Часть VIII, продолжение (Часть I смотри в теме 27, часть II – в теме 28, часть III – в теме 29, часть IV – в теме 30, часть V – в теме 31, часть VI – в теме 32, часть VII – в теме 33). Тема 34. Автор темы – Филатов С.С. Дата создания темы – 28.10.2014 г.
Музыкантам и любителям классической музыки, наверное, будет интересно прочитать статью русского музыковеда, композитора, музыкального критика и учёного Л.Л. Сабанеева (1881–1968) о «Прометее» («Музыка». Москва. № 9. 1911, С. 199) и прослушать её в одном из лучших и редких исполнений (оркестра Всесоюзного радио под управлением Николая Голованова, где за роялем выдающийся российский и советский пианист А.Б. Гольденвейзер) – по ссылке: http://snowman-john.livejournal.com/23955.html . В 1911 году за поэму «Прометей» Скрябину в очередной раз присудили премию им. Глинки, а впервые поэма была исполнена в Москве 2-го марта 1911 года (партию фортепиано исполнил автор).
“С некоторым опозданием приходится дать отчёт о последнем концерте оркестра Большого театра, состоявшемся в субботу, 4 февраля 1917 г. Имея, однако, в виду, что концерт этот явился своего рода событием в истории русского музыкального искусства, придержусь на этот раз мудрого правила: лучше поздно, чем никогда. Вся программа концерта была посвящена произведениям Скрябина, причём центральным местом явилось исполнения «Прометея» в полном его виде, то есть воссоединении симфонии звуковой и световой... В основе определённого сочетания звука и света лежит представления композитора об определённой световой окраске тех или иных тональностей. Исходя из этого положения, Скрябин вводит в «Прометея» так называемую световую партию, причём задачей световой симфонии является окрашивание сменяющихся созвучий соответствующими им, в представлении композитора различными светами самых разнообразных оттенков, различной интенсивности и скорости последовательной смены. Композитор имел при этом в виду погружение всего зала в цвета, указанные им в световой партии” – так писал в 1917 году обозреватель «Русской музыкальной газеты» о первом светомузыкальном исполнении симфонической поэмы Скрябина «Прометей». Исполнение состоялось через два года после смерти композитора и технически было далеко не совершенным. В этой же заметке мы читаем: “Это была первая попытка, и в дальнейшем, надо надеяться, целый ряд уже сейчас выяснившихся недостатков будет устранён, и постепенно в исполнении световой партии будет достигнуто возможное совершенство”.
Лишь спустя 45 лет, 6 апреля 1962 года, в Казани была исполнена симфоническая поэма А.Н. Скрябина «Прометей» с настоящим световым сопровождением. Если во время первого выступления зал был наполовину пуст, то спустя 50 лет на концерте в актовом зале Казанского авиационного института был аншлаг. Техническое решение этого цветомузыкального проекта было осуществлено в студенческом КБ «Прометей» на радиотехническом факультете КАИ под руководством Булата Галеева. Светоинструмент для знаменитой премьеры разработали студенты Юрий Коваленко, Геннадий Пронин, Олег Шорников. Вместе с ними работал художник Константин Васильев. А за пультом необычного инструмента сидел преподаватель Казанской консерватории Абрам Юсфин.
Вот как описывает впечатление от "Прометея" газета "Советская Татария" ( http://www.colormusic.ru/books/article/page01.htm ): «Темнота. В зале замерли. В зале сотни ждущих людей, и, словно вскрик, ударил в край экрана ослепительный луч. Пошёл по экрану. Луч, медленный и тревожный, метнулся вдруг вверх, стал большим, осветил портрет человека с глазами, привыкшими смотреть вперёд. И сразу же из динамиков: "Сегодня, 6 апреля 1962 года, впервые в Советском Союзе исполняется симфоническая поэма «Прометей» великого русского композитора Александра Николаевича Скрябина со световым сопровождением". Тихие и низкие раздались первые звуки. И тут же, вторя им, "запел" экран, засветились стены неярким светом. Он стал ярче, когда звуки, нарастая, поднимались вверх... И ослепительно красным ответили стены звукам, которым уже, кажется, не хватало места в зале, звукам неистовой борьбы!»
В своё время я купил пластинку с симфонической «Поэмой экстаза» и с удовольствием прослушивал её на домашнем проигрывателе.
Фото 1.7.1.4-14. Обложка пластинки с симфоническими поэмами А.Н. Скрябина (1871 – 1915) – «Поэма экстаза» и С.В. Рахманинова (1873 – 1943) – «Остров мёртвых», 1988 г. Пластинка из личной фонотеки Филатова С.С. Фото обложки – автора темы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев