Ученые и методисты отмечают, что в пос леднее время наблюдается тенденция к по тере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испы тывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поис ке новых методов, приемов и форм органи зации обучения, потому что многие пробле мы в рамках классно-урочной системы не решаются.
Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, тре буют от педагогов реализации идеи инди видуального подхода в условиях массовос ти образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является на учно-исследовательская деятельность уча щихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также фор мированию мотивации к получению уча щимися знаний. Данная форма распрост ранена в основном в старших классах, но, по нашему мнению, целесообразно вво дить основы данной деятельности в учеб ный процесс с начальной школы. Еще од ной особенностью организации исследова тельской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут прини мать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень ис следования будет иным. Целью организа ции исследовательской деятельности уча щихся является формирование у них поз навательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следую щие задачи: развитие логического мышле ния, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обоб щать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирова ние наблюдательности и внимания, уме ний работы с художественными и научны ми текстами.
Самым начальным этапом работы уча щихся является .выбор темы, далее с по мощью учителя ребенок ставит цель — чего он должен добиться в процессе своей ис следовательской деятельности. Следую щий этап — подбор материала по своей те ме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, да лее оформляет его. И заключительным эта пом работы является защита. Формы реа лизации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт. Защита ра боты может происходить в виде конферен ции, презентации, доклада и др.
В процессе исследовательской деятель ности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
— изучение теоретических источников;
— наблюдение;
— поисковый эксперимент;
— описательный;
— анкетирование;
— интервьюирование.
Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, экология. В исследовательской деятель ности возможно установление межпред метных связей: литературное чтение и рус ский язык; окружающий мир и экология, литературное чтение и окружающий мир и т. Д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им каза лось, не связанные между собой предметы. Тематика работ также разнообразна: «Имена собственные в вывесках города» (русский язык); «Троекрат ные повторы в народных и авторских сказ ках» (литературное чтение); «Мы в ответе за тех, кого приручили» (окружающий мир);«По заповедным тропинкам», «Они могут исчезнуть» (эко логия); «Слова с зимней тематикой в сти хотворенииях русских поэтов» (русский язык и литература); «Осо бенности характера животных в русских народных сказках» (литературное чтение и окружающий мир); «Природные явления в стихотворениях А.А. Фета» (окружающий мир и литературное чтение) и т.д. Дети по рой сами придумывают столь оригиналь ные и интересные темы, что учителю остается только правильно их сформулировать.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятель ности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятель ности учащихся.
В приобщении детей к исследователь ской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
В начальной школе регулярно используют ся индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать ис следовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первич ные навыки проведения самостоятельных исследований.
Для знакомства младших школьников с методикой проведения учебных исследова ний понадобится два-три тренировочных занятия. В ходе подготовки к ним изготавливаю картонные карточки с символическими изображениями методов исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.
Изображения на них целесообразно на рисовать фломастером или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не менее половины листа фор мата А4. На таких же по размеру листах картона изображаю и темы будущих иссле дований — наклеить на картон изображе ния животных, растений, зданий и т.д.
С целью выбора темы и методов иссле дования садимся (родители, учителя) вокруг большого стола, на котором разложены карточки с символическими изображениями методов и тем исследований.
Объясняю, что школьники бу дут учиться проводить самостоятельные исследования и выполнять работу, которую делают ученые.
Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы вызыва ю двух учеников и предлагаю им рассмот реть заготовленные карточки с изображе ниями различных тем исследований и выб рать наиболее интересную.
Карточку с изображением избранной те мы размещаю на середине стола, а карточки с изображением других тем исследова ний убираю.
Например, ученики выбрали тему «По пугай». Учителю необходимо объяснить юным исследователям, что их задача зак лючается в составлении небольшого сооб щения о попугаях, но для того, чтобы под готовить его, надо собрать всю доступную информацию об этой птице и обработать ее.
Естественно, что сбор информации яв ляется для младших школьников новым и сложным делом. Поэтому сообщаю, что су ществует много способов получения необ ходимых данных, и побуждаю учеников к размышлению о том, какие источники ин формации они знают. Начать можно с воп росов: «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?» и т.д. В ходе соответствующей бе седы учителю необходимо подвести школь ников к мысли, что исследование начинает ся с обдумывания, какая информация необ ходима исследователю. Затем на стол вык ладывается карточка с символом, обозначающим действие «Подумать».
Далее задаю вопрос: «Где можно узнать что-нибудь о попугае?» Отвечая на него, учащиеся постепенно выстраивают линию из карточек: «Поду мать», «Спросить у другого человека», «По наблюдать», «Провести эксперимент», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по те левизору», «Получить информацию из сети Интернет» и др. Подчеркну, что набор ис пользуемых методов исследования зависит от реальных возможностей учащихся.
Разложенные на столе карточки с сим волическими изображениями методов сбо ра информации есть не что иное, как план исследования. Важно объяснить ученикам, что собранные данные лучше сразу зафик сировать, чтобы они не были забыты. С этой целью раздаю учащимся ручки и небольшие листы бумаги, а также цветные карандаши или фломастеры. Целесообраз но показать младшим школьникам, как можно сделать на листе бумаги краткую за пись или рисунок.
Учителю необходимо быть готовым к тому, что умение письменно фиксировать информацию развито у учащихся довольно слабо. Не следует огорчаться по этому по воду, так как по мере участия в занятиях потребность в этом у школьников будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство краткого выражения найденных сведений и идей.
Первый пункт плана исследования, как правило, обозначается карточкой «Поду мать». Например, подумав, школьники мо гут сделать следующее заключение о местах обитания попугая: «Попугай живет в джунг лях, в жарких странах». Для того чтобы за фиксировать это, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листе изображение пальмы и солнца. Рису нок пальмы будет служить напоминанием о джунглях, солнца — о жарком климате.
Далее можно порассуждать о размерах попугаев. Например, ученики говорят, что попугаи могут быть крупными и мелкими. Это также фиксируется на листах. Крупно го попугая можно изобразить в виде боль шого овала с пририсованным к нему клю вом и линиями-перьями, обозначающими хохолок и хвост; рядом с ним в виде малого овала можно аналогично нарисовать мелко го попугая.
Дети могут вспомнить, что у попугая яр кое оперение. Начертив на листе несколько ярких линий цветными фломастерами, школьники могут зафиксировать идею о ярком оперении птицы.
Как показывает опыт, этих кратких за писей и несложных значков оказывается достаточно для фиксации несложной ин формации на короткий срок. Школьники быстро обучаются умению делать такие за писи и создавать символы, обозначающие различные идеи.
Следующий пункт плана исследования обозначается карточкой «Спросить у дру гого человека». Предлагаю учащимся расспросить взрослых или друзей о попугае. На первых порах это вы зывает большие трудности. Дети в силу возрастных особенностей эгоцентричны, поэтому им иногда сложно сформулиро вать вопрос и нелегко воспринять ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматри вать как одну из важнейших целей проведе ния игр-исследований.
Полученную информацию надо проана лизировать и обобщить. Для этого на столе раскладываем все листы с собран ными данными. Они должны лежать так, чтобы каждый школьник мог их видеть. После этого надо выяснить, что нового уз нали школьники, подумать, какие выводы позволяет сделать собранная информация, что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования. В процессе обобщения результатов исследо вания происходит развитие мышления и творческих способностей младших школь ников, они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные, пытаются дать оп ределения понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отлича ется от работы настоящих ученых. Иной является лишь степень «новизны» самих фактов.
Как только информация обобщена, начинаем подготовку сообщения по теме исследования. После выступления исследо вателей надо обязательно устроить обсуж дение сообщения. Необходимо предоста вить слушателям возможность задать воп росы. Важно не забыть похвалить исследо вателей за работу, особенно отметив то, что у них получилось очень хорошо. Подчерк нем, что первое сообщение обычно бывает длинным, но со временем доклады стано вятся более лаконичными, но глубокими, развернутыми и обстоятельными.
Первое занятие на этом можно считать законченным. Его результатом стало зна комство с общей схемой исследователь ской деятельности. Теперь ученикам предстоит долгий, но увлекательный про цесс совершенствования своих исследова тельских навыков в ходе самостоятельных исследований.
Для самостоятельных исследований школьникам понадобятся карточки, которые использовались на тренировочных за нятиях. Из новых средств потребуется спе циальная «Папка исследователя». Она не обходима каждому ученику. Сделать ее не трудно: на лист картона мы наклеивали не большие кармашки из плотной белой бумаги, на которых помещены изображе ния методов исследования.
После выбора темы и получения «Пап ки исследователя» ставится цель исследо вания, определяются его задачи, выдвигает ся гипотеза.
Ученики проводят исследования всеми доступными им методами, в ходе которого они должны:
1) дать определения основным понятиям;
2) классифицировать основные предме ты, процессы, явления и события;
3) выявить и обозначить все замеченные ими парадоксы;
4) подобрать метафоры и сравнения;
5) сформулировать суждения и умозак лючения;
6) сделать выводы;
7) указать возможные пути дальнейше го изучения темы исследования;
8) подготовить текст выступления;
9) подготовить схемы, макеты, черте жи для иллюстрации результатов иссле дования.
Покажем, как коллективная работа второклассников на одном из уроков по окру жающему миру стала впоследствии научно-исследовательской работой единомышлен ников.
Цель данного урока — организовать трени ровку детей в построении ряда объектов но выделенному свойству, в классификации объектов (птицы, классификация клювов птиц). Сначала учащиеся в группах по моей просьбе пробовали добыть семечко из шелухи, орех из скорлупы, ягоду из ком пота, не касаясь материала руками, а потом обсуждали, чем это удобнее сделать. Уча щиеся предположили, что формы клювов птиц связаны с образом их жизни. На сле дующем этапе урока каждая группа постро ила свой ряд по способностям птиц: хватать и разрывать, расколупывать, доставать пи щу из труднодоступных мест, процеживать воду, долбить.
Результатом работы явилась классифи кация клювов птиц по их функции. Кроме того, урок вызвал массу вопросов у учеников о жизни птиц. Вопросы, возникающее у учащихся часто подталкивают к новому поиску и приводят к новому зна нию. Обсуждая заинтересовавшую тему, учащиеся пришли к выводу, что по внешне му виду клюва не всегда удается понять, для чего он нужен птице, что для этого нуж но узнать о птицах побольше. Учащиеся ре шили «выпустить» рукописную книгу о пернатых, о которых говорилось на уроке, и их клювах. В работе принял участие весь класс. Учащиеся наблюдали за птицами, со бирали информацию, рисовали птиц. Книга «Птицы и их клювы» была с гордостью по казана родителям на одном из собраний.
В следующем учебном году одна из групп решила подготовить для Ломоносов ских чтений доклад «Для чего птицам клюв». Учащиеся, теперь уже третьекласс ники, поставили цель исследования: выяс нить, для чего нужны птицам клювы. Ис следование проводили по плану:
Где обитает птица.
Клюв (форма, величина, окраска, осо бенности).
Источники информации.
Результаты исследования были оформ лены в виде условных графических изобра жений-символов, отображающих функции клювов.
Четверо учеников обсудили, о какой птице каждый из них будет готовить выс тупление и как его для слушателей лучше построить. Помощь оказало умение уча щихся работать с компьютером. Один из учеников взялся за представление работы в целом и выступил на Ломоносовских чте ниях в роли ведущего своей группы. Один за другим рассказывали учащиеся о заинте ресовавших их птицах. На доске перед слу шателями появлялись яркие картинки-символы, показывающие многообразие и особенности использования клювов различными птицами. Подытоживая выступ ление товарищей, ведущий сказал, что в ре зультате коллективной работы учащиеся выяснили, что клювы у птиц не для красо ты, они им необходимы. Клювы различные. Это зависит от того, чем птица питается, как добывает пищу, и от условий жизни. В первую очередь птицы используют клювы для добывания корма для себя и птенцов, в качестве инструмента для устройства гнез да, как музыкальный инструмент, для чист ки своих перьев и даже как оружие и мно гого другого. Оформив письменно свои выступления, второклассники включили их в рукописную книгу «Птицы и клювы». Работа учащихся была отмечена диплома ми на секции «Хочу стать исследователем!» и напечатана в сборнике выступлений «Врата моей учености».
Участие в научной конференции стало важным событием в жизни второклассни ков. Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими находка ми с одноклассниками и ребятами из дру гих школ стали для них лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям.
В заключении хочу сделать вывод: помимо того, что учащиеся учатся учиться, в частности, самостоятельно добывать знания, решаются многие образовательные задачи, информация, добытая практически, остается в их памяти надолго.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев