Принцип действия этого самосвала был достаточно интересен. Равномерно распределённый в кузове груз должен был под собственной тяжестью опрокидывать платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рукоятка которого находилась у середины левого борта. Для разгрузки водитель отпускал рукоятку, груз ссыпался назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращался в горизонтальное положение, после чего фиксировался с помощью рукоятки.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны. из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13), у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми скатками, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами. Советская «полуторка» в техническом отношениии, а тем более в таком «солдатском» исполнении значительно уступала автомобилям вермахта. Однако, по единодушному мнению немецких солдат, воевавших на Восточном фронте, «в этих брезентовых кабинах сидели железные люди». Подвиг советского солдата-автомобилиста увековечен десятками памятников в наших городах и поселках. На постаментах застыли «полуторки», которые вывезли на своих кузовах и в простреленных навылет кабинах миллионы раненых с передовой. Подвезли тысячи тонн продовольствия, боеприпасов, медикаментов и прочего имущества, так необходимого солдатам на войне. По имеющимся сегодня данным, только на знаменитой «Дороге жизни» через Ладогу было потеряно более 1100 автомобилей. Большую часть из них составили именно «полуторки». Воинских специальностеи ГАЗ-АА не перечесть. Санитарные автомобили и зенитные установки, аэродромные заправщики и аэростартеры (машины, предназначенные для запуска самолетных двигателей), артиллерийские тягачи и передвижные ремонтные мастерские, фронтовые кинопередвижки и автолавки военторга ⓠ вот далеко-далеко не полный перечень военных обязанностей этого автомобиля ⓠ солдата⦠ И пусть он выглядел на фоне «ленд-лизовских» Студебеккеров и Швроле как ослик в табуне породистых скакунов, но именно этот «ослик» вывез на своих колесах основную часть трагедии и ужаса самой страшной войны в истории человечества. К слову, совсем недавно, в позапрошлом году, поисковиками был поднят со дна Ладожского озера автомобиль ГАЗ-АА.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев