Композиция.
Тут отыскалось еще одно здание игнорирующее композиционные законы. Знакомьтесь театр Омон в Москве. Здание к сожалению не сохранилось.
Деятели модерна одной из своих задач видели создание нового облика привычных построек. В стиле просуществовавшим не более 30 лет был найден убедительные ответы как должен выглядеть особняк, таун-хаус, доходный дом, конторское здание, большой универмаг. Такие постройки составляют золотой фонд архитектуры. Однако разумеется были и не удачи......
По идеалистическому представлению многих исследователей внутренность здания в модерне довлеет над внешностью. Однако это не так! Или скорее не совсем так..
Одним из показателей того как могли выглядеть здания если бы архитекторы буквально следовали принципу указанному выше может служить московское здание.
Театр организм сложный. Помимо очевидных помещений в которых располагается сцена, зрительский зал, буфет, кассы, гардероб есть еще художественно-постановочная часть которая может включать помещения со следующими назначениями - машинно-декорационный цех;
- реквизиторский цех;
- костюмерный цех;
- гримерный цех;
- бутафорский цех;
- светотехнический цех;
- звукотехнический цех;
- пошивочный цех;
- слесарный цех;
- столярный цех и др.
Каждое из этих помещений так же может дублироваться складом с соответствующим названием. Сложность организации театра во многом способствовала возникновению определенной специализации среди архитекторов. Ярким примером такого рода может служить творчество Оскара Кауфмана https://en.wikipedia.org/wiki/Oskar_Kaufman .
Московский архитектор Дурнов Модест Александрович https://ru.wikipedia.org/wiki/Дурнов,_Модест_Александрович видимо не обладал достаточной специализацией в возведениях подобного рода сложных комплексов. Добавим что театр Омон так же включал в себя ресторан и летнюю площадку.
Источники описывающие возникновение здания так же отмечают скандалы связанные с его появлением. Дурнов предлагал оформить вход в виде пасти дракона. Однако такая вольность была запрещена губернатором Москвы князем Трубецким. Другое предложение архитектора связанное с облицовкой фасада бело синим фарфором было отклонено в виду недостатка средств. Можно предположить что упомянутые истории относятся к разряду городских легенд. Однако следует согласиться что возникновению таких слухов очень способствовал внешне несуразный вид здания.
При взгляде на фасад театра кажется что перед нами пять отдельных фасадов никак не связанных между собой.
Перечислим их.
1. Крайний левый симметричный с невнятным квадратным объемом с полу циркулярным окном на крыше здания.
2. Центральный с входом в виде гигантской барочной раковины. Здесь виден один из любимых приемов модерна гиперболизация ранее существовавших форм.
3. Неоклассический фасад с мотивами поладианского окна.
4. Башня с вертикальным остеклением.
5. Видимо ресторан? с полу циркулярными окнами.
Интересно что все видимые части здания симметричны кроме первой. Крайне левая часть испорчена квадратным объемом.
Разобщенность частей здания позволяет пофантазировать на тему как бы другие архитекторы добивались слитного облика. Предложу три варианта.
1. Эклектика. Справа появится башня. Композиция примет условно симметричный характер. Промежутки между башнями можно заполнить на свой выбор. Это будет уже модерн.
Зритель будет сначала видеть трехчастную структуру а затем многообразие жизни)).
2. Модерн. Здесь все сложнее мы добавим одну оконную ось справа от портала. Появится двойственность. С одной стороны одинаковые оси будут фланкировать центральный вход с другой такая же ось будет флангом здания. Появится не однозначность трактовки. Такой прием я в частности описывал в Толстовском доме Лидваля. Композиций на основе этой схемы очень распространены в модерне и до него не встречаются. Отличный пример такого рода композиции Витебский вокзал в Санкт-Петербурге.
3. Композиция на ритм. В фасаде предложенном Дурновым заметно сходство двух полу циркулярных окон. Они формируют какое-то очень условное но все-таки диагональное движение на фасаде. Можно пойти по финскому пути и сработать на противопоставлении. Тогда нам нужны крайние точки. И лучше три окна. У Дурнова крайнее окно слишком утоплено и не играет видимой роли. Изобразим возможное движение.
Но все эти фантазии конечно не имеют большого смысла. Как сказал один из моих читателей это же не пуговки на халат клеить).
Источники.
1. Фото интернет. Свободный доступ. Сайт Pastvu.com 2. Композиционные идеи журнал koloma9
Отмечу что к зданиям построенным с нарушениями композиционных законов я писал в следующих постах
1. http://arch-heritage.livejournal.com/2017236.html 2. http://koloma9.livejournal.com/41130.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев