в
паломничество в Мекку . Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Мухаммада, который оставался в Мекке в течение следующих 4 лет. Он учился у самых знаменитых мухаддисов, затем посетил все известные в то время центры исламских наук. В Багдаде юноша восемь раз встречался с Ахмадом ибн Ханбалем , величайшим знатоком хадисов, ходил пять раз в Басру , неоднократно побывал в городе
Балхе (что находится на территории современного Афганистана), и в Египте. В
Дамаске он получал знания от Абу Мусхира, в Хиджазе оставался 6 лет. Имам изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхьи ибн Мунхари в Нишапуре. Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей. Во время шестнадцатилетнего пребывания в
Мечети Пророка в Медине он читал хадисы. Это было собрание и учение хадисов — достоверных передач о поступках и словах пророка Мухаммада и его сподвижников .
Имам аль-Бухари часто становился жертвой смуты и заговоров. Из-за этого его четырежды изгоняли из Бухары. В первый раз его изгнали в ранний период за то, что он издал фетву, согласно которой приемные отношения действительны, даже если попить козьего молока или бараньего. Существует множество мнений о достоверности этого факта. Во второй раз его изгнали за то, что он утверждал, что вера (иман ) не сотворена. В третий раз на одном из собраний имама, кто-то спросил его сотворена Речь Аллаха или нет. Имам аль-Бухари сначала попытался уйти от прямого ответа, но спрашивающий настаивал на своем, и в итоге имам сказал: «Речь Аллаха не сотворена, но наше её чтение сотворено». И люди не поняли имама до конца и обвинили имама аль-Бухари в том, что тот вводит « новшество ». В четвёртый раз эмир Бухары, Халида Зухри, попросил его обучать своих детей, но имам отказался, и Халид Зухри подговорил некоторых людей, и те стали дурно высказываться об убеждениях имама. Это вынудило его в четвёртый раз покинуть Бухару и отправиться к родственникам в город Хатанг (ныне Хаджабад). В этом городе имам и умер в 870 году в возрасте 60 лет [3] .
Труды
Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является « Аль-джами‘ ас-сахих ». К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как «Аль-асма’ ва-ль-куна», «Ат-тарих аль-кабир» (Великая история), «Ас-сунан фи-ль-фикх», «Хальк аф‘аль аль-‘ибад», «Аль-Адаб аль-Муфрад » и «Аль-кира’а хальфа-ль-имам».
При собрании хадисов аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц (иснад), передававших его дальше. К достоверным (сахих) он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка.
Аль-джами ас-сахих
Имам Аль-Бухари посвятил всю свою жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал самые достоверные из них только 7275, включая и повторяющиеся. Они составляли его книгу «Ас—Сахих», которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.
Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. «Ас-сахих» Аль-Бухари примечателен ещё и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф , то есть с классификацией хадисов по сюжетам.
«Аль-джами ас-сахих» является одним из шести основных суннитских сборников хадисов ( Кутуб ас-ситта ). Некоторые богословы считают Сахих аль-Бухари самой достоверной исламской книгой после
Корана [4][5] .
Согласно Ибн ас-Салаху Сахих аль-Бухари правильнее называть: Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи [6] . Дословно переводится как Сборник достоверных хадисов с подключенной цепи по вопросам, относящимся к Посланнику Аллаха, его методам и его времени[5] . Ибн Хаджар аль-Аскаляни упомянул то же название, заменив слово Умур словом хадис
[7] .
Ибн ас-Салах сказал, что в Сахихе аль-Бухари 7 275 хадисов, включая повторяющиеся, а без учета повторяющихся хадисов — 4 000" [5] .
Комментарии к «Аль-джами ас-сахих» писали такие известные богословы как Ибн Хаджар аль-Аскаляни ( Фатх аль-Бари ), Бадруддин аль-Айни [8] , Аль-Касталяни [9] , Ас-Суюти , Ибн Касир , Ибн Раджаб, Ахтар Раза Хан и др.
В 2002 году благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» выпустил двухтомник на русском языке «Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Краткое изложение)», а уже в 2003 году издательство Умма выпустило книгу Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Мухтасар полный вариант) [10][11] . Автором обоих переводов является Владимир Нирша.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев