__________________________________________
Положения о социальной поддержке российских ветеранов боевых действий регламентируются Федеральным законом "О ветеранах" за номером 5-ФЗ от 12.01.1995. Мы рассмотрим - какие права, налоговые и жилищные льготы есть у ветеранов в 2015 году.
Налоговые льготы
1. Имущественный налог НЕ ПОДЛЕЖИТ уплате ветеранам боевых действий,
2. Земельный налог - может быть существенно снижен или аннулирован для ветеранов. Более подробно на этот вопрос ответят региональные представительства Собеса, так как решение по погашению части налога на землю принимают именно муниципальные власти. В некоторых регионов для ветеранов могут пойти на такие уступки как снижение кадастровой стоимости земли, находящейся в собственности у ветерана, что повлечет за собой снижение налога,
3. Транспортный налог. Его размер для ветеранов боевых действий также регулируется региональными властями. Например, саратовская, воронежская, самарская, ульяновская и волгоградская области для ветеранов наиболее "привлекательны", если можно так выразиться. Там применяется обнуление транспортного налога для ветеранов боевых действий. Полный список действующих региональных "скидок" ветеранов можете скачать с нашего сайта по этой ссылке.
4. Госпошлины за обращения в судебные органы. Не взимаются при предъявлении соответствующего удостоверения,
5. Вычет из подоходного налога. Это вычет фиксированный и составляет 500 рублей.
Жилищные льготы
1. Право бесплатного получения жилплощади. Муниципальной, либо государственной. Право есть у всех, регламентируется оно все тем же законом "О ветеранах", но дождаться таких щедрот удается далеко не каждому желающему участнику боевых действий,
2. Можно также отметить право на установку городского телефона для ветеранов вне очереди, однако в 2015 году эта льгота утратила свою актуальность по причине коммерциализации телефонных компаний. Однако, в некоторых регионах данная льгота все же сохранена (Кабардино-Балкарская республика, Дагестан, Удмуртия),
3. Компенсация 50% оплаты жилищных услуг (сюда не входит компенсация за пользование газом, светом, водой), а только жилищные услуги. Эта льгота распространяется на тех, кто проживает вместе с ветераном на одной жилплощади.
Здравоохранение
Льготы ветеранам в 2015 году также предполагают наличие бесплатной медицинской помощи, бесплатное лечение в военных госпиталях и клиниках и следующие несколько пунктов:
1. Бесплатная диспансеризация. Не более 2 раз в полгода,
2. Бесплатные протезы конечностей (изготовление, повторный выпуск). Бесплатный выпуск зубных протезов практикуется только в нескольких регионах России.
Финансовая поддержка и субсидии
1. Ежемесячные денежные выплаты ветеранам в 2015 году были сохранены (ЕДВ),
2. Бесплатные лекарства, получаемые по рецептам также можно отнести к этому виду социальной поддержки
3. Бесплатный проезд в пригородном транспорте, либо компенсация затрат на проезд (проездной билет по спец. удостоверению),
4. Выплаты по инвалидности. Носят ежемесячный характер, начисляются в 2015 году ветеранам, получившим в результате боевых действий увечья. Тут важно отметить, что 1 и 4 пункты не суммируются. Ветеран в 2015 году получает либо обычную ЕДВ, либо ЕДВ по инвалидности.
Компенсация затрат на обучение и трудовые льготы для ветеранов
1. Повышенная стипендия при поступлении в ВУЗ или заведение среднего профессионального образования,
2. Первоочередное зачисление даже на конкурсные места,
3. Для работающих ветеранов в 2015 году предусмотрена возможность выхода во внеочередной отпуск (за свой счет) в дополнение к очередному. Продолжительность отпуска за свой счет для ветерана составляет 35 в году,
4. Бесплатное прохождение квалификационных курсов и курсов переподготовки.
Это краткое описание льгот, положенных в 2015 году ветеранам боевых действий. Куда обратиться ветерану за более подробной информацией? В отделение Пенсионного фонда России (ПФР) по месту прописки. Не забудьте взять с собой удостоверение и паспорт, их обязательно потребуют.
___________________________________________________________________
Обязан ли работодатель предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск работникам - ветеранам боевых действий?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не обязан предоставлять дополнительный отпуск работникам - ветеранам боевых действий.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Однако ни ТК РФ, ни какие-либо федеральные законы не устанавливают дополнительных отпусков ветеранам боевых действий.
В силу п. 11 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется лишь право использовать данные отпуска в удобное для них время.
Таким образом, законом не предусмотрена обязанность работодателя предоставлять ветеранам дополнительные оплачиваемые отпуска.
В то же время в юридической литературе высказано мнение о том, что на основании п. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий все-таки должен быть предоставлен работодателем. В соответствии с указанной нормой военнослужащим - ветеранам боевых действий предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. При этом указываются на то, что в силу п. 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ данные гарантии установлены не только для военнослужащих, но и для лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей*(1). Известная нам позиция официальных органов по данному вопросу, к сожалению, не позволяет сделать однозначного вывода о том, насколько, по их мнению, правомерен такой подход. Так, Государственная инспекция труда в Красноярском крае в письме от 3 июля 2013 г. N 6-2127-13-ПВ/221/1 указала лишь на то, что "ветеранам боевых действий предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск на основании ст. 116 Трудового кодекса РФ, п. 5.1. ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не уточнив при этом, идет ли речь о предоставлении дополнительного отпуска работодателем работнику, уволенному с военной службы и являющемуся ветераном боевых действий, либо о предоставлении такого отпуска военнослужащему.
Тем не менее, на наш взгляд, данная позиция основана на ошибочном толковании п. 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ. Как следует из указанной нормы, социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются для военнослужащих и членов их семей, а также для лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Исходя из формулировки данного положения нельзя заключить, что все социальные гарантии, предусмотренные Законом N 76-ФЗ, в обязательном порядке распространяются на все упомянутые категории граждан. Данная норма говорит лишь о том, что закон устанавливает гарантии для этих категорий граждан. При этом в каждом конкретном случае законодатель указывает конкретный круг лиц, на которых распространяется та или иная гарантия. Если какая-либо гарантия распространяется, помимо военнослужащих, также и на лиц, уволенных с военной службы, или членов их семей, это оговаривается отдельно (смотрите, например, п. 6 ст. 15, п. 12 ст. 15, п. 5 ст. 16, п. 2 ст. 20, п. 3 ст. 22 Закона N 76-ФЗ).
Таким образом, по нашему мнению, если в качестве получателей той или иной гарантии указаны только военнослужащие, расширительное толкование данного термина будет неправомерным. Поскольку в п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ речь идет именно о военнослужащих - ветеранах боевых действий, мы не можем самовольно распространять действие данной нормы ни на лиц, уволенных с военной службы (поскольку в силу п. 2 ст. 2 Закона N 76-ФЗ граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы), ни на членов их семей.
В противном случае нам пришлось бы заключить, что любые социальные гарантии, установленные законом только для военнослужащих, распространяются также и на лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, например, на указанные категории граждан распространялась бы гарантия по обеспечению военнослужащих вещевым имуществом, предусмотренная п. 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ. Однако ситуация, при которой лица, уволенные с военной службы, и члены их семей, обращаются к Министерству обороны с требованием обеспечить их указанным имуществом, представляется достаточно абсурдной, а перспективы удовлетворения такой просьбы - сомнительными.
Кроме того, считаем необходимым заметить, что норма, устанавливающая военнослужащим - ветеранам боевых действий дополнительный отпуск, относится к ст. 11 Закона N 76-ФЗ, которая исходя из своего названия регулирует служебное время и право на отдых военнослужащих. Таким образом, по смыслу данной статьи ее положения не могут распространяться на рабочее время работников в рамках трудовых отношений.
Из этого следует вывод, что норма п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ неприменима к лицам, уволенным с военной службы, и как следствие, обязанность работодателя предоставлять работникам - ветеранам боевых действий дополнительный отпуск законом не установлена. Данная позиция находит свое подтверждение и в судебной практике.
__________________________________________________________________
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ:
ростелеком 8-992-42-97-962. билайн 8-963-001-06-22. мтс 8-912-525-74-88.
______zashita85@mail.ru__________________________________________
- консультации по вопросам прохождения службы, увольнения в запас, восстановление на в/службе, защита прав военнослужащих, соблюдение установленных льгот и т.д.
- помощь в переводе к новому месту военной службы, предоставления отпусков и т.д.
- составление процессуальных документов (исковых заявлений, жалоб и т.д.)
- подготовка правовых заключений по вопросам соблюдения прав военнослужащих и установленных льгот.
На сегодняшний день особенно актуален вопрос об досрочном увольнении военнослужащих в запас. Мы имеем большой опыт реализации конституционного права в отношении увольнения военного согласно ФЗ-53, ст.51 п.6 ( по собственному желанию ) и ст.51 п.2 пп."Б" (в связи с переходом в другое силовое ведомство). http://ok.ru/group/54490647429123
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1