7 ноября 2022 года исполнится 70 лет со дня образования 763 ИАП. Продолжаю размещать историческую информацию о нашем легендарном 763 ИАП. Начинаю публиковать отрывки из своей книги «Жизнь – только миг».
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА СОЗДАНИЯ 763 ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА
История нашего отечества неразрывно связана с историей его Вооруженных Сил. И это далеко не случайно. Так уж получилось, что практически все годы своего существования Россия была вынуждена с оружием в руках отстаивать свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. Именно поэтому история каждого вида Вооруженных Сил, объединения, соединения, каждой воинской части – это слагаемые истории нашего Российского государства.
В состав Уральского объединения ВВС и ПВО авиация входит с 1951 года. На протяжении всей истории объединения личный состав 763 истребительный авиационный полк, совершенствуя свое летное мастерство, с высоким качеством выполнял любые поставленные боевые задачи, грамотно эксплуатировал авиационную технику, мужественно и умело действовал в самой сложной обстановке.
Согласно директиве Военного Министра Союза ССР № ОРТ/3/. 79348 от 15.02.1952 г. и Главного Управления Командующего Войсками ПВО страны № ОМУ/2 763 истребительный авиационный полк начал формироваться на аэродроме Б. Савино, Молотовской области. Личный состав на укомплектование полка прибыл из частей истребительной авиации ПВО страны.
Формирование полка началось 15.02.1952 г. под началом подполковника Галиушина Ибрагима Зайнуловича. Дальнейшее формирование производил подполковник Гребенников Александр Емельянович, прибывший 30 августа 1952 г. и вступивший в командование полком.
Формирование полка завершилось 7 ноября 1952 года.
Полк вошел в состав истребительной авиационной дивизии ПВО Уральского района.
С 17 марта 1953г. в 763 истребительный авиационный полк на вооружение начали поступать боевые самолеты МиГ-15бис.
С 1 июля 1953 г. полк перешел на новый штат №39/305 (офицеров-143; сержантов -33; солдат-140).
5 июля 1953г. командующим Войсками ПВО Уральского района генерал-лейтенантом Щегловым, 763 истребительному полку было вручено Боевое Знамя части (Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 25 декабря 1952г.).
17 сентября 1953 г. на укомплектование полка прибыло 20 летчиков, выпускников Борисоглебского военного авиационного училища. В ознаменование дня формирования полка установлен годовой праздник полка – 7 ноября 1952 г. С 1 октября 1955 г. одна авиационная эскадрилья полка перешла на новую штатную организацию в связи с предстоящим перевооружением ее на самолеты Як-25.
17 января 1956 г. прибыло для доукомплектования полка 20 летчиков после окончания Черниговского военного авиационного училища.
С 1 января 1958 г. полк отнесен в первую линию и стал именоваться 763 истребительный авиационный полк первой линии.
С 1 декабря 1965 г. личный состав полка начал переучиваться на самолет-перехватчик Як-28п. В апреле 1966 г. в полк поступили первые самолеты Як-28п.
Военный гарнизон Комсомольский-2 был создан в 1963-1968 гг. он располагался в 15 километрах от поселка Комсомольский Тюменской области. С 1968 года стал местом дислокации 763 авиационного истребительного полка, сформированного в Пермской области в 1952 году. Основной задачей полка была защита северных рубежей и охрана воздушного пространства страны.
Август 1963 года, на маленькой железнодорожной станции Мансийский остановился эшелон с двумя военно-строительными отрядами и оборудованием. Перед батальонами была поставлена задача – простроить взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, стоянки, склад ГСМ и другие объекты.
Сопровождал людей и грузы молодой капитан Советской Армии Николай Панов. На месте предполагаемого военного аэродрома уже имелся небольшой гражданский аэродром и вертолетная площадка (которые в последующем были перенесены на постоянное место в п. Советский). Там стояли маленькие самолеты, такие как АН-24. Военные строители расположились рядом, и стали готовиться к зиме - вырыли землянки, заготовили дрова. В 1964 году начали вырубку леса, выкорчевку пней для строительства взлетно-посадочной полосы. Первый десант работал до 1967 года, а затем уже новое подразделение военных строителей начало строить казармы, жилье, прачечную, пекарню, баню, столовую, одним словом - все, что должно было обеспечить нормальную жизнь военного городка. В 1968 году гарнизон Комсомольский-2 был полностью готов к приему самолетов-истребителей любого типа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев