Бог подземного мира
Мифология: Древнегреческая
В иных
культурах:
Плутон, Дит, Спандарамет, Айта , Гадес или Орк
Отец: Кронос
Мать: Рея
Супруга: Персефона
Дети: бездетен [1][2] ; согласно Суде его дочерью является
богиня блаженной смерти Макария [3]
Иллюстрации на Викискладе ?
Аи́д ( др.-греч. Ἀΐδης или ᾍδης , или Га́дес ; у римлян Плуто́н, др.-греч.
Πλούτων , лат. Pluto — «богатый»; также Дит лат. Dis или Орк лат. Orcus
[⇨] ) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых
и название самого царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи [4] ,
брат Зевса , Посейдона, Геры, Деметры и Гестии . Супруг Персефоны ,
вместе с ним почитаемой и призываемой.
Именем бога названа карликовая планета Плутон.
Мифология
Согласно Гесиоду , когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех
своих детей [5] (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар [6] ).
После раздела мира между тремя братьями ( Зевс , Посейдон и Аид),
после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел
подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался
божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из
недр земли.
По Гомеру , Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида
«щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни
одного человека [7] . В олимпийской мифологии Аид является
второстепенным божеством[8] .
Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями.
Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида
исключительно в качестве бога смерти[9] и представляет его лично
стерегущим врата своего царства ( πυλάρτης).
Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись
произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами —
между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная
с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё
исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид
«вобрал» в себя бога Плутоса , первоначально самостоятельное
божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе
с переменой имени произошла и перемена самого представления об
Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое
существо. Вероятно под влиянием элевсинских мистерий , ему стали
приписываться качества бога богатства (хранителя подземных
сокровищ) и плодородия в связи с мистико-аллегорическим
сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент
посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною
судьбою человека [10] . Супруга Аида, Персефона, также считалась
покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.
В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида
( Ἄϊδος κυνέην — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая
свойство делать надевшего её невидимым (аналогично «шапке-
невидимке» из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду
циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой
пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей , убивая
Медузу Горгону ; Афина, помогая Диомеду против Арея , чтобы не быть
узнанною последним [11] ; в гигантомахии эта шапка покрывает голову
Гермеса.
Скипетр Плутона изображает трёх псов [12] . У Гераклита Аид
отождествлялся с Дионисом
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев