Создание нового РАФовского микроавтобуса (взамен модели РАФ-977) началось в 1965 году. Разработку нового перспективного автомобиля вело две группы из четырёх конструкторов, одна — под руководством Мейзиса, другая — под руководством Эйсерта. Фактически разработка велась в режиме конкурса-соревнования между двумя группами инженеров. Группы работали полностью независимо друг от друга. Проектируемый микроавтобус должен был удовлетворять двум требованиям: он должен был быть двенадцатиместным и должен был базироваться на агрегатах автомобиля ГАЗ-21.
В итоге было создано два автомобиля прототипа: РАФ-982-I группы Мейзиса и РАФ-982-II группы Эйсерта. Первый микроавтобус имел полукапотную компоновку, этот автомобиль назвали «Циклоном». Второй перспективный автомобиль имел вагонную компоновку.
Оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии. В итоге комиссия сочла лучшим РАФ-982-I. Однако директор РАФа, Илья Позняк, был недоволен решением министерства. Он считал футуристичный (вагонная компоновка автобусов тогда была в новинку) РАФ-982-II более перспективной моделью. Прототипы РАФов вновь были отправлены в Москву. После «второго тура» испытаний было принято решение о будущем производстве РАФ-982-II.
25 июля 1969 года в Елгаве началось строительство нового завода РАФа. После вступления в строй новый завод должен был приступить к выпуску новых микроавтобусов. Доводка прототипа РАФ-982-II проводилась во время строительства завода.
Новый завод начал работу в феврале 1976 года. С его конвейера начали сходить микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». Такое официальное обозначение получил новый микроавтобус, созданный в ходе доводки прототипа РАФ-982-II. В отличие от прототипа, серийный РАФ-2203 использовал агрегаты от более новой «Волги» — ГАЗ-24.
Производство[править | править исходный текст]
Рижская автомобильная фабрика ежегодно выпускала более пятнадцати тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём). В 1987 году начался выпуск переходного варианта от РАФ-2203 к РАФ-22038-02 модель РАФ-2203-01. В 1988 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший обозначение РАФ-22038-02. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальш-радиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями, а также отсутствием фирменной эмблемы РАФа. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «Автопрому СССР 60 лет» в 1984 году в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203. С 1993 года выпускался РАФ-22039. Эта модификация отличалась повышенной пассажировместимостью (тринадцать человек). Это было достигнуто за счёт сокращения до минимума багажного пространства. РАФ-2203 был самым массовым советским микроавтобусом и фактически единственным отечественным, не считая импортных "Ныса" и "Жук", а так же полноприводного УАЗ-452В который выпускался на Ульяновском автозаводе в относительно небольшом количество и в основном поставлялся на экспорт.
Производство РАФов было остановлено в начале 1997 года из-за потери основного рынка сбыта в странах СНГ, где появился более современный аналог "ГАЗель" Горьковского автозавода.
Эксплуатация[править | править исходный текст]
Маршрутное такси[править | править исходный текст]
Использование в качестве маршрутного такси было одной из основных областей применения РАФ-2203. У заводской модификации микроавтобуса, предназначенной для работы в режиме маршрутного такси, сидения располагались по бокам салона, в то время как в модификации, предназначенной для работы в качестве служебного транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли маршрутного такси, поэтому на городских маршрутах работали машины с разной компоновкой пассажирских сидений. Также как маршрутное такси использовалась мелкосерийная модификация с высокой крышей РАФ-2921.
Маршрутные такси — РАФы были очень распространены в первой половине 90-х годов, позднее их начали заменять микроавтобусы «Газель», «Бычок» и другие. В начале XXI века маршрутные такси РАФ-2203 выводятся из эксплуатации в связи с моральным и техническим устареванием, то есть, в первую очередь, по требованиям безопасности. В некоторых городах использование РАФ-2203 в качестве маршрутного такси теперь вообще запрещено законодательно. В регионах с низким уровнем жизни РАФ ещё популярен, в Абхазии и Южной Осетии, например, он до сих пор используется как маршрутное такси чаще, чем «Газель». Практически все заменены в 2011 году на «Газели» или «Мерседесы».
Скорая помощь[править | править исходный текст]
РАФ-22031-01 — автомобиль скорой помощи
Ещё во время создания автобуса планировалось его использование в качестве автомобиля скорой помощи. Об этом говорит, например, тот факт, что в принимающую межведомственную комиссию входили медики. Медицинская модификация РАФ-2203 обозначалась как РАФ-22031. Реанимобили с высокой крышей на базе РАФ-2203 выпускала финская фирма TAMPO в 1981—1994 годах.
Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038 получил обозначение РАФ-2915. Выпускался также реанимобиль РАФ-2914, отличавшийся более высокой крышей.
Другие области[править | править исходный текст]
РАФ-2907 специальный автомобиль для сопровождения олимпийского огня для Олимпиады-80 (Москва).
РАФ-2203 использовались в самых разных областях. Базовые микроавтобусы — в качестве служебного транспорта (в том числе, в милиции, армии), а также в качестве автолабораторий, кино-/теле-съёмочные, ралли-сервиса и т. д.
Пассажирские безоконные одно- и двухсекционные автопоезда из прицепных вагончиков и седельного тягача РАФ-3407 работали на экскурсионном маршруте внутри территории московской ВДНХ, а также в Олимпийской деревне во время московской Олимпиады-80.
Также для обслуживания соревнований Олимпиады-80 на РАФе было создан целый ряд специальных модификаций РАФ-2907/2911, включая электромобили РАФ-2910, а также пикапы-веловозы РАФ-2909.
В конце 1980-х под «горбачёвскую» программу поддержки многодетных семей, Рижская фабрика выпускала мелкой серией 8-местный вариант микроавтобуса с отделкой «люкс», управлять которым можно было с правами категории «В». Эту модификацию продавали частным владельцам.
С 1980-х РАФы начали использовать и для перевозки грузов. Например, на мелкосерийном безоконном фургоне РАФ-2916 возили почту, промтовары, а также покойников.
В 1990-х на базе РАФ-22038 на территории старого РАФа в Риге мелкосерийно выпускали однотонные грузовики РАФ-3311 (бортовой или кунг, напр., РАФ-2920) и РАФ-33111 (с двойной кабиной бортовой или кунг, напр., аварийная РАФ-33114 и катафалк РАФ-2926), поставлявшиеся также и в Россию. Также существовало мелкосерийное производство бронированных инкассаторских фургонов РАФ-LABBE [1], кемперов и прочих машин на базе РАФов.
Конструкция[править | править исходный текст]
РАФ-2203 — микроавтобус вагонной компоновки. Салон микроавтобуса состоит из двух отделений. В переднем расположено место водителя и одно пассажирское сидение, в заднем — десять пассажирских сидений. За пассажирскими сидениями расположено багажное пространство.
Кузов — несущий, цельнометаллический. Микроавтобус имеет четыре одностворчатые двери: две справа (для посадки пассажиров), одна слева (для посадки водителя) и задняя (для доступа к багажному пространству).
На РАФ-2203 использовался двигатель от ГАЗ-24. Двигатель располагался спереди, он приводил в действие задние колёса. Задний мост тоже брался от ГАЗ-24, в то время как передняя подвеска и рулевое управление было оригинальным, но в конструкции использовались детали и элементы подвески ГАЗ-24 и ГАЗ-21.
Первоначально все тормоза были барабанными, но на автобусах модификации 22038 на передних колёсах были установлены дисковые тормоза.
Также дверные ручки на РАФ-2203 были установлены от снятого с производства автомобиля Москвич-408.
Модификации[править | править исходный текст]
Модель Назначение Годы выпуска
2203 базовая модель 1976—1987
22031 автомобиль скорой помощи, отличался наличием внутри медицинского оборудования
22032 автомобиль для работы в качестве маршрутного такси, сиденья в пассажирском салоне были вдоль бортов
22033 служебный автомобиль для милиции. В специально оборудованном салоне был пенал на 2 задержанных, место для собаки, 3 сиденья и пирамидка для оружия
22034 служебный автомобиль для пожарных. Предназначен для перевозки 5 пожарных и 5 комплектов снаряжения
22035 специальный автомобиль для перевозки донорской крови
22036 специальный автомобиль, совместивший в себе Скорую и милицию. Был выпущен единственный опытный образец
ТАМРО-РАФ реанимационный автомобиль, с оборудованием финской фирмы ТАМRO. Имел высокую крышу и окрашивался в ярко-жёлтый цвет с оранжевыми полосками
2203-01 переходная модель от 2203 к 22038 1987—1990
22031-01 автомобиль скорой помощи
22032-01 автомобиль для работы в качестве маршрутного такси
22033-01 служебный автомобиль для милиции
22034-01 служебный автомобиль для пожарных
22038 обновлённая модель, с новой системой подвески и некоторыми другими агрегатами[1], имела измененную решётку радиатора, форточки отсутствовали 1989—1997
22039 автомобиль для работы в качестве маршрутного такси 1993—1997
2921 мелкосерийная пассажирская версия с высокой крышей
2907 [2] мелкосерийная «олимпийская» версия, система охлаждения доработана для длительного движения со скоростью бегуна[2] 1979—1980
2909 [3] мелкосерийная «олимпийская» версия - пикап-веловоз с двурядной кабиной и тентом 1979—1980
2911 [4] мелкосерийная «олимпийская» версия с судейским табло на крыше 1979—1980
2910 судейский электромобиль
2915 скорая помощь по типу 22031 1991—1997
2914 реанимобиль по типу ТАМРО-РАФа 1989—1993
2912 [5] мелкосерийная версия - оконная лаборатория
2916 и 2924-ТАМРО [6] [7] мелкосерийная версия - безоконный фургон (почтовый, катафалк и др.)
3407 [8] [9] мелкосерийная версия - парковый автопоезд из седельного тягача и одного-двух прицепных открытых вагончиков РАФ-9225/9226
33113 [10] пикап с двурядной кабиной и тентом
[11] длиннобазный пикап с однорядной кабиной и тентом
33111 бортовой минигрузовик с однорядной кабиной 1991—1993
2920 минигрузовик-фургон с однорядной кабиной и кунгом
3311 бортовой минигрузовик с двурядной кабиной 1991—1993
33114 [12] минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и кунгом
2926 [13] минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и изотермическим кунгом
Оценка проекта[править | править исходный текст]
Достоинства[править | править исходный текст]
По сравнению с предшествующей моделью РАФа (РАФ-977), РАФ-2203 был просторным микроавтобусом. Это повышало уровень комфорта пассажиров и имело первостепенное значение для использования РАФ-2203 в качестве автомобиля скорой помощи: в кузове РАФ-2203 было достаточно пространства для важнейшего медицинского оборудования. Кроме того, РАФ-2203 имел мягкий плавный ход.
Недостатки[править | править исходный текст]
Слишком тяжёлый двигатель, размещенный над передним мостом, создавал плохую развесовку (свыше 55 % массы приходилось на передний мост), что вело к повышенному износу и даже повреждению переднего моста, а также плохой управляемости незагруженного микроавтобуса на скользкой дороге и значительно ухудшало проходимость (из-за этого заднюю часть микроавтобуса иногда нагружали балластом). Кузов отличался не слишком высоким качеством сварных швов и окраски, а также плохими антикоррозионными свойствами. Днище было выполнено фанерным (кроме последней версии маршрутного такси 22039), что также усугубляло проблемы эксплуатации. Значительные проблемы были и с качеством агрегатной базы от автомобиля ГАЗ-24 "Волга". Из-за особенностей расположения водителя и КПП переключение передач было неудобным.
В игровой и сувенирной индустрии[править | править исходный текст]
А18
Модель автомобиля РАФ-2203 (А18) выпускалась на заводе «Радон» (г. Маркс) с 1977 по 1987 год. С 1987 г. выпускается модель без номера.
Модель автомобиля РАФ-22031 (А27), но из-за ошибки первое время стоял номер А26, который принадлежал ГАЗ-24. РАФы А26 ныне - большая редкость.
В 1980 году была выпущена модель мелкосерийного спецавтомобиля РАФ-2907 (А21) в двух вариантах: «Судейский» и «Эскорт Олимпийского Огня». Данная модель имеет достаточно высокую ценность среди коллекционеров и редка в наше время.
2 февраля 2010 года модель РАФ-2203 вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР»[3].
Модель отличается от Саратовской очень хорошей деталировкой, но имеет несколько небольших недоделок, в частности — отсутствующий шильдик «Latvija» на капоте и слишком глубокие швы на крыше.
В советское время выпускалась игрушка, реагирующая на звук.
6 декабря 2011 года в рамках журнала «Автолегенды СССР» за номером 74 появилась модель РАФ-22038 — белый микроавтобус с синей полосой.
28 января 2012 года в рамках журнала «Автомобиль на службе» за номером 12 появилась модель РАФ-22034 — пожарный штабной микроавтобус.
28 июля 2012 года в рамках журнала «Автомобиль на службе» за номером 25 появилась модель РАФ-2203 — микроавтобус ГАИ.
17 ноября 2012 года в рамках журнала «Автомобиль на службе» за номером 33 появилась модель РАФ-2907 — микроавтобус сопровождения олимпийского огня.
6 апреля 2013 года в рамках журнала «Автомобиль на службе» за номером 43 появилась модель РАФ-Лаббе — инкассаторский микроавтобус.
24 августа 2013 года в рамках журнала «Автомобиль на службе» за номером 53 появится модель РАФ-Тамро — микроавтобус скорой помощи (реанимация).
В кино[править | править исходный текст]
В американском фильме «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» полицейские едут за преступниками на милицейском РАФ-22033.
Оранжевый РАФ-2203 был основным передвижным средством журналистов программы Ленинградского телевидения «Телекурьер».
Также РАФ-2203 и его модификации присутствуют в фильмах:
86400 секунд работы дежурной части милиции
Взбесившийся автобус
Влюблён по собственному желанию
Город принял
Граф Крестовский
Двойники
Если завтра в поход
Живая мишень
Кризис среднего возраста
Мафия бессмертна
Приказано взять живым
Просто ужас
Путешествие будет приятным
Ралли
Сувенир для прокурора
Счастливая, Женька!
Сын за отца
Сыщик
Три дня на размышление
Утренний обход
Цареубийца
В субботу
и в других фильмах.
В компьютерных играх[править | править исходный текст]
РАФ-2203 присутствует в моде Criminal Russia для Grand Theft Auto: San Andreas.
РАФ-2203 присутствует в моде Назад в СССР для Grand Theft Auto: San Andreas.
В игре Half-Life 2 и Counter Strike: Source присутствуют сломанные РАФы.
в игре Call Of Duty:Black Ops2 в миссий <Страдай как я> и <Кордес Ди> присутвует Раф TEMPO виде скорой помощи
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев