от начала до 70 годов , Материал из Википедии — свободной энциклопедии Рок-музыка является музыкой,
одним из её жанров (другие жанры — народная музыка, академическая
музыка, джаз и др.). Из этого следует, что справедливым будет
исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств.
Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара
(не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют
примеры использования в рок-композициях практически всех известных
музыкальных инструментов.
Отличительная черта рок-музыки — неизменный ритм,
поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с 60-х годов ряд
направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и
ритмами. Солирующим инструментом является электрогитара. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
Рок-музыка с социофилософской и психологической точек зрения
Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что
рок-музыка — это не просто один из жанров музыки, но и особый
социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру.
Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение
раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми
нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса,
направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта
двойная природа и обусловливает противоречия, «пилообразность» развития
жанра. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале
каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых
ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп.
Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый
«рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему
жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры
порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой
захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от
устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей
действительности. История развития мировой рок-музыки
Первые шаги
Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, кантри, музыки госпел.
Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей
40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой
сексуальный эвфемизм. Впервые выражение появилось в песне «Good Rockin Tonight» Роя Брауна 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлд Билла Мура.
Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими
исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может
считаться первой в жанре, практически невозможно. Среди возможных
вариантов — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950-м году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats.
Рок-н-ролл в конце 50-х
Основная статья: Рок-н-ролл
Чак Берри
Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.
Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов.
Поначалу рок-н-ролл
считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской
аудитории. Однако уже появлялись первые белые артисты, исполнявшие рок-н-ролл. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хейли «Rock Around The Clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белый артист — Элвис Пресли.
Он стал первым, кто записал рок-н-ролл на одном уровне с
афроамериканскими артистами (когда диджеи ставили его первые записи в
эфир, они специально предупреждали, что это поёт белый артист).
Другим знаменитым белым исполнителем рок-н-ролла стал Джерри Ли Льюис,
получивший прозвище «Killer» за неистовую манеру исполнения и игры на
пианино. Чуть позже стала появляться более мягкая форма «белого»
рок-н-ролла, связанная прежде всего с именами Бадди Холли и Everly Brothers.
Рокабилли
Основная статья: Рокабилли
На основе синтеза рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра — хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х — Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. Среди первых образцов рокабилли выделяются некоторые ранние записи знаменитого кантри-певца Джонни Кэша. Немалое влияние на жанр оказали первые синглы Чака Берри («Maybellene») и Элвиса Пресли («That's All Right (Mama)»). Музыка рокабилли вновь стала популярной в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли — Stray Cats, The Cramps, Heavy Trash.
Рок-н-ролл в Великобритании
Первые британские рок-записи появились в середине 1950-х годов. Если в США рок-н-ролл развивался в тесном соприкосновении с корневыми жанрами — блюзом и кантри, — то на британский рок-н-ролл наибольшее влияние оказал скиффл. В частности, один из популярнейших исполнителей скиффла — Лонни Донеган. Среди множества появившихся в то время скиффл-групп была группа одного из основателей The Beatles Джона Леннона — The Quarrymen.
Одними из первых британских рокеров были Томми Стил, Клифф Ричард, Билли Фьюри, Вилли Харрис. Первыми исполнителями, которые составил конкуренцию американским рокерам в английских чартах, стали Клифф Ричард и The Shadows, записавшие первый британский рок-н-ролльный хит — «Move It».
Рок-музыка 60-х годов
На границе десятилетий: сёрф
The Chantays
В 1957-м году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза (англ. fuzz) на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то мере происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хэви-метал и панк-рок. Линк Рей вместе с Диком Дейлом и The Surfaris положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному на гавайском звучании гитары, обычно с эффектом вибрато (англ. vibrato). Первой сёрф-записью считается «Bulldog» The Fireballs, а ключевыми представителями — The Ventures, The Chantays, в Англии — The Shadows.
Чуть позже инструментальный сёрф уступил место вокальному сёрф-попу, известнейшие представители которого — Jan and Dean и The Beach Boys. Влияние звука сёрф породило сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку и сёрф-звучание; сёрф-рок песни встречаются у множества исполнителей. Первая половина 1960-х
На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки — бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Параллельно с этой формой музыки в Америке развивались местные стили на основе фолка и кантри — важнейшим из них стал фолк-рок.
Британское вторжение
Основная статья: Британское вторжение
The Beatles в 1964 г.
Термином «британское вторжение» принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года. The Beatles
уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление в
мировой музыке, и в рок-музыке в частности — в них соединялись
необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не
просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа,
где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Охватившая практически
весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать
выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании».
Вслед за The Beatles обрел популярность и ряд других британских групп.
Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые
музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной.
Биг-бит и мерсибит
Ряд представителей «британского вторжения» продолжали играть музыку в духе самых ранних работ The Beatles — лёгкий, мягкий, мелодичный бит. Наиболее успешными в данном направлении оказались The Searchers (считавшиеся второй по значимости мерсибит-группой), Herman's Hermits, Manfred Mann, The Hollies. Также значительна игравшая мелодичный бит с элементами фолка группа The Zombies (их самый известный хит — «She’s Not There»).
Ритм-энд-блюз и блюз-рок
Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные,
подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале существования группы в её составе был гитарист Эрик Клэптон, который быстро покинул группу; на смену ему пришёл Джефф Бек, которого в свою очередь сменил Джимми Пейдж. Всё трое лид-гитаристов,
прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев» —
вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее
внимание и имели собственных поклонников.
Сильное влияние ритм-энд-блюза испытали также The Animals,
которые использовали в качестве лидирующего инструмента орган. Они
записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», ставшей одной из самых часто исполняемых песен в рок-музыке.
Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и
на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корням,
стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке.
Появление жёсткой музыки
Основная статья: Мод-движение
The Who в 1975 году.
«Тяжёлая» музыка традиционно берёт начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me» 1964 года. Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстами. Идеологически они стали одними из основателей субкультуры модов (наиболее популярна она была в середине 1960-х, придя на смену тедди-боям).
Главными идеологами движения модов стала группа The Who.
Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего
времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что
впервые стали крушить на сцене гитары. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К более поздней музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп.
Среди идеологов мод-движения стоит также упомянуть The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза, нередко с остросоциальными текстами.
Наконец, особняком среди британских первопроходцев жёсткой музыки стоят The Troggs — среди всех групп британского вторжения она была наиболее близка к гаражному року. Рождение фолк-рока
Основная статья: Фолк-рок
Хотя во времена пика «британского вторжения»
местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь
продолжала развиваться собственная рок-сцена. На основе звука вокальных
фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза)
создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из
которых являлся Боб Дилан.
Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке
можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и
множество других тем, в том числе философских и социальных.
В 1965 году The Byrds положили начало собственно фолк-року —
с вокальными гармониями на основе идей фолковых вокальных групп и
уплотнённым по сравнению с акустическими фолк-исполнителями гитарным
саундом. Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен. В
1964 году Боб Дилан
также перешёл от акустического к фолк-роковому звучанию, став знаковой
фигурой рок-музыки и записав одну из знаменитейших рок-песен «Like A Rolling Stone». Buffalo Springfield стали второй по значимости фолк-рок-группой Америки, положив начало кантри-року. Немалый вклад в развитие жанра внесли Нил Янг, Simon & Garfunkel, Джони Митчелл.
В Британии появилась также своя фолк-рок-сцена, представителями которой являются Fairport Convention, Steeleye Span, Lindisfarne, Pentangle. Их стиль также принято называть электрик-фолк;
мотивы британской фольклорной музыки здесь постепенно стали преобладать
над американскими корнями. Одна из ветвей развития электрик-фолка,
основателем которой является Алан Стивелл, положила начало кельтскому фолку.
Американский поп-рок
На основе фолк-рокового саунда в Америке 1965—1966 гг. стал
формироваться ранний поп-рок, важнейшими представителями которого стали The Lovin' Spoonful, The Turtles, The Grass Roots, The Mamas And The Papas (последние считаются одной из влиятельнейших вокальных поп-групп 60-х). Поп-рок был гармонически и музыкально ориентирован на фолк-рок, но не без влияния сёрф-попа (в основном The Beach Boys).
Гаражный рок
Основная статья: Гаражный рок
Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на телевидение, в
начале-середине шестидесятых начал развиваться и своеобразный
андерграунд: группы, репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие
грязные и шумные пластинки. Не все представители гаражного рока
ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из
них считаются первыми прото-панк-музыкантами.
Многие из представителей гаражного рока не выпустили даже одного
полноценного альбома, поэтому вышли и продолжают выходить серии
сборников, посвящённые гаражу и включающие синглы, живые записи и другие
раритеты; самые известные из них — Nuggets, Cover.
Истоки гаражного рока
Мнения по поводу того, что считать первой песней в жанре гаражного рока, расходятся. Среди вариантов — «Rumble» Линка Рея, «Jenny Lee» Jan and Dean, «Dirty Robber» The Wailers. Среди предшественников прото-панка следует назвать и Литтл Ричарда, и Джерри Ли Льюиса. В 1962 году записывается главный гаражный стандарт — «Louie Louie» The Kingsmen (кавер-версия забытого рок-н-ролла 1956 года, чуть ранее популяризированного в узких кругах The Fabulous Wailers), ставший одной из самых перепеваемых песен в рок-музыке и особенно в альтернативном роке.
Расцвет гаражного рока
С началом британского вторжения
гаражные рокеры Америки получили образец для подражания — британские
группы. Расцвет гаражного рока приходится на середину десятилетия. Среди
ключевых групп направления — The Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds, игравшие более мягкую музыку с использованием органа, а также The Standells, Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers. Изредка отдельные песни гаражных групп становились хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count Five, «96 Tears» Question Mark & the Mysterians, «Dirty Water» The Standells. Особняком среди гаражного рока находятся Monks —
группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные
тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока
60-х.
В целом имидж и музыка значительной части гаражных команд оказали сильное влияние на последующее развитие прото-панка и панк-рока.
Фрикбит
Родственным по отношению к гаражному року было и английское направление фрикбит, представленное группами The Primitives, The Faires, The Misunderstood. Оно стало своего рода андерграундной реакцией на битломанию и британское вторжение, а звучание фрикбита было близким к гаражному року, но с большим влиянием бита и мод-культуры.
Среди других региональных гаражных сцен примечательной была японская, получившая название «group sounds». 13:07
Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке
Появление психоделического рока
The Byrds. Крайний справа — Роджер МакГуинн
В конце 1965—1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр — психоделический рок. Основой для него стали, с одной стороны, музыкальные поиски гаражных групп, с другой стороны — развитие фолк-рока. Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders; одной из первых гаражных психоделических групп (и первой, использовавшей слово «psychedelic» в названии альбома) стали The 13th Floor Elevators. Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего психоделики) — в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана. Характерными для жанра стали «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи (в частности идеалы любви и пацифизм).
Одной из предпосылок формирования психоделической культуры Британии стало распространение элементов индийской (рага) и другой этнической музыки у групп британского вторжения. Впервые индийские мотивы были использованы Yardbirds и чуть позже развиты The Kinks. Впервые использовали индийский инструмент ситар в записи The Beatles, песни которых и стали самым известным случаем использования индийских мотивов в психоделическом роке.
В целом ранний британский психоделический рок отличался меньшим, по
сравнению с американским, влиянием фолка, он развивался за счёт традиций
британской рок-музыки и поп-рока. При равной степени
экспериментальности саунда (в чём группы по обе стороны Атлантики
устроили негласное соревнование), для ранней британской психоделии менее
характерна была импровизационность исполняемого материала.
Другие инновации
Отталкиваясь от музыкальных идей психоделического рока, Фрэнк Заппа в 1966 году заложил своим дебютным альбомом основы рок-авангарда — экспериментальной музыки, нередко с сатирическим или даже антисоциальным подтекстом.
Для британской музыки того же времени были характерны инновации в области поп-рока. The Kinks, уйдя от жёсткого гитарного звучания, пришли к поп-рок-музыке с сильным влиянием мюзик-холла и без элементов психоделии, которая получила название брит-поп и возродилась в 1990-х годах. Элементы идей The Kinks использовали многие группы британского вторжения. В 1965 году The Beatles
также пошли по пути совершенствования своего раннего звучания. Их
работы 1965—1966-х годов сочетали элементы ранней психоделии, брит-попа и
бита; при этом аранжировки не были строго привязаны к составу группы,
которая начала активно использовать студийные возможности. Эти работы
стали одним из эталонов поп-рок-музыки. Вторая половина 1960-х. Расцвет классического рока
Хотя чёткого разделения музыки 1960-х годов на несколько пластов не
существует, именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем
наибольшего расцвета так называемого «классического рока» — этот
условный термин включает в себя все основные направления музыки 60-х,
начиная с «британского вторжения» (в широком смысле он включает в себя
также хэви-метал и арт-рок
70-х). 1967 год традиционно считается лучшим годом в истории
рок-музыки — годом, когда появлялись величайшие произведения в жанре
поп-рока, психоделического рока, блюз-рока, и одновременно уже
развивался произошедший от гаражного и психоделического рока ранний
музыкальный андерграунд.
В развитии музыки конца 1960-х особенно ярко проявились характерные
для 1960-х годов тенденции к увеличению её роли в обществе: из ещё
одного средства развлечения рок-музыка стала феноменом контркультуры. С
рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.
В какой-то мере музыка 1966—1969 годов заложила основы для всех последующих достижений рок-музыки.
Расцвет психоделического рока
Общие черты
The Doors. На переднем плане Джим Моррисон
Психоделическая музыка стала главным символом рок-музыки конца 1960-х
и основой для большей части музыкальных инноваций того времени. К 1967
году жанр окончательно сформировался, и так или иначе с ним
соприкасались все (за редкими исключениями) главные рок-группы того
времени. Целью саунда психоделического рока стала попытка выразить
наркотические впечатления музыкальными средствами. Психоделическая
культура Америки ещё прочнее срослась с субкультурой хиппи, для британской была характерна меньшая политизированность и импровизационность. Апогеем американской психоделии конца 1960-х стал легендарный фестиваль в Вудстоке, начавшийся 15 августа 1969 и получивший название «три дня мира и музыки» Американский психоделический рок
В американской психоделии в большей или меньшей степени проявлялось влияние её истоков — фолк-рока (в общем звучании) и гаражного рока (в экспериментальности и импровизационности). Ряд значительных групп сохранили более тесную связь с с фолк-роком. Прежде всего, это Love — первая «белая» группа с афроамериканцем в составе и один из первых коллективов хиппи-сцены, появившихся на крупном лейбле. Однако, более популярны в дальнейшем стали также близкие к фолковым истокам Jefferson Airplane.
Одной из влиятельнейших американских групп были The Grateful Dead, звук которых был ближе к ритм-энд-блюзу, однако отличался наличием элементов множества других стилей — фолка, джаза, кантри. Они знамениты уникальными «живыми» выступлениями, которые превращались в длинные гипнотические джемы. Группе The Doors
удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным
феноменом. Упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей
степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона.
Ряд ведущих психоделических артистов ориентировался на «чёрную» музыку — ритм-энд-блюз, соул, блюз-рок. Соул оказал сильное влияние на Дженис Джоплин, обладательницу уникального «блюзового» голоса, записавшую ряд альбомов с разными составами (в том числе Big Brother & the Holding Company). Ещё более важным явлением в рок-музыке стало творчество Джимми Хендрикса,
который многими считается величайшим гитаристом в истории рок-музыки.
Его музыка была ориентирована, с одной стороны, на психоделию, с
другой — на предельно утяжелённый блюз-рок.
Протяжные, страстные, виртуозные соло Джимми Хендрикса открыли новые
возможности для использовании гитары в рок-музыке, а его саунд был уже
совсем близок к хард-року.
Во второй половине 1960-х отошли от сёрф-попа The Beach Boys, ставшие одной из знаковых групп американской психоделии. В 1969 году благодаря Вудстокскому фестивалю стал популярен гитарист Карлос Сантана, который стал основателем особого жанра — латино-рока. Продолжал развиваться и гаражный психоделический рок (группы The Electric Prunes, Tomorrow, Strawberry Alarm Clock).
Британский психоделический рок
Cream (Джинджер Бейкер, Эрик Клэптон, Джек Брюс)
В отличие от американского, британский психоделический рок развивался
за счёт не столько новых групп, следовавших этому течению, сколько
экспериментов ведущих групп «британского вторжения».
Британский психоделический рок
Cream (Джинджер Бейкер, Эрик Клэптон, Джек Брюс)
В отличие от американского, британский психоделический рок развивался
за счёт не столько новых групп, следовавших этому течению, сколько
экспериментов ведущих групп «британского вторжения».
The Beatles выпустили концептуальный альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», ставший одним из влиятельнейших в рок-музыке вообще. Для этого и следующего релиза The Beatles,
помимо элементов психоделии в музыке, были характерны своеобразные,
нередко фантасмагоричные тексты. Многие другие британские группы также
выпустили интересные психоделические (нередко концептуальные) работы —
среди них The Who, Yardbirds, Hollies. Менее удачным вышел психоделический эксперимент The Rolling Stones. The Pretty Things в 1968 г. записали первую в истории рок-оперу — психоделический альбом «S.F. Sorrow». Шотландский исполнитель Donovan исполнял мягкий психоделический рок с влиянием фолка. Образованная в 1966 году группа Cream тяготела к тяжёлому звучанию на основе блюз-рока с элементами психоделии, и иногда Cream, а не Led Zeppelin, называют первой группой хэви-метала.
Однако в Англии формировалась и новая чисто психоделическая сцена,
хотя многие интересные её представители не добились широкого признания —
среди них Traffic, The Nice, Tomorrow, High Tide. Самой знаковой английской психоделической группой стали Pink Floyd;
для их психоделических работ характерны своеобразный гитарный саунд,
необычные музыкальные структуры, призванные передать ощущение ЛСД-трипа.
Андерграундная музыкальная культура
Velvet Underground и Нико в 1966 году
Хотя изначально психоделический рок был близок к гаражному, к моменту расцвета культуры хиппи на основе поисков гаражных групп уже сформировалась альтернативная музыкальная культура.
Одной из наиболее значительных и влиятельных групп 60-х стали Velvet Underground. Их музыка и идеология 1966—1967-х годов была откровенно противоположна идеалам хиппи.
Выпущенный мизерным тиражом дебютный альбом группы с тягучими, мрачными
песнями и текстами, посвящённым нелицеприятным и «крамольным» для того
времени темам, фактически положил начало всему направлению альтернативного рока. На втором альбоме Velvet Underground заложили основы использования нойза и фидбэка
в музыке. В дальнейшем группа стала записывать более мягкую музыку,
однако успех и признание пришли к ней уже значительно позже.
Развивался и рок-авангард, лидером которого, помимо Фрэнка Заппы, стал его друг Captain Beefheart, музыка которого была более приближена к блюз-року. Среди примечательных авангардных артистов — гаражная группа The Fugs. Своеобразный вклад в развитие авангардной музыки внесла девичья группа The Shaggs, считающаяся «лучшей из худших групп в истории рока». 13:10
Развитие гаражного рока, а именно его самого жёсткого направления — прото-панка, привело к появлению в конце 60-х самых агрессивных и тяжёлых его представителей, уже вплотную приблизившихся к панк-року. Это группы «детройтской школы» гаражного рока — MC5 и The Stooges, чьи альбомы были жёсткими, мрачными и открыто противостояли музыкальному мейнстриму. Лидером The Stooges был Игги Поп, позже прославившийся и как сольный артист.
Все андерграундные артисты второй половины шестидесятых — Captain Beefheart, MC5, The Stooges, Velvet Underground — оказали огромное влияние на последующее развитие панка и альтернативного рока.
Конец десятилетия
Многие группы «британского вторжения»
к концу десятилетия уже прекратили активную творческую деятельность или
же попросту не представляли никакого интереса. Однако наиболее знаковые
группы шестидесятых продолжали развиваться. Свои лучшие работы в жанре ритм-энд-блюза записали в конце десятилетия The Rolling Stones. Ранний пауэр-поп The Who отошёл от канонов прото-панка — была записана одна из первых рок-опер «Tommy». Развивались The Kinks, The Pretty Things. The Beatles распались в 1970 году, после записи ещё нескольких значительных поп-роковых пластинок.
Продолжают развиваться музыкальные направления, зародившиеся ещё в первой половине 60-х. Так, появляется ряд известных групп, чья музыка основала на блюзе: Free (образована при участии ведущего британского ритм-энд-блюз-исполнителя Алексиса Корнера), Fleetwood Mac, основу которой составляли музыканты, работавшие с другой «иконой» ритм-энд-блюза — Джоном Мейоллом. Продолжается развитие фолк-рока: удачные пластинки записывает фолк-рок-группа с сильным влиянием ритм-энд-блюза Creedence Clearwater Revival; выходят первые работы английской фолк-группы Jethro Tull с своеобразным, основанным на использовании флейты звучанием. Интересные пластинки в жанре поп-рока создают The Move. В 1967 г начинается карьера знаменитого певца Леонарда Коэна.
13:10
В 1969 году появляются первые представители новых жанров — хэви-метала и арт-рока. Именно появление и расцвет этих жанров можно считать знаком финала эпохи 1960-х в рок-музыке и начала 1970-х.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1