ССЫЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ
Перебирая материалы с информацией об учителях, наткнулась на интересные документы, среди которых – жалоба в коллегию учителей при Министерстве просвещения от учителя Энгенерской семилетки Анатолия Денисовича Мочалова (1924 г.р., родился в д.Соза Курбятовская Яранского района Кировской области) и завуча этой же школы Елизаветы Климентьевны Мочаловой (1922 г.р, родилась в д. Отары Отарского с/с Пектубаевского района Марийской АССР). Из бумаг узнала, что в Кумьинской школе в период с марта 1947 года по август 1948 год работали ссыльные учителя.
Из характеристики на учителя А.Д. Мочалова читаем: «Учитель Мочалов Анатолий Денисович, работая данный период (март 11947 – август 1948 гг.) в Кумьинской семилетней школе, с учебно-воспитательной работой справлялся удовлетворительно, добросовестно относился к выполнению поручений со стороны дирекции школы и педсоветов. Пользовался авторитетом среди учащихся и родителей. Принимал активное участие в агитационно-массовой работе и в работе драматического кружка школы. Был руководителем кружка по изучению краткого курса истории ВКП (б). Систематически повышал свой идейно-политический уровень, занимался чтением художественной литературы, при подготовке к урокам пользовался методическими материалами».
Анатолий Денисович закончил учительские курсы по подготовке учителей для НСШ в 1944 г. С 15 ноября 1944 года работал учителем истории в 5-7 классах и русского языка в 5 классе Энгенерской семилетней школы (Кировская область). Участвовал в Великой Отечественной войне, ранен, получил инвалидность III группы. С 1947 года заочно обучался в пединституте на историческом факультете.
Елизавета Климентьевна Нехорошкова, будущая супруга А.Д. Мочалова, работала завучем в этой же школе, преподавала русский язык и литературное чтение в 6-7 классах.
«Работая учителем, не получал со стороны директора замечаний в части плохой работы, - читаем в жалобе Мочалова. – В школе пользовался большим авторитетом среди учащихся. Я, как историк, ставил доклады на разные темы для учащихся, а также для общественности. Регулярно составлял план воспитательной работы с классом, а также план по самообразованию. Очень любил участвовать в культурно-массовой работе и с честью выполнял поручения в агитационно-массовой работе».
Его любимая также выполняла поручения по агитационно-массовой работе в колхозах, была инициатором в культурно-массовой работе. Под руководством Елизаветы Клементьевны в школе работали кружки самодеятельности, пионерская организация. Со стороны директора она тоже не получала замечаний, её поощряли, ставили в пример другим.
Всё резко изменилось, когда супруги Мочаловы обвенчались. Это случилось 24 ноября 1946 г. «Мы с Елизаветой Климентьевной в выходной день тайно и другой области, МАССР, совершили религиозный брак, - пишет Анатолий Денисович. – Потому что её родители-старики не разрешали нам свершить судьбу, а она несмела огорчить родителей, и пришлось покориться им и съездить ночью в церковь. Конечно, очень долго мы совместно убеждали их, что это бессмысленно, но они ни в какую не давали разрешения. Тогда мы, имея ввиду то, что открываются церкви, что значит, особого тут ничего нет, и решили исполнит волю родителей».
С 24 ноября по 11 декабря Мочаловы работали как обычно, никаких изменений в отношении к обвенчанным учителям не происходило. Но однажды Анатолия вызывают в райком комсомола, и за пять минут заседания бюро райкома выносит решение: «Исключить из рядов комсомола и требовать роно, чтоб сняли обоих с работы». После этого зав роно пишет приказ, в котором указана следующая мотивировка: «За плохую работу в деле воспитания и обучения детей в духе большевистской идейности и не желание работать над собой по повышению своего идейно-политического уровня».
Такое несправедливое увольнение, конечно же, возмутило Мочаловых: «Исключение из комсомола не может служить основанием для увольнения с работы, при том ещё сразу двоих учителей, а Елизавета Климентьевна – не комсомолка. Я в комсомоле с 1939 г., и мне не было ни одного замечания, ни одного раза меня не обсуждали на комсомольских собраниях. Когда был в армии, получил даже поощрения, благодарности. А тут сразу исключение и даже снятие с работы».
Мочаловым навсегда запретили работать в Энгенерской школе, более того – им пришлось уехать за пределы Кировской области. Учителя перебрались в соседнюю МАССР. Устроились работать в Кумьинскую школу, затем перевелись в Юнгинскую семилетнюю школу Медведевского района: Елизавета Климентьевна – учителем русского языка и литературы, Анатолий Денисович – директором этой школы. Воспитывали четверых детей, но все свои силы Мочаловы отдавали школе и ученикам.
Старшая дочь Галина Анатольевна Весилкова оставила воспоминания о родителях: «Мать часто говорила нам: «Вас ещё мне воспитывать! Делайте всё исправно сами». Всю жизнь они любили друг друга, особенно отец нашу мать, любили учительскую работу. Отца все признавали настоящим коммунистом, о маме знали, что она носит крест. Мы же росли атеистами, как все, но пребывание в гостях у вятских дедушек и бабушек утвердило страх поступать не по-Божески, «а то Боженька рассердится».
Вот такая история учителей, волей судьбы сосланных в нашу республику.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев