*
В истории бел. искусства монументальная живопись занимает особое место. Она возникает в 11 в на основе традиций Византии. Монументальная живопись средневековья представлена фресковой живописью.
*Фреска – *в переводе с ит. «свежий», техника монументальной жив-си по свежей, сырой штукатурке водяными красками, в широком смысле – росписи стен и потолков зданий. Фреска как техническая разновидность живописи известна приблизительно с 18-16 веков до н.э. в искусстве Древнего Египта.
Возникновение монументальной живописи на территории бел. земель было обусловлено распространением христианства и вызванных им эстетических и духовных потребностей.
"^ Фрески 11-12 вв." подчиняются тематике и техническим требованиям исполнения византийских памятников. На Беларуси наиболее древние фресковые росписи фрагментарно сохранились в интерьерах Софийского собора в Полоцке 12 в.; Пятницкой и Борисоглебской церквей в Бельчицке («Сретение», «Оплакивание», 12 в.); византийской манере живописи соответствуют фрески храмов Ефросиньевского монастыря Спасо-Преображенского собора в Полоцке («Покаяние Давида», «голова Святой», «Василий Великий», 12 в.).
"^ Произведений монументальной живописи 14-16 в." на Беларуси не сохранилось, но известно, что в тот период на территории белорусских земель существовали цехи мастеров, которые расписывали храмы и замки. Период 13-15вв. характеризуется формированием белорусской народности, в это время начинают формироваться школы живописи, скульптуры, архитектуры. Черты национальной школы живописи - сильное влияние фольклора, народного искусства.
В "17-18 веках" происходит синтез искусства Др. Руси и живописной техники Запада. Поэтому ряд памятников, росписи которых созданы под влиянием западноевропейского искусства, в частности, искусства Италии имели черты стиля барокко (роспись костелов в Мстиславле, Белыничах, Могилеве). Более новаторским характером отмечены декорации костелов в Несвиже и Гродно. Влияние народного искусства можно наблюдать в росписях Свято-Духовской церкви в Мстиславле (цикл «Сотворение мира», 17 в.). В 19 веке в связи с нарастанием влияния светского искусства религиозная живопись перестает развиваться.
*^ Икона (от греч. – «изображение, образ»)* – рельефные или живописные изображения Богов или святых, которые служат предметом религиозного поклонения. Это произведение в средневековой станковой живописи религиозное по темам и сюжетам, имеющее культовое предназначение. Писались иконы на деревянных досках покрытых толстым слоем левкаса (меловой грунт), восковыми или яичными красками (в техниках энкаустики и темперы).
В иконографии есть несколько типов изображения образов Христа (Христос Спаситель – Спас, Христос Пантократор – Создатель, Христос Вседержитель – Управитель – наиболее распространены в белорусской иконографии)) и Богоматери (Оранта – Молящаяся, Одигитрия – Путеводная, Умиление). Икона строиться по принципу текста, каждый элемент прочитывается как знак, символ.
Белорусская иконописная школа складывается на основе традиций русского, византийского и западноевропейского искусства. Иконопись на Беларуси появляется с принятием христианства в 10 веке.
Выделяются 4 периода эволюции иконы: 1). "10-13 в." – возникновение иконописи (произведений не сохранилось); 2) "14-16 в". – произведения написаны под влиянием др русских и византийских школ. Формирование национальной школы живописи, произведения которой отличаются узорчатостью, богатой и разнообразной орнаментикой. Примеры: «Христос Вседержитель», «Параскева Пятница» - наиболее интересные иконы белорусской иконописи этого периода. Церкви украшаются иконостасами ( от греч. «икона» - «образ, изображение», «статус» - «место расположения, стояния»). Белорусскому иконостасу как комплексу архитектурных элементов и живописи характерна крестовая компмозиция, русскому – ленточная. Иконостас имеет несколько рядов икон , которые называются «чинами». Каждый «чин» имеет свое название: «праздничный», «деисусный», «пророческий» и т.д. Белорусский иконостас может включать от одного до пяти чинов, русский – до шестнадцати. Примеры: иконостасы Пречистенской церкви в д. Шерешово (18 в.), Георгиевской церкви в Давид-Городке (18 в.), Воскресной церкви в с. Альгомель Брестск. обл. (18 в.); 3) "17 век "– усиление контакта с западноевропейской живописью (барочные черты в орнаментике икон). Иконописцы вводят в сюжет иконы элементы архитектуры, пейзажа, интерьера, натюрморта, что свидетельствует о нарастании реалистических тенденций в иконописи и отходе от канонов изображения. Примеры: «Богоматерь Одигитрия» (17 в.), «Христос Вседержитель» (17 в.), «Рождение Богоматери» ( 17 в., Петра Евсеевича из Голынца); 4) "18 век "– демонстрируются традиции древнерусской живописи и влияние западноевропейского искусства (черты барокко и рококо в орнаментике икон). Представление о характерных особенностях иконописи 18 века дают три иконы из д. Бастеновичи Могил. обл. «Авраамий и Меркурий Смоленские», « Целование Иаакима и Анны», « Поклонение волхвов». В украшающий их фон орнамент, в старые композиционные схемы, заимствованные из древнерусского и западноевропейского искусства, вкладывается новый смысл, ставятся задачи, характерные светской живописи, нежели иконописи.
*^ Белорусский живописный портрет* начинает свое развитие вместе с иконописью. Истоки возникновения портрета лежат в эпохе «фаюмского портрета» (Др. Египет). Первые портреты имели название «парсуны» (от персона), несмотря на некоторую условность изображения, они передавали индивидуальные черты портретируемого.
Как самостоятельный жанр портрет складывается во 2-й пол 16 века. В этот период создается большое количество портретов общественных деятелей - князей, магнатов, которые проявили себя в деле сохранения и развития белорусской культуры. Произведения 16 века связаны с иконописью и несут некоторую схематичность. Пример: «Катерина Cлуцкая» (16 в.). Белорусские магнаты начинают собирать произведения европейских художников (коллекция портретов Радзивиллов).
В портретном искусстве 16-17 веков возникает такое национально-самобытное явление как «сарматский портрет». Такое название связано с легендой о происхождении польско-белорусской шляхты от воинствующих племен – сарматов, некогда проживавших на территории Белоруссии и Польши. Они имели надписи информационного характера, изображения гербов и предметов, которые рассказывали об изображаемом человеке. Примеры: портреты Юрия Радзивилла и Кристофера Веселовского.
В 17-18 веке формируется реалистический портрет (ренессансные черты), затрагивающий социальную среду. Примеры: портреты Януша Тышкевича и его жены Евразинии (17 в.), портрет Софии Алельки Радзивилл (17 в.). Портрет 18 века развивался под влиянием французского искусства: портрет Михаила Казимежа Агинского – дяди польского композитора Михаила Клеофаса Агинского, который занимал высокие посты в ВКЛ (стиль рококо
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев