Устремлён в счастливое будущее был и Александр, выбравший класс гобоя преподавателя Г.К. Поповицкого (на общем фото класса Александр сидит первый слева). Стоит отметить, что Александр стал одним из первых студентов консерватории, как и двумя годами ранее его брат Валерий был в первом наборе студентов Императорского Николаевского университета. Символично для рода Анищенко, хоть и не стал Шура впоследствии великим музыкантом, но овладел игрой на нескольких музыкальных инструментах. В более зрелом возрасте на вечеринках он частенько садился за фортепиано и наигрывал известные классические мелодии, а новые музыкальные композиции он легко подбирал на слух, что особо ценилось в кругу просвещённой саратовской молодёжи. Стоит признать, что музыкальная сторона его жизни оказала большое влияние на следующие два поколения. Его дочь в конце 1940-х училась в вечернем музыкально-театральном училище и неплохо исполняла арии, а её соученицей была знаменитая в будущем Татьяна Шмыга. Ну а для двух его внучек Наталии и Александры музыка стала основной профессией.
К сожалению, пока нет подтверждения встреч Александра с саратовскими родственниками, неизвестно, в каком году осваивал хутор Анищенко (да, именно так по документам он назывался) в Агафоновском посёлке его отец Арсений Осипович, но вполне вероятно, что, если хутор уже существовал, были встречи и с двоюродной сестрой Марией Георгиевной и своими племянниками – тёзкой Шурой и Зиной, которые на время начала учёбы Александра в консерватории в 1912 году были младшими школьниками и проживали в том же Агафоновском посёлке на окраине Саратова недалеко от хутора.
Александр слыл творческой натурой и во время учёбы в консерватории начал писать свои первые стихи, в семье его потомков сохранилась рукописная тетрадь со стихами, написанными в 1914-1916 годах.
Как я уже упоминал в ранних очерках, старший брат Валерий был призван в действующую армию в ноябре 1914 года с 5-го курса университета, а заканчивал обучение спустя три с лишним года после демобилизации. Был призван и средний брат Алексей, о чём мы узнаём из одного из стихотворений Александра, датированного 12 ноября 1915 года, когда автор учился в консерватории. Посвящено оно «брату-воину Лёньке» и названо «Наша песня».
Если очередь за нами:
Снимем струны с арфы звучной.
Сталь струны скуём в ядро,
Силу – в смерть, сердца – в огонь!..
Веря в Бога, с Богом в битву,
Не щадя души и тела,
Для победы!!!
А стихотворение «Эскулап» Александр по всей видимости посвятил своему старшему брату Валерию, оно датировано 5 декабря 1915 года, где под калеками подразумевает раненых воинов. А себя называет калекой, видимо, искалечен любовными муками и просит совета брата. Хотя это всего лишь мнение вашего покорного слуги, стихотворение вошло в сборник «Жёлтые пятна», где собрана любовная лирика, поэтому правнук Александра Арсеньевича Андрей Шлуинский считает по-другому: «Я не задумывался над тем, кто адресат, последние почти тридцать лет. А тогда почему-то обращение к девушке в мужском роде не смутило (если она всё-таки женщина-врач)». У меня нет задачи точно определить того, кому предназначается это стихотворение, возможно, что и женщине-медику, я хочу всего лишь показать творческую натуру Александра и поэтические способности молодёжи, проживавшей сто лет назад. Согласитесь, в наше время навряд ли кто будет писать такие строки.
Ты учился много лет,
Чтоб теперь лечить калек.
Я – калека! Помоги!
Плач в глазах и сердца стоны –
Боль души.
И сомкнуть глаза не в мочь
Мне всю ночь!
Нет, твоих пилюль мне мало!
Нужен «курс» другой леченья.
Мне не в силах ты помочь
Без сомненья!
Я не жил и четверть века,
А – калека!
Чем лечиться, эскулап?
Про саратовский период жизни Александра Анищенко больше ничего неизвестно, как прошёл стороной и революционный период. Андрей Шлуинский считает, «…очевидно, что именно в это неспокойное время произошёл перелом и в мировоззрении прадеда, а видимо, и его братьев. Они (видимо, в отличие от некоторых других родственников) поддержали большевиков – так, про Валерия Арсеньевича в данных «Мемориала» сказано, что он был членом ВКП(б) с 1918 г. Прадед был беспартийным, но как будто был как-то связан с ЧК, и точно занимался агитацией за советскую власть».
«Пан Твардовский»
В 1918 году Александр оказывается в Одессе и там знакомится с будущей женой Шелли, которая по воспоминаниям некоторых родственников в то время училась в Одессе на высших женских курсах, сохранившийся документ говорит об окончании в 1918 году Одесской женской гимназии Е.С. Александровой. Её дочь позже утверждала, что она долгие годы работала медсестрой несмотря на то, что медицинского образования у неё не было. Родом Шелли Самойловна Юдкевич была из бессарабского Измаила из многодетной еврейской семьи.
Так или иначе молодые люди Александр и Шелли нашли друг друга и в агитационные поездки за советскую власть ездили вместе. Андрей Шлуинский вспоминает: «Мама пересказывала рассказ прабабушки так, что на вопрос «Вы за белых или за красных?», как правило, отвечали «А вы сами-то какие будете?»
В первой половине 1920-х Александр Анищенко учился в Киевском Институте народного хозяйства на юриста, и в 1923 году у молодожёнов родилась дочь Светлана. Существует легенда, что в больнице все удивлялись, что очень тёмной масти мать родила очень светлого ребёнка.
О главном трагическом событии начала 1924 года знают все те, кто родился ещё в Советском Союзе – смерть вождя молодой Советской республики Владимира Ильича Ленина. Александр Анищенко посвятил одно из своих стихотворений похоронам вождя и назвал его по печальной дате «27 января 1924 года в 4 часа».
Загудели печалью неистовою
Тысячи труб фабричных...
Окуталось сердце траурным убранством,
Зарыдало слезою чистою...
Великого прах
Забрала земля...
Ленин умер, но дело его не умрёт,
А всё шире и шире от края до края
В недра фабрик, заводов идёт!
Эй, вампир-буржуа!
Пасть закрой, не рычи!
Нам не страшен твой рёв –
Замолчи!
Верный страж – часовой Р.К.П.
Словно сокол в выси за тобою следит,
Пятигранной звездой октябрит
Все пять стран!
Верь, завет Ильича не умрёт,
Он всё ближе к станку,
В недра фабрик, заводов идёт!
И настанет тот час,
Час расплаты с тобой
Пятигранной звездой –
Красным Заревом
Все пять стран
Запылают!!!
Говоря о творчестве Александра Анищенко, необходимо сказать, что оно было многогранно, у него есть и сатирические произведения, к примеру басня «Кесконская колбаса» в ответ на случаи отравления колбасой в буфете Кескона.
Не знаю, как и почему,
Оса в буфет Кескона влезла,
Как видно, смелости набралась
И к колбасе тихохонько добралась.
Наглюха, лизнула раза два
И вскрикнула во весь осиный рот:
«Ой люди, ой народ!
Едят такую штуку,
Да от неё, ей-ей, поверьте,
Не избежать и смерти!»
Стряхнувши с хоботка остатки колбасы,
Оса головкой повертела
И улетела.
«Но всё ж, друзья, голодной быть нельзя», –
Увидевши студента, молвила она.
И, что есть сил и духа,
Впилась ему зубами в ухо...
«Ой, караул!» – он, бедный, прокричал
И тут же замертво упал...
Ну вот, поди ж, – на свете так бывает,
Чтоб в ухо дать другим,
Безвинному порой плеуха попадает!
Мораль сей басни
Да не пройдёт бесследно, –
Кескон, гляди, как это вредно.
Держишь товар, негодный для осы; –
Коль хочешь с нами в дружбе быть,
Так дай в буфет
Хорошей колбасы!
В это же время в Киеве жил двоюродный брат Александра Павел Иванович Анищенко с женой Ксенией Евгеньевной и дочерью Кирой, а также тестем, бывшим подполковником царской армии Евгением Кондратóвичем, по происхождению из дворян. Семья Александра и семья Павла были разных политических взглядов, тем не менее уживались они хорошо, и их отношения и после оставались очень близкими и не прерывались в следующих поколениях. Одним из пунктов расхождений была религия: Кондратович вообще игнорировал наличие ребёнка в доме, потому что некрещёный, а Александр и Шелли были атеистами (их дочь уже в пожилом возрасте формулировала – «современные люди»). «Ситуацию разрешила восьмилетняя Кира и некий мальчик постарше: они взяли девочку и понесли её сами крестить, став крёстными родителями (таким образом, Кира была крёстной Светланы). Там возникло еще одно препятствие: священник им сказал, что имени Светлана нет. Эрудированные дети ему ответили, что как же так: есть «Светлана» Жуковского. Священник махнул рукой и окрестил девочку Фотиной; а как только они вернулись, Кондратович тут же полностью переменил свое отношение к девочке, очень её полюбил и много о ней заботился» (А.Ш).
Далее идёт самое загадочное событие, которое, возможно, повлияло на арест Александра Арсеньевича во времена «Большого террора». 4 марта 1918 года в молодой Советской республике был подписан «Декрет о праве граждан изменять свои фамилии и прозвища», первый пункт которого гласил, что «каждому гражданину Российской Советской Федеративной Республики по достижении им восемнадцатилетнего возраста предоставляется право изменить фамильное или родовое прозвище свободно, по его желанию, поскольку этим не затрагиваются права третьих лиц, обеспеченные специальными узаконениями. И далее «при перемене фамилии или прозвища со стороны лиц, состоящих в семейном союзе, этой перемене следуют их дети до восемнадцатилетнего возраста».
Неизвестно, по какой причине, но товарищи по учёбе в Киеве прозвали Александра «пан Твардовский» с аллюзией на героя польских народных легенд и основанных на них литературные произведения. Согласно преданию, пан Твардовский, живший в XVI веке, желая приобрести сверхъестественные познания и пожить в своё удовольствие, продал свою душу дьяволу. Неизвестно, какие именно ассоциации вызывал Александр Анищенко с паном Твардовским у его институтских друзей, но прозвище это прочно вошло в обиход, да настолько, что Александр решил узаконить двойную фамилию и в свидетельстве о рождении дочери Светланы все трое – отец, мать и дочь записаны как Твардовские-Анищенко. А в выписке из домовой книги за 1933-1948 гг. дома №3 на улице Хавской (ныне это Хавская, дом №11) Шелли Самойловна и Светлана Александровна записаны уже просто как Твардовские. Кто б мог подумать, что в скором времени всесоюзную известность приобретёт другой Александр Твардовский, автор знаменитого произведения о Василии Тёркине!
Комментарии 1