О нарушении конституционных прав, повлекших за собой ухудшение социального статуса служащих Советской Армии (СА) – ветеранов боевых действий, участников афганской войны 1979-1989 годов.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Всем участникам боевых действий в Афганистане, как военнослужащим, так и служащим СА были выданы удостоверения ветеранов боевых действий одинакового образца.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах1-6 пункта1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
До принятия закона «О монетизации льгот» как военнослужащие, так и служащие СА пользовались льготами, утвержденными до 1 января 1992 года.
Согласно статьи 3. п. 1. пп. 1. ФЗ №5 "О ветеранах"
К ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации и т.д.
Согласно ФЗ №5 военнослужащие – ветераны боевых действий имеют право на льготы в полном объёме только те, которые соответствуют ст.3, п. 1, пп. 1 – 4.
В тоже время служащих СА, согласно ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным причинам».
В соответствии с этой формулировкой служащие СА – ветераны боевых действий лишены многих льгот, которые имеют ветераны боевых действий – военнослужащие.
В связи с этим возникает вопрос:
Какая разница между работниками Министерства обороны СССР и Лицами, направлявшимися на работу в Афганистан по линии Министерства обороны?
Все лица, которые направлялись на работу в Афганистан, оформлялись через военные комиссариаты, заключали трудовые договора с командирами воинских частей, были поставлены на должности приказами командиров, как служащие СА.
В качестве примера среди направлявшихся на работу медицинских сестёр были военнообязанные, имевшие военные билеты и сержантские звания, которые вызывались в военкоматы повестками, у некоторых в трудовых книжках имеются записи, что «уволены с работы в связи с длительной командировкой по линии Министерства обороны СССР сроком на 2года. Распоряжение Генерального штаба ВС СССР №457/10866 от 31.06.1968 г.»
Кроме того они несли службу (работали) в тех же условиях, что и военнослужащие частей, обеспечивающих боевые действия, которые имеют льготы в полном объёме.
***
По официальным данным через Афганистан прошло 620 тысяч человек. Из них 21 тысяча служащих СА. После развала СССР на территории РФ осталось не более 8 тыс. бывших служащих СА. В Казахстане, Таджикистане, Узбекистане служащие СА, прошедшие Афганистан имеют такие же льготы, как и военнослужащие. Из 620 тыс. военнослужащих, прошедших через Афганистан, непосредственное участие в боевых операциях принимали от 80 до 140 тысяч. Остальные обеспечивали боевые действия.
***
Как следует из п. 2 Приказа Минобороны РФ от 2 ноября 2009г. №1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в воинской части - комиссии военных округов, флотов, воинской части по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии).
Такая комиссия Западного военного округа находится в Санкт-Петербурге.
По заведённому в настоящее время порядку, ветераны боевых действий, при замене удостоверений со старого на новые образцы, подают соответствующее заявления, с приложением требующихся документов, в районный военный комиссариат. Далее документы передаются в городской (областной) военные комиссариаты. Те в свою очередь пересылают документы в вышеуказанную окружную комиссию, которая принимает окончательное решение. Среди прилагаемых документов обязательно справки из Архива МО или Военно-медицинского архива.
Служащие СА – ветераны боевых действий в Афганистане, проживающие в СПб и Ленинградской области при замене своих удостоверений указывают, чтобы удостоверения им были выданы с отметкой не ст. 16 п.3. ФЗ «О ветеранах», а ст.16 п.1. Комиссией всем обратившимся было отказано в таких изменениях.
В личной беседе с председателем Комиссии Западного военного округа по поводу разъяснения позиции Министерства обороны по данной ситуации он объяснил, что Комиссия, вынося решение по данному вопросу, чётко руководствуется ФЗ №5 «О ветеранах» ст.3, п.1, пп.6. Также он добавил, что, выступая в судах в качестве ответчика от МО, ещё не проиграл ни одного суда, в которых ветераны боевых действий в Афганистане - служащие СА СПб и Лен.обл. пытались обжаловать решение комиссии.
Однако у нас есть сведения, что в некоторых регионах РФ суды выносили решения по данному вопросу в пользу истца. К примеру, в республике Марий Эл, Йошкар-Олинский городской суд.
Некоторые выдержки из решения суда:
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Трофимова М.Н. непосредственно проходила службу в Советской Армии, направлена на работу военным комиссариатом, а не гражданским министерством, учреждением или ведомством, состояла в штате войсковой части, и принимала участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан. В связи с чем относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах».
Трофимовой М.Н. выдано удостоверение о правах и льготах, установленных п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Однако при рассмотрении дела установлено, что Трофимова М.Н. относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». В связи с чем, имеет право на льготы, указанные в п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
Признать за Трофимовой М.Н. статус ветерана боевых действий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать Министерство обороны Российской Федерации Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа выдать Трофимовой М.Н. удостоверение ветерана боевых действий по п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судья М.А. Гринюк
Мотивированное решение составлено 3 апреля 2012 года.
Речь идёт о медицинской сестре, служащей СА, которая в период 1983-1985г работала (служила) в Афганистане, в войсковой части ( военно - полевом госпиталь), которая вела боевые действия.
Вывод
В связи с вышеизложенным прошу Генеральную прокуратуру рассмотреть вопрос законности или незаконности отмены большей части льгот служащим СА – участникам боевых действий в Афганистане.
По нашему мнению принятие ФЗ № 5 «О ветеранах» с настоящими поправками нарушает ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ.
Или настоящий закон дает возможность трактовать его статьи по-разному?
С уважением
Полковник в отставке, ветеран боевых действий, инвалид войны, член Совета Межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров».
Козлов В.А.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 54
Тому, что нас поддерживают или тому ЧТО написано?
Первому я рада тоже..а вот второе...
Прочтите ВНИМАТЕЛЬНО письмо!!
Володя,скажи пожалуйста, КТО объяснял полковнику Козлову суть дела?
КАК можно писать в обращении в Генпрокуратуру, вот такое..цитирую..
- В тоже время служащих СА, СОГЛАСНО ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным
причинам».
СОГЛАСНО ФЗ №5 служащие ОТНОСЯТСЯ к ст 3 п.1 пп1(Работники Министерста обороны)..
а к ст 3 п1 пп 6 служащих ОТНОСЯТ окружные комиссии, СОГЛАСНО ведомственным инструкциям, а не ФЗ №5
Зачем писать обращения или письма не понимая сути.....ведь прочтя такое, в мозгу откладывается, что СОГЛАСНО фз №5 комиссии делают ВСЕ правильно!!
И еще - ...ЕщёЯ в шоке!!!!! Девчата вы чему радуетесь?
Тому, что нас поддерживают или тому ЧТО написано?
Первому я рада тоже..а вот второе...
Прочтите ВНИМАТЕЛЬНО письмо!!
Володя,скажи пожалуйста, КТО объяснял полковнику Козлову суть дела?
КАК можно писать в обращении в Генпрокуратуру, вот такое..цитирую..
- В тоже время служащих СА, СОГЛАСНО ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным
причинам».
СОГЛАСНО ФЗ №5 служащие ОТНОСЯТСЯ к ст 3 п.1 пп1(Работники Министерста обороны)..
а к ст 3 п1 пп 6 служащих ОТНОСЯТ окружные комиссии, СОГЛАСНО ведомственным инструкциям, а не ФЗ №5
Зачем писать обращения или письма не понимая сути.....ведь прочтя такое, в мозгу откладывается, что СОГЛАСНО фз №5 комиссии делают ВСЕ правильно!!
И еще - к Западному округу относятся не только Санкт-Петербург и область..
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
[инфо]рой ночи. Где по тексту закона есть СЛУЖАЩИЕ? Да мы считаем себя работниками мин. обороны, а законодатель-нет, полковник просит разобраться где мы ...ЕщёДоб1. К ветеранам боевых действий относятся:1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
[инфо]рой ночи. Где по тексту закона есть СЛУЖАЩИЕ? Да мы считаем себя работниками мин. обороны, а законодатель-нет, полковник просит разобраться где мы в законе и кто такие "работники мин. обороны". Для информации в беседе с вышестоящим работником Мин. Обороны (по телефону) на мой вопрос кто же такие работники Мин. Обороны ответил -это лица работавшие в Министерстве Обороны в период ведение боевых действий в Афганистане, на мою поправку -в Московском Мин. Обороне ответил уклончиво.ФЗ о ветеранах писалось в соответствии с Законом о Труде..
А по КЗОТу, как только подписан приказ о принятии нас в в/ч, мы ав-то-ма-ти-чес-ки по ВСЕМ законам и законадательствам становились - Работниками Минобороны(служащими в/ч такой-то)
И я говорила, что, когда мне звонил подполковник из юротдела Минобороны(потом найду фамилию), по поводу письма, которое я писала и с которым он принимал Галину Зайцеву и Марину Анисимову,
я его спросила -
скажите, в ФЗ №5 о ветеранах прописано -Работники Минобороны..мы, служащие являемся ими?
Ответ - ОДНОЗНАЧНО...
уже давно даже в ответах, нам не пишут, что мы НЕ являемся работниками Минобороны..нам пишут или, что согласно приказу 2288(который НЕ имеет ни-ка-ко-го отношения к афганцам)блаблабла..или, что военнослужащие против, или, что нарушится концепция ФЗ о ветеранах...
и тут мы еще людей НЕ знающих сути вопроса убеждаем сами, что Якобы СОГЛАСНО ФЗ№5 мы относимся к ст3 п1 п...ЕщёВолодя, нас НЕ законодатель не считает Работниками Министерства обороны!!
ФЗ о ветеранах писалось в соответствии с Законом о Труде..
А по КЗОТу, как только подписан приказ о принятии нас в в/ч, мы ав-то-ма-ти-чес-ки по ВСЕМ законам и законадательствам становились - Работниками Минобороны(служащими в/ч такой-то)
И я говорила, что, когда мне звонил подполковник из юротдела Минобороны(потом найду фамилию), по поводу письма, которое я писала и с которым он принимал Галину Зайцеву и Марину Анисимову,
я его спросила -
скажите, в ФЗ №5 о ветеранах прописано -Работники Минобороны..мы, служащие являемся ими?
Ответ - ОДНОЗНАЧНО...
уже давно даже в ответах, нам не пишут, что мы НЕ являемся работниками Минобороны..нам пишут или, что согласно приказу 2288(который НЕ имеет ни-ка-ко-го отношения к афганцам)блаблабла..или, что военнослужащие против, или, что нарушится концепция ФЗ о ветеранах...
и тут мы еще людей НЕ знающих сути вопроса убеждаем сами, что Якобы СОГЛАСНО ФЗ№5 мы относимся к ст3 п1 пп6..
3. Выплачивать рабочим и служащим, получившим во время боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан ранения, контузии или увечья, единовременные пособия в размерах, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 настоящего Постановления для прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, а семьям рабочих и служащих, погибших либо умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных во время боевых действий, - единовременные пособия в размерах, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 настоящего Постановления для семей прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.
4. Установить, что для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 настоящего Постановления, периоды пребывания и участия в боевых действиях военнослужащих на территории Демократической Республики Афганистан определяются Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством
...Ещё3. Выплачивать рабочим и служащим, получившим во время боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан ранения, контузии или увечья, единовременные пособия в размерах, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 настоящего Постановления для прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, а семьям рабочих и служащих, погибших либо умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных во время боевых действий, - единовременные пособия в размерах, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 настоящего Постановления для семей прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.
4. Установить, что для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 настоящего Постановления, периоды пребывания и участия в боевых действиях военнослужащих на территории Демократической Республики Афганистан определяются Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР соответственно.
5. Министерству обороны, Комитету государственной безопасности СССР и Министерству внутренних дел СССР обеспечить:
предоставление установленных льгот военнослужащим, рабочим и служащим, указанным в настоящем Постановлении, и их семьям;
предоставление военнослужащим, отличившимся в боевых действиях, преимуществ в прохождении воинской службы, присвоении воинских званий, при поступлении в военно - учебные заведения;
осуществление других мероприятий по улучшению жизни и быта военнослужащих, рабочих и служащих, указанных в настоящем Постановлении, и их семьям.
к примеру, сантехник-не служащий, он рабочий..
машинистка не рабочий - служащая..и т.д.
А все вместе и есть одно определение в ст 3 п 1 пп1 -Работники Министерства обороны..
спасибо, что обратили внимание!
Вот такие "ошибки" создают не только сумятицы, но и дают возможность давать нам лишь отписки и откладывать, откладывать решение вопроса по существу..
более того, нагло заявлять мнение на высоком уровне, что при наделении соцобеспечением гражданского персонала 40-й Армии, нарушится кон-цеп-ци-я(еле выговорила)
Закона...
О, как!
Хотя спасибо конечно полковнику Валентину Козлову, что и за нас радеют...не так много таких , что не только за военнослужащих переживают..
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 1983 г. N 59-27
О ЛЬГОТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ,
НАХОДЯЩИМСЯ В СОСТАВЕ ОГРАНИЧЕННОГО КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ
ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН, И ИХ СЕМЬЯМ
http://www.alppp.ru/law/zakonodatelstvo-ob-oborone/2/postanovlenie-ck-kpss-sovmina-sssr-ot-17-01-1983--59-27.html
14:27ДАВНО ПОРА ВСПОМНИТЬ О СЛУЖАЩИХ: ЖИЛИ ВСЕ МЕСТЕ С В/С , ПОДЧАС ВЫПОЛНЯЛИ ИХ РАБОТУ, ПИТАЛИСЬ ИЗ ОДНОГО КОТЛА , ПОЛУЧАЛИ ТЕ ЖЕ 240 ЧЕКОВ-ЛЬГОТ НЕТ, А СОВЕТНИКИ СОВЕРШЕННО В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ ЖИЛИ , УДОСТОВЕРЕНИЯ, ЧТО У НИХ И У НАС? КАК ПОНЯТЬ?
2
у советников-военнослужащих, удостоверения как и у всех военнослужащих, выполняли свои задачи, работали и жили с афганцами, ходили на боевые и в разведвыходы..
и подчас гибли от них же..были и случаи взятия в плен своими же подопечными..
что не так?
а не сделать ли лингвистическую экспертизу?
Может есть лингвисты среди наших или знакомые..
т.е. как мне кажется слова "рабочие и служащие" употреблялись в более раннем использовании..
А в ФЗ№5 их заменили на юридически более правильное в написании в законе - работники Министерства обороны...
как то так..
я говорила еще почти два года тому, с двумя юристами, мне объяснили так
О предоставлении льгот некоторым категориям граждан
Совет Министров постановляет:
1. Распространить на рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Республику Афганистан в период с 1 декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., льготы, предусмотренныеподпунктом "в" пункта 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 и постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 г. N 989*.
________________
* См. в настоящем издании постановление Совета Министров РСФСР от 26 августа 1988 г. N 356 - (Прим.ред.)
2. Предоставить лицам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, отработавшим установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам, следующие льготы и преимущества:
...Ещёправо на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное жилищное строительство; право на использование очередного ежегод
О предоставлении льгот некоторым категориям граждан
Совет Министров постановляет:
1. Распространить на рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Республику Афганистан в период с 1 декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., льготы, предусмотренныеподпунктом "в" пункта 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 и постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 г. N 989*.
________________
* См. в настоящем издании постановление Совета Министров РСФСР от 26 августа 1988 г. N 356 - (Прим.ред.)
2. Предоставить лицам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, отработавшим установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам, следующие льготы и преимущества:
право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное жилищное строительство; право на использование очередного ежегодного отпуска в удобное для них время;
преимущественное право на обеспечение по месту работы путевками в санатории, профилактории и дома отдыха;
право на пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы;
преимущественное право на прием в садоводческие товарищества (кооперативы), установку телефонов.
3. Установить, что время работы указанных в пункте 1 настоящего постановления рабочих и служащих засчитывается в стаж, дающий право на пенсию в порядке, предусмотренном распоряжением Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 г. N 2383.
Время работы на территории Республики Афганистан подтверждается официальными справками предприятий и организаций, министерств и ведомств, которые командировали указанных работников в Республику Афганистан.