С одной стороны, мы знаем, что это мышца, качающая кровь, с другой – мы давно привыкли, даже чисто на интуитивном уровне, все наши переживания, тревоги и радости связывать именно с сердцем. У каждого человека ведь сердце не только бьется, но и боится, страдает, тоскует, чувствует, скорбит и, конечно же, радуется и веселится. Кроме того, вслед за апостолом Павлом, владыка подчеркивает, что сердце «обладает высшей способностью ощущать Бога», как писал еще пророк Иеремия: «было в сердце моем, как бы горящий огонь» (Иер. 20:9). Человеческое сердце можно также назвать «органом» духовной жизни, «органом» веры, ведь именно благодаря ему мы способны отличить Духа света от духа тьмы. От этого выбора и зависит, станет оно престолом благодати или престолом ненависти и далее – ждет нас блаженная вечность или вечная смерть.
Настоящей веры не бывает без чистоты сердца, именно поэтому одну из своих проповедей святитель Лука заканчивает ссылкой на слова 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12). В этом коротком и привычном обращении содержится глубокий смысл. Для того чтобы уловить его, нужно обратиться к оригиналу текста, где глаголу «созижди» соответствует глагол «бара». Мы помним, что до этого он употреблялся при повествовании о творении мира, где означал творение «из ничего». Что же тогда он делает в покаянном псалме? Чего просит царь Давид? Во-первых, глагол «бара» может означать не только творение «из ничего», но и творение чего-то «совершенно нового», чего не было прежде. Таким образом, и Давид, и мы вместе с ним просим Бога даровать нам совершенно «новое» сердце, взамен тому, греховному, которым мы обладаем в текущий момент. Во-вторых, мы помним, что 50-й псалом родился после того, как пророк Нафан обличил царя за то, что тот взял Вирсавию, а ее прежнего мужа Урию отправил на смерть. Так вот, раскаявшийся Давид просит у Бога создать ему «новое» сердце «из ничего», так как у него, вследствие грехопадения, уже нет никаких заслуг, из которых Господь мог бы его восстановить. В-третьих, употребление глагола «бара» указывает на то, что чистоту сердца невозможно вывести из природы человека, так как святость – это некая новая стадия в иерархии бытия, соединяющая творение со своим Творцом и достижение которой невозможно силами одного лишь творения. Об этих важнейших смыслах мы должны помнить всякий раз, когда обращаемся к Богу словами 50-го псалма.
Только такое, очищенное от «коросты» греховности, сердце становится средоточием настоящей, глубокой веры. Если мы думаем, что это удел лишь отдельных подвижников, которых в мире становится все меньше, то глубоко ошибаемся. Дабы укрепить наше дерзновение в духовных трудах, святитель Лука указывает несколько примеров Священной истории.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев